Достоверность рейтинга лучших вузов Казахстана под сомнением

В Казахстане опубликовали список лучших вузов в 2013 году. Этот рейтинг был составлен Независимым казахстанским агентством по об...

В Казахстане опубликовали список лучших вузов в 2013 году. Этот рейтинг был составлен Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО). Однако результаты рейтинга вызвали неоднозначную реакцию у экспертов в сфере образования.

В объективности и достоверности предоставленных сведений о лучших вузах страны усомнился Бисембай Искаков, исполнительный директор научно-образовательного фонда «Аспандау». И на это есть несколько причин. Во-первых, как считает эксперт, методология проведения институционального академического ранжирования вузов, разработанная НКАОКО, не является научно обоснованной. Она не подвергалась широкому обсуждению академическим сообществом и другими заинтересованными сторонами. Во-вторых, 6 индикаторов и 36 критериев, из которых состоит анкета № 1, не прошли достаточной экспертизы. В-третьих, подчеркивает г-н Искаков, заполненные анкеты № 1 представили меньше половины вузов страны, а работники вузов, участвовавших в ранжировании, не прошли необходимого тренинга, что обычно сказывается на достоверности сведений, представляемых вузами.

Сегодня основными потребителями информации о рейтинге вузов являются абитуриенты, студенты и их родители, а также работодатели, которые хотят знать: в каком вузе лучше всего готовят специалистов по определенной образовательной программе или по группе близких друг к другу образовательных программ. Именно поэтому необходимо двигаться дальше и сфокусировать внимание на лидерах и аутсайдерах академического ранжирования вузов, реализующих образовательные программы высшего образования.

«Умелое использование такого инструментария как институциональное и специализированное академическое ранжирование вузов позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов с высшим образованием. Об этом свидетельствует мировой опыт, накопленный за последние два десятилетия», – заключил г-н Искаков.

Сергей Филин, директор Института директоров, считает, что рейтинг, возможно, объективен по тем критериям, которые выбраны для оценки. «Но вуз готовит студентов для работы, а оценке работодателей и государственных органов отдано всего 20%. При этом надо подозревать, что государственные органы вряд ли оценят вуз, находящийся в том или ином «своем» регионе, низко. Так что рейтинг не отражает самого главного – готовности выпускника к работе», – полагает он.

Спикер также заметил, что большая доля академических ресурсов в рейтинге (60%) автоматически выводит в лидеры не тех, кто хорошо учит, а тех, у кого больше зданий, сооружений, оборудования. Но наличие ресурсов не делает автоматически обучение качественным.

Несмотря на эту негативную оценку экспертов, представители вузов придерживаются иной точки зрения. «Хочется отметить, что соответствие стандартам, заложенным в Берлинских принципах, используемых НКАОКО, позволяет нам рассчитывать на объективность и правдивость подведенных итогов Национального (генерального) рейтинга-2013», – прокомментировал Такир Балыкбаев, ректор Международной академии бизнеса (МАБ).

Вместе с тем, согласно методике расчета рейтинга лучших вузов в 2013 году, первая часть основывается на оценке качества академических ресурсов вуза, представленных самими вузами. По мнению г-на Балыкбаева, здесь возможно искажение полученной информации о деятельности вуза по некоторым показателям. «Потому в этом аспекте, как нам кажется, очень важны критерии оценки и проверки полученных данных, их объективность. Например, нам не очень понятно, когда в рейтинге среди гуманитарно-экономических вузов, КИМЭП значительно опережает остальные ведущие вузы РК», – подчеркнул ректор МАБ.

В погоне за студентами

В системе отечественного высшего образования скопилось множество проблем. Развитию образования мешает ряд факторов, считают казахстанские специалисты. Так, по мнению г-на Филина, во многих казахстанских вузах отсутствует социальная ответственность за качество образования. «Если вуз ведет себя как машина по генерации денег, то о качестве образования можно забыть. Также происходит чрезмерное вмешательство министерства образования и науки в академический процесс и, как следствие, маленькая академическая свобода. Вузы и преподаватели перегружены излишним формальным планированием и отчетностью», – рассказывает он.

К этому списку эксперт причислил низкий уровень подготовки преподавателей, которые при имеющихся заработных платах учиться за свой счет не могут, нежелание многих студентов учиться. «И пора уже избавляться от дипломов государственного образца. Вуз должен выдавать свой диплом, как это происходит в большинстве стран мира. Одинаковый диплом от разных вузов убивает конкуренцию», – посетовал г-н Филин.

В погоне за количеством студентов вузы не уделяют должного внимания уровню образования. В результате возрастает количество неквалифицированных специалистов. «Политика министерства по оптимизации вузов, разумеется, наиболее правильная. Будем надеяться, что сокращение вузов повлияет на улучшение качества образования», – прокомментировал г-н Балыкбаев.

Между тем в Казахстане наблюдается отсутствие автономии высших учебных заведений, что мешает раскрыть полностью потенциал вузов. По словам министра образования и науки Казахстана Бакытжана Жумагулова: «…лишь ведущий вуз «Назарбаев университет» является полностью автономным. Это основной принцип деятельности мировых университетов. Предоставление автономии другим вузам нашей страны прорабатывается…» В этой связи г-ну Балыкбаеву, хотелось бы получить более четкие временные границы решения данного вопроса со стороны министерства.

Также развитие образования тормозит коррупция в вузах. «Коррупция как ржа поразила все общество и, не вылечив весь организм, невозможно вылечить один орган этого организма. Конечно, глупо ждать того часа, когда коррупция будет низведена до приемлемого уровня, и ничего не предпринимать для решения накопившихся проблем», – говорит г-н Искаков.

Следующая важная проблема – это практическая невостребованность наших студентов на рынке труда. «Несоответствие того, чему учат, тому, что требуют социально-практические ситуации, может быть охарактеризовано как глобальный кризис сферы высшего образования: система образования готовит людей к «уходящей» экономике», – заявил г-н Балыкбаев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤