Монополия на рынке перевозок казахстанского зерна

Создание совместного предприятия монополизирует рынок

Как недавно стало известно, крупнейший в России перевозчик зерна «Русагротранс» и казахстанская госкомпания «Казтемиртранс» создали совместное предприятие «Астык Транс», которое претендует на 100% внутренних и 90% экспортных перевозок казахстанского зерна.

Как рассказал «РБК daily» гендиректор «Русагротранса» Константин Засов, СП создано на паритетной основе с АО «Казтемиртранс» («дочка» «Казахстан темир жолы»).

«Собственных вагонов у оператора пока не будет, сначала передадим в управление от каждой стороны по 3 тыс. вагонов», – уточнил г-н Засов. После того как партнеры присмотрятся друг к другу, планируется сформировать парк из 10 тыс. вагонов», –добавил генеральный директор «Русагротранса». Предполагается, что «Астык Транс» начнет работать с 1 октября.

В «Русагротрансе» прогнозируют, что СП будет перевозить около 9 млн тонн зерна в год, то есть обеспечит 100% внутренних и 90% экспортных перевозок Казахстана (весь урожай РК составляет порядка 18-19 млн тонн в год, половина – внутреннее потребление и перевозка на автомобилях). Около 3,5 млн тонн от этого объема займет внутренний рынок, остальное будет экспортироваться через Черноморский регион (порядка 1,6 млн тонн), Среднюю Азию (1,5 млн тонн), Азербайджан и Грузию (929 тыс. тонн), Прибалтику (393 тыс. тонн), а также через порты Каспия, Украины, Китая. Для сравнения: сегодня «Русагротранс» перевозит порядка 1 млн тонн казахстанского зерна.

В кооперации – польза

В принципе, СП может за счет кооперации добиться оптимального использования вагонного парка. Заместитель гендиректора «Русагротранса» Олег Рогачев считает, что созданное совместное предприятие позволит избежать проблем с дефицитом вагонов в пик сезонности. «Мы долгое время конкурировали друг с другом, но это было нерационально, ведь у нас разная сезонность», – пояснил он.

По его словам, у казахстанской стороны возникают серьезные проблемы с международным сообщением в пик сезона: в наличии имеется всего 6,5 тыс. зерновозов, а в это время их требуется в два раза больше. И наоборот, учитывая более ранний на юге России сбор урожая, нежели в Казахстане, можно будет использовать парк «Казтемиртранса», который в это время простаивает, уточнил Олег Рогачев.

На самом деле на юге России сезон уборки зерна завершается раньше, чем в Казахстане.

21 августа директор департамента растениеводства Минсельхоза РФ Петр Чекмарев заявил агентству «Прайм», что в южных регионах уже убрали 78% зерновых, осталась только кукуруза на зерно.

Так, на начало сентября в Северо-Казахстанской области, по данным специалистов областного управления сельского хозяйства, зерновые убрали на площади 723,6 тыс. гектаров, это 20,2% от общей территории посевных полей.

Безусловно, г-н Рогачев прав, когда говорит об оптимизации использования вагонного парка. Когда вагоны будут нужны югу России, можно использовать казахстанские вагоны, когда Казахстану – вагоны российского оператора.

Но сначала нужно решить собственные проблемы

Однако не все эксперты позитивно оценивают создание СП. Так, исполнительный директор центра «СовЭкон» Андрей Сизов убежден, что созданное совместное предприятие не поможет решить проблемы с перевозкой зерна в России железнодорожным транспортом, наоборот, возможно, эти проблемы только усугубятся, так как часть вагонов будет оставаться в Казахстане.

По его подсчетам, у «Русагротранса» возникают сложности, когда ежемесячный экспорт из России превышает 2-2,5 млн тонн. «Для чего создавать СП, когда собственные проблемы не решены», – отмечает эксперт. Он вспоминает, что о создании подобного предприятия говорилось давно, но до сих пор до реализации не доходило.

С другой стороны, сами казахстанские перевозчики довольно часто обращаются к властям с просьбой защитить местных перевозчиков от экспансии российских операторов и разработать для них систему льгот и преференций, стимулирующих привлечение местных перевозчиков.

Это говорило практически о запрете в Казахстане на перевозку грузов всем операторам, кроме «Казтемиртранса». Естественно, российские операторы стали жаловаться на то, что им запрещают осуществлять перевозки по территории Казахстана. Данное решение вызвало множество протестов, в дело вмешалась антимонопольная служба, после чего «Казахстан темир жолы» был вынужден снять свой запрет.

По данным «РБК daily», вагоны из стран СНГ, которые въезжают на территорию страны, могут лишь доставить груз и, по сути, они должны пустыми возвращаться обратно. Из этого следует, что вывоз груза из Казахстана на территорию России разрешается только казахстанским операторам. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤