А ты успел дать присягу?
На совместном заседании палат парламента в минувший понедельник глава государства поручил Правительству РК разработать проект ко...На совместном заседании палат парламента в минувший понедельник глава государства поручил Правительству РК разработать проект кодекса для бизнесменов до конца этого года. «В нем надо закрепить базовые принципы деятельности казахстанских предпринимателей и взаимодействия с государством. Это должно быть как бы конституцией нашего бизнеса», – заявил Нурсултан Назарбаев.
Поддерживая данную инициативу, экономист Олжас Худайбергенов поясняет, что проект должен разрабатываться как законодателями, так и бизнес-структурами. В таком формате интересы предпринимателей будут учтены.
По мнению экспертов, процесс создания кодекса должен быть сфокусирован на многих важных элементах. Один из них – борьба с бюрократическими посягательствами на бизнес-структуры. Как отмечает Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) РК, законы создаются, но их исполнение хромает. На деле новое законодательство не упрощает деятельность предпринимателя в стране.
«Так, к примеру, Закон о государственном контроле и надзоре, принятый три года назад, показал низкую эффективность. Об этом говорят не только в бизнес-кругах, но и в самих государственных учреждениях», – отмечает г-н Назханов. По данным прокуратуры, подавляющая часть проверок проходит внепланово. А это около 90% всех проверок, осуществляемых в рамках закона. «Внеплановая проверка является поводом нахождения нарушений, за которые предприниматель решит заплатить в карман проверяющему взамен на его благосклонность»,– подчеркивает эксперт.
По мнению экономиста Сергея Смирнова, разработка кодекса – недостаточная мера для улучшения бизнес-среды. Решить ряд сложностей, с которыми сталкиваются наши предприниматели, считает экономист, могло бы, к примеру, снижение количества контролирующих и проверяющих органов.
В кодексе, подчеркивают эксперты, следует также хорошо отрегулировать координацию между различными компетентными министерствами и ведомствами, регулирующими предпринимательскую деятельность в стране. «Как известно, существуют 114 госорганов, уполномоченных производить проверки. Если кодекс поможет рационально подойти к вопросу проверки и, к примеру, сократит число проверяющих инстанций, это поспособствует как минимум снижению коррупциогенности и значительно упростит и без того хлопотную работу предпринимателя», – отмечает г-н Назханов.
По мнению аналитиков, также необходимо «почистить» существующее законодательство и устранить повторяющиеся законодательные нормы в первую очередь для упрощения взаимодействия бизнеса и государства.
Зарубежный эксперт Ладо Чантурия, доктор юридических наук, на страницах казахстанского журнала «Юрист» опубликовал свою точку зрения на многочисленные попытки создания предпринимательского кодекса в Казахстане. По его мнению, печальный опыт проведения псевдоэкономических реформ в Советском Союзе в восьмидесятых годах прошлого столетия посредством одноразовой отмены нескольких тысяч нормативных актов, регулирующих разные области и отрасли экономической жизни, является наглядным доказательством того, какую угрозу создает правовой стабильности необдуманная и необоснованная отмена законодательных актов, принятых в течение нескольких десятилетий.
Защита интересов предпринимателей выражается, прежде всего, в обеспечении стабильности правовой системы, а не в постоянном изменении этой системы и разработке законодательных актов, которые не имеют аналогов в других экономически развитых странах. Система законодательства Республики Казахстан за годы государственной независимости сформировалась, к ней привыкли и приспособились предприниматели, и революционное изменение этой системы напрямую угрожает правовой стабильности.
В условиях рыночного хозяйства, свободы предпринимательства, частной собственности и свободы договора регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в пределах как частного права, так и публичного. Поэтому следует проверить надобность принятия данного закона отдельно по составным частям системы права. Необходимость кодификации предпринимательского права должна существовать или в частном, или в публичном праве.
Другой, более эффективной мерой в облагораживании бизнес-среды страны может стать внедрение института омбудсмена для осуществления защиты прав предпринимателей, считает вице-президент НАП РК.
Кроме того, по мнению экспертов, лоббирование могло бы также способствовать прозрачности в процессе разработки того или иного законодательства. Если нет закона, то и лобби как будто нет.
Крупный бизнес в подобном сценарии в состоянии решить свои проблемы самостоятельно, задерживая параллельно развитие среднего бизнеса. Сегодня его доля в МСБ страны составляет всего 2%. Одно из объяснений данной тенденции – страх роста.
«Если сравнивать казахстанский малый бизнес с зарубежными аналогами, его скорее назовешь микробизнесом, так как обороты в этих компаниях совсем незначительны», – отмечает г-н Назханов.
По экспертным данным, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет около 20%. И эти показатели несильно изменились за последние 10 лет.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.