Эра солнца, ветра и воды

Президент Казахстана утвердил концепцию по переходу к «зеленой экономике».                                  Наконец-то произошло...

Президент Казахстана утвердил концепцию по переходу к «зеленой экономике».                                  

Наконец-то произошло то, чего так долго ждали не только борцы за чистые технологии, но и наблюдатели, которым интересно, что собственно происходит с системой стратегического развития нашей страны. Президент Казахстана утвердил концепцию по переходу к «зеленой экономике».

Шумиха, развернувшаяся вокруг данной концепции любопытна. Неужели в Казахстане столько людей, желающих познать все блага «зеленых технологий»? Это вряд ли. В нашей стране тех, кто концептуально понимает что такое «зеленая экономика», наберется очень немного. В чем же тогда причина?

Трудно поверить, но, несмотря на 10-тилетнюю историю темы «зеленой экономики» в Казахстане, у нас все это время не было документа, который бы очерчивал какие-либо контуры национальной экономической модели, основанной на «зеленых принципах».

Разумеется, за этот период времени были законодательно урегулированы многие вопросы. В 2012 году были приняты законодательные инициативы по вопросу энергосбережения и повышения энергоэффективности. Несколько недель назад парламент принял Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии». Но вот фундаментальная стратегия перехода к «зеленой экономике» с конкретными этапами перехода, целевыми индикаторами, институциональными преобразованиями в нашей стране пока как-то не прижилась.

В 2006 году у нас был некий опыт в этой сфере. Тогда была принята Концепция перехода Казахстана к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, которая была отменена в 2011 году указом главы государства. Между тем в настоящее время в Казахстане внимание к «зеленой экономике» еще больше возросло. Разумеется, это вызвано предстоящей выставкой «EXPO 2017».

Любопытно еще и то, что наряду с министерством охраны окружающей среды (МООС), которое было основным разработчиком концепции, целый ряд институтов достаточно активно продвигает сегодня «зеленые технологии» в массы.

Местами все это походит даже на некое негласное противостояние заинтересованных сторон.

Начнем с того, что те презентации, которые делали представители МООС в рамках разработки концепции, в принципе должны быть как-то отражены в плане мероприятий по ее реализации. А здесь как раз и кроются любопытные детали. В позиции МООС прослеживается неприятие текущей модели электроэнергетической отрасли Казахстана. В период 2013-2019 гг. МООС предлагает провести полную оптимизацию угольных электростанций путем последовательного внедрения ветровой, солнечной энергии, а также газовых электростанций.

Между тем, по экспертной оценке КазНИИ энергетики имени академика Ш.Ч. Чокина, себестоимость ветровой энергии в целом будет равнозначна с традиционными источниками энергии. Это связано с непостоянством и непредсказуемостью ветроустановок в наших условиях.

Стоит отметить, что взгляды у тех, кто собственно работает в электроэнергетической отрасли Казахстана, расходятся с разработчиками концепции. Из различных заявлений членов и партнеров ассоциации «KAZENERGY» можно сделать вывод, что энергетики выступают за сосуществование традиционной и альтернативной энергетики. При этом основу генерирующего сектора должны составить угольные станции.

Дело в том, что угольные станции наиболее конкурентоспособны. Так, например, цена экибастузского энергетического угля, добываемого открытым способом, составляет 10 долл./тонна. При этом, в отличие от нефти, цены на уголь не так волотильны, они растут соизмеримо с инфляцией, а запасов ископаемого хватит еще нашим потомкам. Но даже при применении чистых технологий при получении угольной энергии будет наблюдаться явный перекос в сторону «коричневой экономики».

Совершенно неожиданным в числе заинтересованных лиц в построении национальной экономической модели на принципах «зеленых технологий» было появление Гражданского альянса Казахстана (ГАК). Относительно недавно ГАК совместно с Национальной палатой ЖКХ и строительства Казахстана и ассоциацией «Евразийский экономический клуб ученых» создали движение «Общественная коалиция в поддержку «зеленой экономики». Впрочем, рассмотрев инициативы, предлагаемые коалицией, можно отметить, что они сводятся к участию в уже существующих проектах и ограничиваются вопросами энергосбережения и энергоэффективности.

Еще одним участником строительства «зеленой экономики» стало министерство индустрии и новых технологий, вполне ожидаемо, надо сказать. Министерство в данный момент разрабатывает государственную программу «Энергосбережение-2020». Отметим, что корреляция между концепцией, которую разрабатывало МООС, и программой, разрабатываемой МИиНТ, присутствует. Программой будет предусмотрено следующее: создание энергетического реестра, компенсация части затрат предприятиям на проведение энергоаудита, термомодернизации зданий, внедрение когенерационных установок, а также торговля квотами на выбросы. Но документ еще в разработке, и что-то утверждать пока было бы неправильным.

Одним словом, тема «зеленых технологий» в Казахстане популярна как никогда. Утвержденная концепция и разрабатываемый план мероприятий однозначно определят ниши всех заинтересованных сторон, а время покажет, пропорциональна ли связь между размером интереса и конечным результатом.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤