Казахстанцы пересядут на малолитражки в 2015 году
«Мы весной 2014 года закончим работу по пересмотру налоговых льгот. Внутри себя определимся, какие секторы нужно стимулировать,...«Мы весной 2014 года закончим работу по пересмотру налоговых льгот. Внутри себя определимся, какие секторы нужно стимулировать, потому что это целый пакет изменений для того, чтобы народ завтра побежал покупать автомобили с движком полтора литра. У нас люди почему-то любят большие автомобили покупать. С 2015 года вступят в действие стимулирующие покупку экономичных автомобилей нормы», – сообщил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. При этом он отметил, что планируемые изменения улучшат условия для владельцев малолитражных автомобилей.
По его словам, данные меры являются продолжением уже начатой политики по пересмотру налоговых льгот.
Однако точная сумма налога на транспорт, который будет собираться с 2014 года в результате повышения ставок, озвучена не была.
«Вы к акиматам обращайтесь теперь уже, это их доходы, а не республиканского бюджета. Это от них пришло, они пришли ко мне и мы просчитывали. По международной классификации, обычно идет до 3 литров (объем двигателя автомобиля), когда мы говорим о среднем классе. По концепции «зеленой» экономики будем стимулировать, как в Европе, предусмотрен переход к использованию малолитражных автомобилей. Вопрос гибридов и так далее будет отдельным пакетом в следующем году, то есть мы будем стимулировать людей, чтобы покупали малолитражки», – заявил министр.
Меры на самом деле кардинальные, но больше социальные
Надо отметить, что власти всерьез взялись за решение этой проблемы.
Напомним, в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» предлагается повысить с 1 января 2014 года налог на транспорт с объемом двигателя от 3 тыс. до 4 тыс. куб. см с текущих 15 МРП до 35-66 МРП в зависимости от объема. Налог с грузовиков грузоподъемностью от 10 до 15 тонн предлагается поднять до 15 МРП с текущих 9 МРП, свыше 15 тонн – до 100 МРП с текущих 9 МРП.
По мнению экспертов, даже резкое увеличение налога на автомобили с объемом двигателя свыше 3 литров даст казахстанскому бюджету мало денег.
Некоторые специалисты считают, что данная мера принесет 2-3 млрд тенге в год, другие, принимая во внимание небольшой объем транспортного налога в структуре налоговых отчислений, полагают, что могут вырасти иные налоги. Самое главное, по их мнению, – переориентирование рынка на малолитражные автомобили и сильная социальная нагрузка, которую выполняет эта мера.
Так, по подсчетам экспертов, из 3,7 млн легковых автомобилей, зарегистрированных в Казахстане, только 100 тыс. имеют объем двигателя в пределах 3-4 литров.
Как считают специалисты Агентства по исследованию рентабельности инвестиций, такая мера изменит рынок и переориентирует его на малолитражные автомобили, а также существенно увеличит уровень других налогов почти в 2 раза (с 2,3 до 4,4).
Но основным фактором многие эксперты считают именно социальный, так как доля крупногабаритных и зачастую дорогих автомобилей в Казахстане сократится, а число малолитражных авто увеличится.
Меньше – не значит хорошо
В настоящее время Казахстан является страной с низким транспортным налогом.
Для сравнения: в Гонконге транспортный налог составляет $9,5 тыс. в год, в Южной Корее – $ 2,2 тыс. в год, в России – $1,5 тыс. в год.
Почти вся Европа уже ввела налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей и, наоборот, санкции для водителей «вредных» машин.
Но дополнительно хозяева машин в Германии платят и за объем выбросов CO2, причем этот газ стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм! Впрочем, есть льготная норма: если автомобиль выделяет меньше 120 грамм CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 году максимально разрешенный бесплатный выхлоп Германия опустила до 110 грамм на километр, а в 2014-м – уже до 95. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных авто. Заодно она на руку хозяевам машин-гибридов – имея довольно мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги.
Почти идентичная система действует и во Франции. При регистрации нового автомобиля его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя (а не от его объема, как в Германии). Вдобавок владельцы большинства машин должны платить за каждый грамм CO2, который их «железный конь» выбрасывает в атмосферу. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 грамм газа на километр. Деньги, собранные с выхлопов, направляются на финансирование экологических программ Франции.
В США сбор налогов с автомобилистов построен по принципиально иной, но также экологичной схеме: больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо. Чем больше бензина или солярки пожирает твой автомобиль и чем больше ты ездишь, тем больше отдаешь в бюджет.
Деньги, собранные с водителей, тратятся в США на строительство и ремонт дорог.
В Дании и Израиле транспортный налог очень высокий. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде велосипедов и мопедов, поэтому при регистрации автомобиля берут с водителя 105% стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тыс. крон (это чуть меньше $18 тыс.), то хозяину придется отдать государству 180% ее цены. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин, то есть водители платят налог дважды: при регистрации и при использовании машины. Кстати, и сами автомобили в этой стране дороже, чем в других государствах Европы из-за высокого налога на импортные товары.
В Израиле с лета 2009 года все автомобили условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92% стоимости машины. Минимальный же налог – 10% цены – должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти просят 30%. В среднем водители платят государству около 70% стоимости автомобиля. Казахстан, чтобы решить экологические и социальные проблемы, также может пойти по такому пути.
Не сказать, что мало
Если опираться на последние данные, то транспортный налог нельзя назвать несущественным. Так, по информации Ranking.kz, в Казахстане в период с января по июнь 2013 года налог на транспорт с физических лиц по объему поступлений в 11 раз превзошел налоги на частное имущество.
За первое полугодие автовладельцы уплатили в бюджет страны свыше 15 млрд тенге. В то время как поступления по налогам на имущество с физических лиц составили лишь 1,3 млрд тенге.
В целом налоги на собственность за январь-июнь превысили 95 млрд тенге, что на 13% больше первого полугодия 2012 года. Согласно данным налогового комитета Министерства финансов Казахстана, в структуре поступлений налогов на собственность около 71% приходится на имущество юридических лиц – 67,6 млрд тенге. Около 16% занимают налоги на транспорт с физических лиц (15 млрд тенге).
На третьем месте по объему поступлений стоит земельный налог с юрлиц на земли населенных пунктов – более 6% (6,1 млрд тенге). В структуре поступлений налогов на собственность меньше всего приходится на налог на земли лесного фонда – 0,3 млрд тенге.
Понятно, что если налог
на большие автомобили введут с начала 2014 года, а к 2015-му в Казахстан станут
активно ввозить малолитражные автомобили, то через несколько лет наш автопарк
станет напоминать европейский.