НПЗ хотят решить свои проблемы за счет государства

Нефтяным заводам Казахстана не хватает хранилищ – такая информация появилась в иностранных СМИ. Отечественным нефтепереработчика...

Нефтяным заводам Казахстана не хватает хранилищ – такая информация появилась в иностранных СМИ. Отечественным нефтепереработчикам самостоятельно приходится решать вопрос о размещении собственной продукции на нефтехранилищах по всей республике. Об этом сообщил агентству Trend представитель одного из трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на условиях анонимности.

Нефтепереработчикам, по словам источника, чтобы не останавливать производство и не снижать объемы переработки, приходится отправлять свою продукцию на нефтехранилища по всему Казахстану. «Собственные нефтебазы уже заполнены под завязку. Аренда чужих нефтехранилищ, понятно, что производится не бесплатно, а за счет средств заводов», – сообщил представитель одного из отечественных НПЗ.

Мурат Абулгазин, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), предполагает, что обозначенная казахстанскими нефтепереработчиками проблема стремится облегчить текущие вопросы большого бизнеса за счет государства.

Но в первую очередь проблема отсутствия дополнительных резервуаров для нефтепродуктов, по мнению эксперта, напрямую сопряжена с неэффективностью всей системы переработки сырья – от доставки нефти на НПЗ до выхода конечной продукции. Старший аналитик АИРИ уверен в том, что вопросы операционной эффективности необходимо решать в первую очередь через всю цепочку задействованных в данном процессе посреднических структур. «Ввод новых резервуаров способен решить вопрос лишь на некоторое время, при существующем положении дел проблему необходимо решать комплексно», – объяснил г-н Абулгазин.

Прежде всего, такая проблема, по мнению Мурата Абулгазина, возникает во время реконструкции или модернизации НПЗ. Однако эксперт настаивает на том, что, во-первых, налицо давняя проблема отечественной отрасли – нехватка новых мощностей, а во-вторых, проблемы самих заводов, принимающих объемы выше возможностей перерабатывать и хранить сырье.

Нехватка существующих объемов нефтехранилищ, по словам эксперта, связана и с тем, что в Казахстане в качестве стратегического запаса рассматривают сами нефтяные месторождения, поэтому необходимости в строительстве соответствующих хранилищ Министерство нефти и газа (МНГ) не видит.

В частности, г-н Абулгазин напомнил, что в апреле 2013 года, будучи министром нефти и газа и выступая перед депутатами парламента, Сауат Мынбаев заявил, что Казахстану нет необходимости строить дорогостоящие резервуары и хранить нефть в них, когда закон о национальной безопасности позволяет МНГ РК в любой момент направлять добываемую нефть на НПЗ.

Многие отечественные эксперты придерживались мнения, что для нефтеизбыточной страны создание резервов экономически неэффективно, тем более в целях обеспечения энергетической безопасности в договорах на недропользование оговорено, что правительство при чрезвычайных обстоятельствах имеет право изъятия добываемой нефти для нужд страны с последующей выплатой недропользователю стоимости заимствованной нефти по рыночной цене.

Нефтехранилища делятся на три типа. Первый тип – стабилизационные хранилища – используются для регулирования внутренних цен на сырье и продукты переработки. Второй тип – стратегические хранилища – предназначены для накопления ресурсной базы для будущих поколений или же для чрезвычайных периодов. И последний тип – коммерческие хранилища – используют для извлечения прибыли в периоды высоких цен.

По мнению самих нефтепереработчиков, причины возникшей проблемы заключаются в том, что правительство до сих пор толком не решило вопрос с ограничением импорта бензина из соседней России. Нерешенным остался и вопрос с экспортом нефтепродуктов казахстанского производства.

Также большой вклад в проблему на рынке ГСМ, по словам представителей НПЗ, вносит и то, что цены на нефтепродукты в республике регулируются государством.

Напомним, 7 мая текущего года было принято постановление правительства об ограничении импорта бензина из России. Принятие такого решения было обосновано перенасыщением отечественного рынка российским бензином и необходимостью направления казахстанской нефти на собственные предприятия, а не в Россию в обмен на российские ГСМ.

Ранее Министерство нефти и газа РК обещало, что еще в начале 2013 года будут введены ограничения на поставки российских ГСМ на рынок Казахстана. Но так как этого не произошло, Павлодарский нефтехимический завод несколько раз был на грани остановки. Это было связано с поступлением на казахстанский рынок российского бензина по демпинговым ценам класса Евро-2. За четыре первых месяца текущего года в Казахстан поступило 610 тыс. тонн, что больше половины годовой нормы.

Как известно, в начале года на территории нашего северного соседа на законодательном уровне запретили производство бензина марки Евро-2, и все нереализованные объемы хлынули на рынок Казахстана, отчего все три НПЗ республики оказались затоварены собственной продукцией.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤