Фонд поддержки для стран ТС
Кыргызстан настаивает на создании фонда поддержки для странНа прошлой неделе Кыргызстан заявил, что выступает за создание фонда для стран, желающих вступить в Таможенный союз. «Хочу подчеркнуть, нашими экспертами были выражены позиции, которые важны для Кыргызстана, и надеемся, что страны Таможенного союза примут их во внимание при обсуждении проекта Дорожной карты. Особую важность имеет следующее: во-первых, это создание механизма по оказанию поддержки странам, которые намерены присоединиться к Таможенному союзу. Не секрет, что уровень ВВП на внутреннем рынке Кыргызской Республики в разы меньше, чем в странах Таможенного союза. Таким механизмом могло бы стать создание специального фонда», – сказал премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев, выступая на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета.
Он отметил, что в настоящее время Кыргызстан дорабатывает проект Дорожной карты по вступлению в Таможенный союз.
Как отмечалось ранее, Дорожная карта предусматривает пересмотр законодательства Кыргызстана в соответствии с соглашениями ТС, инфраструктурные преобразования, модернизацию, оснащение пунктов пропуска на границе и лабораторий, а также подготовку преференций для Кыргызской Республики. Принятие проекта Дорожной карты не раз откладывалось из-за уточнения условий вступления Кыргызстана в Таможенный союз.
У каждого свой интерес
Понятно, что у каждой страны, стремящейся стать членом Таможенного союза, есть свой политический и экономический интерес.
Так, в случае с Арменией действует принцип приоритетности. Официальный Ереван долго выбирал между европейской интеграцией и интеграцией в Таможенный союз. В первом случае он мог получить европейский рынок, потенциальные возможности жить в единой Европе.
У Еревана было два варианта – или Европейский союз с возможными перспективами, или Таможенный союз с возможностью беспошлинно торговать с Россией.
Ереван выбрал второе. Армения надеется получить скидку на газ, поставляемый из России, будет, как и раньше, торговать со своим географическим соседом, а также ожидает гарантий безопасности от Москвы.
В свою очередь Россия, если Армения войдет в Таможенный союз, получает неплохой политический бонус, а именно вносит раскол в сложившуюся тройку «Украина – Молдова – Армения», которая претендовала на ассоциированное членство в Евросоюзе.
Причем Москва никаких очевидных экономических выгод от вступления в Таможенный союз Армении не имеет.
Что касается Таджикистана, то он имеет очевидные экономические стимулы. Так сложилось, что самым привлекательным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции, которая с избытком выращивается в этой центральноазиатской стране, является именно российский. Официальный Душанбе не может не понимать прописной истины: транспортное противодействие со стороны Узбекистана всегда касалось автомобильной и железной дорог, связывающих Таджикистан с Россией.
С одной стороны, Душанбе получает беспошлинный доступ на казахстанский и российский рынки, с другой – в упрощенном режиме сможет приобретать нефтепродукты, лес, зерно и прочие товары, в которых остро нуждается.
Но есть одно обстоятельство. Так как с Узбекистаном отношения, мягко говоря, не самые хорошие, Душанбе нужно подождать, пока членом Таможенного союза не станет Кыргызстан. И все потому, что общих границ с Таможенным союзом Таджикистан не имеет.
Нужен как воздух
В принципе, фонд, который будет помогать другим потенциальным членам Таможенного союза, необходим, и все это признают.
Хороший пример – страны Восточной Европы, которые прошли довольно длительный подготовительный период, прежде чем стали полноценными членами европейской семьи. В этих странах за счет ЕС строили дороги, школы, инфраструктуру, чтобы стандарты ЕС не очень сильно отличались от стандартов потенциальных членов ЕС. То есть ЕС подтягивал своих будущих членов до определенных европейских стандартов.
Так и Таможенному союзу нужно подтягивать те страны, которые уже сейчас хотят стать членами интеграционного объединения.
Но если Армению, Таджикистан и Кыргызстан необходимо подтягивать, то Украина, наоборот, могла бы много чего дать Таможенному союзу. Первое – гарантию, что ЕС дальше не пойдет и его расширение будет приторможено. Это политический аспект. Второе – Украина имеет мощный промышленный потенциал, который нужно только запустить, в частности, благодаря дешевому российскому газу. Это экономический аспект.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.