Не надо пропаганды, рынок все отрегулирует
Глава Минсельхоза призывает казахстанцев покупать отечественные продуктыНа прошлой неделе на брифинге в Службе центральных комму...Глава Минсельхоза призывает казахстанцев покупать отечественные продукты
На прошлой неделе на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков призвал власти вести государственную пропаганду с целью привития казахстанцам высокой культуры питания. По его словам, сегодня многие наши соотечественники не могут отличить молоко пастеризованное от стерилизованного, мясо замороженное от охлажденного. Асылжан Мамытбеков подчеркнул, что такие шаги смогут повысить конкурентоспособность казахстанской продукции. К примеру, пастеризованное молоко может храниться только 4-5 дней со дня производства. Оно сохраняет полезные качества, и его нельзя привезти издалека. Стерилизованное молоко подвергается большой термической обработке, соответственно имеет более долгий срок хранения и импортируется.
«Молоко во всем мире – это локальный продукт. У нас на прилавках даже можно увидеть молоко со сроком хранения в два года. Чтобы продукт выдержал такое время, его подвергают большой термической обработке, необходимы консерванты, которые, естественно, идут во вред качеству продукции», – пояснил он.
Эту информацию, считает министр, надо доводить до потребителей на уровне государственной пропаганды. «Это не означает, что мы закрываем дорогу импорту или должны кричать лозунг: «Выбирай отечественное!» Мы просто должны объяснить потребителю, что полезнее и чем этот продукт отличается от другого. Этого будет достаточно, чтобы наши потребители покупали местный продукт, более свежий, более органически чистый и полезный для здоровья», – заключил Асылжан Мамытбеков.
Палка о двух концах
Когда чиновники высокого ранга говорят о необходимости развития отечественной переработки, возразить фактически нечем. На самом деле, если отечественная продукция будет пользоваться хорошим спросом, у производителей появится интерес к увеличению производства.
Однако нельзя забывать и о том, что власти также должны думать о продовольственной безопасности. Правда, она может привести к искусственному ограничению конкуренции и потере интереса к повышению качества отечественной продукции.
Так, в октябре 2012 года Казахстан ввел ограничение на ввоз молочной продукции из Кыргызстана. В декабре в результате договоренности, достигнутой в телефонном разговоре бывшего премьер-министра Казахстана Карима Масимова и тогда еще исполняющего обязанности главы правительства Кыргызстана Омурбека Бабанова, ввозить молочную продукцию в Казахстан разрешили десяти заводам Кыргызстана.
Как в конце марта сообщил Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу министерства сельского хозяйства, с 26 марта 2013 года Казахстан снял временные ограничения на ввоз молочной продукции для двух предприятий Кыргызстана: ОАО «Бишкек – Сут» и ОсОО «Кант-Сут».
Можно также вспомнить и другие ограничения, которые Казахстан вводил против своих географических соседей.
С другой стороны, такие ограничения могут ограничить конкуренцию на внутреннем рынке и привести к обратному эффекту. В таком случае отечественный производитель, как правило, теряет интерес к повышению качества выпускаемой продукции, так как знает: в случае проблем с реализацией всегда можно использовать административный ресурс и искусственно ограничить конкуренцию.
Таможенный союз против молока
Что касается Таможенного союза (ТС) и влияния технических регламентов на цену молока, то здесь полно проблем.
Как рассказала в середине января 2012 года корреспонденту Tengrinews.kz эксперт объединения юридических лиц «Молочный союз Казахстана» (ныне заместитель исполнительного директора) Лидия Михеева, молоко в Казахстане может подорожать после принятия технического регламента ТС.
По мнению эксперта, принятие техрегламента «Молоко и молочная продукция» в его нынешней редакции пагубно повлияет на молочную промышленность Казахстана.
В первую очередь это касается специфики производства молока в стране. «Мы используем частично сухое (восстановленное) молоко при производстве питьевого. Потому что у нас очень высокая сезонность молока, летом его надаивается в три раза больше, чем зимой. А зимой молока не хватает», – рассказала г-жа Михеева.
Согласно техрегламенту, молоко с добавлением сухого сырья должно называться «молочным напитком». «Они (разработчики) используют терминологию, не соответствующую международным документам», – добавила эксперт.
Лидия Михеева отметила, что техрегламент вынудит отечественных производителей сокращать производство и снижать объемы молока, которое они покупают у крестьянских хозяйств. «Это может негативно сказаться на нашем животноводстве и на нашем рынке. Крестьяне не смогут реализовать свою продукцию, а на что им жить?» – спрашивает эксперт. По ее мнению, дефицит отечественной продукции приведет к тому, что на рынке будет преобладать импортное молоко, например, российское. «На цену имеет влияние дефицит. Чем больше дефицит, тем выше цены. В конечном итоге получится так, что у нас розничные цены могут повыситься», – сказала Лидия Михеева. Она добавила, что отечественная продукция занимает около 80% молочного рынка республики.
В связи с этим казахстанская сторона предложила исключить из техрегламента пункт, приравнивающий молоко с добавлением сухого сырья к молочным напиткам.
И она во многом права. Так, уже в декабре 2012 года цены на молоко и молочные продукты выросли в Костанайской и Северо-Казахстанской областях, как раз там, где и производится много молока.
В Петропавловске цена одного литра молока поднялась со 125 тенге до 152 тенге, в Костанайской области вся линейка молочной продукции марки «Деп» подорожала на 15-30 тенге. Стоимость литра молока 2,5%-ной жирности выросла на 30 тенге – до 155 тенге за литр.
Вслед за этими регионами цены на молоко и молочные продукты выросли и в других регионах Казахстана.
Что делать?
В первую очередь нужно понимать простую истину: классифицировать молоко по полезности должна торговля. Как на Западе, где именно торговля классифицирует продукты на экологически чистые по высоким ценам и другие, но по более низким ценам.
В этом ракурсе предложение главы Минсельхоза более чем странное.
Население не должно часами выбирать продукты в магазинах, пытаясь прочитать то, что производитель печатает мелким шрифтом на упаковке. Как и в других странах мира, в Казахстане должно быть четкое деление на экологически чистые продукты и обычные, с применением консервантов.
Что же касается техрегламента, введенного в рамках ТС, то и здесь все должно быть упорядочено. В противном случае страны ТС станут единственной территорией, где будут существовать так называемые «молочные напитки».
Ну, и самое главное, нужно, чтобы торговые сети перестали вести политику удорожания доступа на свои прилавки. Власти могли бы ввести определенные льготы в обмен на снижение стоимости выхода производителей в торговые сети.
Если власти смогут решить все эти три ключевые проблемы, то о предложении главы Минсельхоза о государственной пропаганде можно просто забыть.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.