Глава Нацбанка: «Девальвации нет и не будет»
Глава Нацбанка РК Кайрат Келимбетов еще на прошлой неделе развеял девальвационные ожидания.«Еще раз хотел подчеркнуть, что никаких оснований для беспокойства нет. Те фундаментальные факторы, которые влияют на политику по обменному курсу национальной валюты, не претерпели изменений», – заявил он, выступая на пленарном заседании сената.
Глава Нацбанка заметил, что «на рынке иногда возникают ожидания: когда назначили в 2009 году Григория Марченко, действительно была проведена девальвация, не будет ли похожих событий в связи с моим назначением». «Вы знаете, это касается и цены на нефть, и ситуации с обменным курсом российской валюты. То есть никаких оснований для беспокойства нет. Национальный банк продолжит политику по сглаживанию резких скачков обменного курса тенге», – заверил г-н Келимбетов.
2009 и 2013
Напомним, что Нацбанк с 4 февраля ушел от поддержания тенге в прежнем неявном коридоре «120 тенге за доллар плюс-минус 2%» и объявил новый обоснованный уровень – 150 тенге за доллар плюс-минус 3%.
С начала 2008-го по январь 2009 года снижение курса тенге к доллару США составило 1%. В 2008 году официальный курс тенге двигался в узком диапазоне около уровня 120 тенге за доллар. Это могло свидетельствовать о нерыночности ценообразования казахстанской национальной валюты.
На сегодняшний день, по мнению наблюдателей, валютный курс тенге довольно крепко привязан к золотовалютным резервам и тем более к платежному балансу Казахстана.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что курс тенге на текущий момент, вероятнее всего, останется стабильным. Причем основой стабильности стал текущий большой спрос на национальную валюту со стороны банков и компаний реального сектора (как для налоговых, так и операционных нужд), тем самым выбивая почву из-под ног у спекулянтов, играющих на продолжении ослабления тенге.
Вообще, плавная девальвация (за последний год тенге ослаб к доллару немногим более 3,5%) уже произошла, но в коридоре, обозначенном Нацбанком. И это правильно. Слишком дорогая национальная валюта (в сравнении с валютами прочих развивающихся стран) не будет способствовать развитию внутреннего производства и повышению конкурентоспособности экспортеров. Сейчас политический консенсус направлен скорее на стабильность и сокращение дефицитов бюджета, нежели на агрессивное развитие.
Ко всему прочему политика масштабных интервенций на валютный рынок с целью обеспечения стабильности национальной валюты проводилась и Григорием Марченко, и Кайратом Келимбетовым.
Цена на нефть и интеграция
В принципе, сейчас нет никаких предпосылок к тому, что цены на нефть станут нестабильными.
Так, Международный валютный фонд прогнозирует снижение мировых цен на нефть в 2013 году до $104,49 за баррель, в 2014 году – до $101,35.
Кроме того, Министерство экономического развития РФ также скорректировало прогноз среднегодовой цены на нефть марки Urals на 2013 год до 106 со 105 долларов за баррель.
Еще один прогноз цен на нефть марки Brent на VIII Евразийском форуме KAZENERGY сделал министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин.
По его мнению, «черное золото» к 2020 году может вырасти в цене до $120 за баррель, а к 2030 году – до $150 за баррель. То есть в ближайшее время он не видит особых причин для роста цен на нефть.
По прогнозам российской компании «Лукойл», ни сланцевая нефть, ни замедление темпов роста Китая, ни снижение добычи нефти в Ираке резко не скажутся на цене нефти.
В связи с этим «Лукойл» прогнозирует цены на уровне не менее $100 за баррель в среднесрочной перспективе с ростом на уровне долларовой инфляции.
Как правило, основным фактором, влияющим на цену нефти, является политика Федеральной резервной системы США – ослабление доллара автоматически ведет к росту цены в долларовом выражении. Например, в золоте цена нефти за последние 20 лет практически не изменилась. Вместе с тем существуют и другие не менее серьезные аргументы в пользу того, что перепроизводство и обвал цен нефти не ожидаются. Среди них рост затрат на геологоразведку и добычу, балансирующая политика ОПЕК.
Сегодня, когда Казахстан является членом Таможенного союза, привязка тенге к российскому рублю существенно усилилась, что не может не влиять на обменный курс. Разница в валютной политике центробанков РФ и РК приводит к тому, что когда рубль, к примеру, падает на 10%, тенге теряет против доллара лишь 1%. В итоге тенге к рублю укрепляется.
И потому создается некий дисбаланс, от которого в рамках Таможенного союза выигрывают российские экспортеры. Это приводит к сокращению экспорта и существенному увеличению объемов импорта в Казахстан внутри интеграционного объединения. То есть получается, что отечественные производители не только не могут получить долю на рынке соседней страны, но и начинают терять свои позиции на внутреннем рынке. Валютную политику необходимо сближать, поэтому падение курса рубля к доллару должно сопровождаться хоть не сопоставимым, но хотя бы существенным ослаблением курса тенге к доллару.
Но это уж точно не девальвация.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.