Кому-то политические дивиденды, а кому-то экономические потери
ССвязь между санкциями Ирана и спада казахстанской металлургической продукции. Есть прямая взаимосвязь между междунаро...ССвязь между санкциями Ирана и спада казахстанской металлургической продукции.
Есть прямая взаимосвязь между международными санкциями в отношении Ирана и снижением экспорта казахстанской металлургической продукции. Чтобы не зависеть от политических факторов, Казахстан должен изыскать альтернативные рынки. Но где их найти?
Как сообщил недавно первый вице-министр индустрии и новых технологий РК Альберт Рау, международные санкции в отношении Ирана повлияли на показатели экспорта Казахстана по черной металлургии. «Международные санкции, которые были приняты по отношению к Ирану, к сожалению, серьезно нам подорвали экспорт, и, надо понимать, что здесь не только нам экспорт закрыт, но и нашим ближайшим соседям, которые традиционно экспортировали в эту страну. Соответственно, на рынках Таможенного союза и СНГ стало теснее по продукции черной металлургии», – отметил Альберт Рау в ходе пресс-конференции в Астане. По его данным, объем производства черной металлургии Казахстана с начала 2013 года снизился на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. «В целом отрасль развивается неплохо – это данные статистики, хотя вынужден признать, что есть у нас снижение показателей в черной металлургии», – подытожил чиновник.
Напомним, в начале ноября 2012 года Евросоюз наложил международные санкции на Иран. А в начале июня текущего года, как сообщил Белый дом, США ввели дополнительные санкции в отношении Ирана, чтобы предотвратить разработку ядерного оружия в стране.
Согласно принятым мерам, санкциям будут подвергаться финансовые институты, покупающие или продающие иранские риалы и имеющие счета в этой валюте. «Хотя риал потерял с начала 2012 года половину стоимости из-за наших всеобъемлющих санкций, впервые их целью стала сама торговля в этой валюте», – говорится в сообщении Белого дома.
Также целью новых санкций стали поставки в Иран товаров и услуг, связанных с иранской автомобильной промышленностью, – производством легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, мотоциклов. А это уже прямые убытки производителей стали, в том числе – Казахстана.
Согласно докладу Международного бюро статистики сталелитейной промышленности, Иран импортирует более 10 млн тонн стали и стальной продукции ежегодно.
Резкое снижение импорта происходит на фоне данных официальной статистики Ирана, согласно которым отечественное производство стали и стальной продукции в стране выросло, но не настолько, чтобы компенсировать падение импорта.
Цены на стальную продукцию внутри Ирана выросли, и под ударом оказались строительный сектор и автомобильная промышленность. Как раз в последние годы автомобильная промышленность растет быстрыми темпами. В стране есть собственные заводы, включая Iran Khodro Industrial, Pars Khodro, Saipa, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro, на которых производят автомобили.
Казахстану нужны новые рынки сбыта
Когда Альберт Рау говорит о том, что внутри Таможенного союза появился избыток стали, он имеет в виду в основном российские металлургические компании. Но, как и россиянам, Казахстану нужно искать другие рынки для сбыта продукции.
К примеру, соседний китайский рынок в течение нескольких последних лет целенаправленно снижает импорт стали, одновременно наращивая ее экспорт.
В Европе бушует кризис. Евросоюз сокращает не только импорт стали, но и ее экспорт.
По данным Европейской ассоциации стали Eurofer, в июле 2012 года по сравнению с июлем 2011 года Евросоюз сократил импорт стали на 34,4%, до 1,186 млн тонн. Так, в марте 2013 года по сравнению с мартом 2012 года Евросоюз сократил экспорт стальной продукции на 4%, до 2,28 млн тонн.
Американский рынок тоже в минусе. По данным American Iron and Steel Institute, США в феврале 2013 года по сравнению с январем сократили импорт стали на 7%.
По большому счету, сегодня не видно ни одного крупного рынка, куда Казахстан мог бы перенаправить экспортные объемы стали. Кроме того, Евросоюз, опасаясь демпинга, использует нетарифные методы борьбы с поставками стали из России, Украины и Казахстана, что ограничивает возможности казахстанской металлургии на европейском рынке.