Избытки Аи-80 экспортируют из Казахстана
Нефтепереработчики попросили выделить на это квоту. Казахстан может разрешить экс...Нефтепереработчики попросили выделить на это квоту.
Казахстан может разрешить экспорт бензина Аи-80. Об этом на недавнем заседании правительства сообщил Сауат Мынбаев, министр нефти и газа РК. «Вопрос по экспорту считаем возможным. На определенные объемы на бензин Аи-80 в ближайшее время предложение внесем», – уточнил министр.
В свою очередь аким Павлодарской области Ерлан Арын в ходе заседания сообщил, что Павлодарский нефтеперерабатывающий завод (ПНХЗ) становится неконкурентоспособным из-за импорта нефтепродуктов из России, которые реализуются по демпинговым ценам. «Мы вносили предложение в правительство и вели переговоры с министерством по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). В целом есть общее мнение применить ограничение по импорту или запрету из Российской Федерации. Второй вариант – разрешить экспорт бензина за рубеж», – сказал г-н Арын.
Напомним, что в этом году казахстанские нефтепереработчики обратились к правительству с просьбой выделить квоты на экспорт излишков бензина. Вывоз светлых нефтепродуктов из Казахстана запрещен с мая 2010 года, но трейдеры надеются получить разовое разрешение на экспорт примерно 50 тыс. тонн бензина, чтобы разгрузить затоваренный внутренний рынок. По данным участников рынка, в начале текущего года резервы Аи-92 на нефтебазах достигли 220 тыс., а запасы Аи-80 выросли до 65 тыс. тонн. Участники рынка на тот момент полагали, что правительство скорее ограничит импорт топлива, чем выделит адресные квоты на экспорт.
Действительно, в конце апреля 2013 года премьер-министр Казахстана Серик Ахметов подписал постановление правительства, ограничивающее импорт нефтепродуктов из России. Но, по всей видимости, правительство нашей страны решило не ограничиваться лишь одной мерой «борьбы» с избытком на внутреннем топливном рынке.
Однако эксперты уверены в том, что разрешение на экспорт нефтепродуктов отечественным производителям более рациональна мера, нежели ограничение поставок бензина из России.
Около 40% бензина, реализуемого на отечественном рынке, является товаром, привезенным из России. За счет чего будут восполняться эти объемы – до сих пор остается непонятным. Более того, ПНХЗ полностью работает на российском сырье. «У нас нет гарантий, что после того как мы ограничим объемы поставок топлива из России, они примут решение отказать нам в поставках сырья на ПНХЗ», – говорит Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК. Но в министерстве нефти и газа заверили, что ратифицированное Сенатом Казахстана казахстанско-российское межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан, а также протокол о внесении изменений в данное соглашение будут способствовать гарантированной поставке российской нефти на ПНХЗ до 31 декабря 2013 года.
Что же касается разрешения на экспорт бензина Аи-80, то эксперты оценивают эту инициативу позитивно. Однако, как заметил Сергей Смирнов, экономист Института политических решений, непонятно, в какую страну Казахстан собирается поставлять бензин АИ-80. «Сегодня АИ-80 пригоден лишь для старых «москвичей», «Волг», УАЗов, грузового транспорта и сельхозтехники», – говори он.
Олег Егоров со своей стороны уверен в том, что у отечественных производителей уже существуют предварительные договоренности с кем-то из покупателей. «Раз производители так настойчиво просят разрешение на экспорт, то, скорее всего, они договорились с покупателем», – подчеркнул он.
Вероятность того, что квоты будут выделены, высока, так как подобный прецедент уже имел место быть. Два года назад Казахстан выделил адресные квоты на экспорт светлых нефтепродуктов. В марте 2011 года правительство разрешило компаниям «Казмунайгаз Переработка и Маркетинг», Petrokazakhstan, Litasco, Refinery Company RT и «Сан Ойл» вывезти 145 тыс. тонн дизтоплива в Афганистан, чтобы избежать затоваривания на внутреннем рынке. Однако фактический объем экспорта составил около 90 тыс. тонн, поскольку правительство спустя два месяца отозвало квоты, сославшись на повышение спроса в период посевной кампании.