Халявы не будет
Кыргызские автомобили не будут удешевлены для казахстанцев Казахстанцам, купившим автомобили с...Кыргызские автомобили не будут удешевлены для казахстанцев
Казахстанцам, купившим автомобили с кыргызскими номерами, не стоит рассчитывать на растаможку машин по льготным ставкам даже в случае вступления Кыргызстана в Таможенный союз (ТС). Такое мнение «Капитал.kz» высказал Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана.
«Казахстанцы, которые везли машины в республику нелегально или с определенными нарушениями, могут даже не надеяться на льготы, ожидая вступления Кыргызстана в ТС. В России, Беларуси и Казахстане единая ставка таможенных пошлин, которая составляет 30% от стоимости автомобиля, а в Кыргызстане как члене Всемирной торговой организации (ВТО) – 10%. Вот и представьте, если к нам все подержанные авто хлынут. Я уверен, этого никогда не будет, потому что правила внутри ТС унифицированы, и никто не допустит, чтобы в одной стране была пошлина 10%, а в другой – 50%», – считает г-н Эдоков.
По его мнению, если Кыргызстан присоединится к ТС, будут введены дополнительные регламентирующие документы. Например, при ввозе подержанного автомобиля из соседней республики растаможить его можно будет лишь заплатив разницу между кыргызской и общесоюзной пошлинами.Таким образом, цены на ввоз автомобилей напрямую в Казахстан, или перевозимые через Кыргызстан, станут одинаковыми.
«Людям в любом случае не удастся избежать положенных таможенных выплат, чтобы зарегистрировать автомобиль в Казахстане. Закон един для всех, а потому власти вряд ли пойдут на уступки. Это будет противоречить здравому смыслу и принципу справедливости. Ведь некоторые граждане официально в страну ввозили машины, оплачивая все сборы и пошлины в полном объеме. И если одним сделают льготы, у других возникнет резонный вопрос: а на каком основании?» – говорит г-н Эдоков.
Схожих взглядов придерживается и Геннадий Шестаков, председатель Ассоциации таможенных брокеров. «Даже при вступлении Кыргызстана в ТС машины можно будет поставить на учет в Казахстане только с выплатой всех таможенных и налоговых платежей. Но очевидно, что будут определенные ограничения. А просто там снять, здесь поставить – это иллюзии, которые каждый пытается себе внушить. Такого не будет. С государством в игры лучше не играть, это может плохо закончиться», – полагает г-н Шестаков.
Как известно, таможенные пошлины на импорт автомобилей выросли с 1 июля 2011 года. Из-за этого стоимость подержанных авто существенно увеличилась. Все это и побудило казахстанцев искать лазейки для приобретения дешевого автотранспорта. Идеальным вариантом стал Кыргызстан, куда по-прежнему свободно завозились относительно свежие иномарки, в том числе и праворульные. Причем разница в ценах между Алматы и Бишкеком достигала почти 30%.
«Приобретая машины в Кыргызстане, где действуют правила ВТО и низкие таможенные ставки на ввозимые автомобили, граждане хотели сэкономить. Они покупали автомобили дешевле и не совсем легальными путями провозили в Казахстан. Но подобные лазейки лишь до поры до времени. С государством особо в такие игры не поиграешь – в любой момент дубинка может обрушиться на голову», – рассказывает г-н Эдоков.
Провезти свежекупленный автомобиль через границу можно было двумя способами: по доверенности или по временной прописке. В первом случае казахстанцам просто выписывали генеральную доверенность, а машину через таможенный пост перегонял гражданин Кыргызстана. Такая «услуга» обходилась всего в $100. И уже на территории Казахстана ключи и документы передавались новому «хозяину».
«Сейчас таких вещей, которые происходили год назад, когда в Казахстан заезжали кыргызские машины и продавались по доверенности, уже нет. Если и попадают, то только легально, то есть гражданин Кыргызстана, въезжая на собственной машине, регистрирует временный ввоз и оформляет все сопутствующие документы. А соответственно такой въезд не сопряжен с нарушением законодательства», – поясняет г-н Шестаков.
Вторая схема была сложнее и дороже: за $500 казахстанцам помогали оформлять вид на жительство в Кыргызстане, после чего они самостоятельно пересекали границу. При этом оплачивались ли официально какие-то платежи – доподлинно неизвестно. Однако, как говорят эксперты, эта схема действует и сейчас.
«Въехать на кыргызских авто казахстанцы, получившие вид на жительство, могут и сегодня, на срок до 6 месяцев. Главное – на границе оформить временный ввоз под обязательство об обратном вывозе и страховку. А если раньше удавалось проезжать без заполнения необходимых документов и таможенных отметок, значит, имели место некие условности, которые, очевидно, были платные. Поскольку просто так пересечь границу не получится», – объясняет председатель Ассоциации таможенных брокеров.
Добавив, что владельцам автомобилей с приметными номерами желтого цвета лучше не расслабляться. Недолог час, когда власти вновь объявят охоту на кыргызские авто. Тем более опыт прошлого года показал: церемониться никто не будет.
«Я всегда говорил, что покупка авто с кыргызскими номерами – это авантюра. Но многие не верили, видимо, опыт предыдущих потерь людей так ничему и не научил. Уже с 2012 года таможенные органы совместно с ГАИ стали принимать достаточно решительные меры. Много машин выдворили из страны, а те, кто не смог вывезти автомобили обратно в Кыргызстан и продать их там, вынуждены были сдать на разбор. В итоге – сомнительная экономия вышла казахстанцам боком, причем многие из них поплатились солидными деньгами», – заключил Геннадий Шестаков.
С ним солидарен и председатель Независимого автомобильного союза Казахстана. «Незнание законов от ответственности не освобождает. И когда пошла первая волна рейдов, с целью ограничить и выдворить из РК нелегально ввезенные автомобили с нарушением таможенных и пограничных правил, в Кыргызстане на это быстро среагировали. Они выкупали свои же машины почти в 2 раза дешевле. Народ погнался за дешевизной, а получил проблемы. Нужно всегда следовать и исполнять закон, только тогда можно будет что-то изменить в обществе», – уверен Эдуард Эдоков.
По его словам, в Алматы вновь стали появляться автомобили с кыргызскими номерами. Какими способами их ввозят на этот раз – остается загадкой. Но очевидно одно: новоиспеченные автовладельцы – люди небогатые и в большинстве случаев свободных денег на оплату всех таможенных и налоговых платежей у них попросту нет.
«Сумма-то получается немаленькая: 30% плюс акциз и т.д. А учитывая еще и «любовь» дорожной полиции к машинам с кыргызскими госномерами, это дополнительное «внимание» к автомобилю. В последнее время подержанных иномарок из Кыргызстана стало больше, и это факт. Достаточно взглянуть на дороги мегаполиса. Я думаю, появилась более изощренная схема ввоза авто, но очередная команда «Фас!» и опять начнется охота», – рассуждает эксперт.
Отметив, что всевозможные лазейки появляются с завидным постоянством. И на это есть причина: суровость законов не обязательно компенсируется их исполнением.
«У нас принимаются хорошие законы, но ситуация не меняется. А все потому, что какой-то пограничник или таможенник за определенную купюру может прикрыть глаза на действующее законодательство. И в поисках лазеек казахстанцы добровольно на это идут, так как привыкли к тому, что закон за деньги можно обойти. Однако от таких привычек нужно избавляться, и, возможно, еще не одно поколение должно вырасти, чтобы эту проблему искоренить», – считает г-н Эдоков.
В свою очередь Арсений Сидоров, генеральный директор ТОО «РОЛЬФ – Импорт Казахстан», убежден, что проблема с кыргызскими автомобилями возникла не столько из-за неправомерных действий со стороны госслужащих, сколько «благодаря» желанию казахстанцев обмануть закон.
«Кыргызскую машину без таможенной очистки в Казахстане никто на учет не поставит, даже если Кыргызстан присоединится к Таможенному союзу. А потому не стоит тешить себя надеждами на предоставление различных льгот и послаблений. Особенно тем гражданам, которые уже приобрели такие автомобили. Ведь они шли на осознанный риск, то есть сознательно нарушили законодательство и обманули государство», – говорит г-н Сидоров.
По его мнению, вместо подержанных иномарок из Японии и США казахстанским автолюбителям лучше обратить свой взор на отечественный автопром. «Автомобили, собираемые в Казахстане, вполне доступны. Ежегодно на отечественном рынке появляются новые современные модели, которые соответствуют экологическим нормам, стандартам безопасности и к тому же обеспеченны как минимум 3-хлетней гарантией», – советует Арсений Сидоров.
Как рассказала «Капитал.kz» Дина Мамашева, заместитель председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, легковые автомобили, временно ввезенные иностранными гражданами, передаются посредством оформления доверенности на право вождения и распоряжения казахстанским лицам без соответствующего декларирования. А это является нарушением действующего таможенного законодательства.
«С начала 2013 года через пункты пропуска, находящиеся на границе с Кыргызстаном, проследовало на таможенную территорию ТС 133310 единиц легковых транспортных средств, а обратно только 129216 машин. Из них 4094 автомобиля находятся под таможенным контролем», – констатирует г-жа Мамашева.
По ее словам, в целях усиления работы по контролю за временно ввезенными иностранными транспортными средствами для личного пользования КТК МФ РК и Комитетом дорожной полиции МВД разработан совместный план мероприятий по выявлению нарушений таможенного законодательства, который реализуется территориальными подразделениями. Так, с начала года уже выявлено 130 нелегально эксплуатируемых автомобилей.
«Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в иностранном государстве и временно ввезенные на территорию ТС, при использовании гражданами Казахстана с нарушением таможенного законодательства будут задержаны и помещены на склад временного хранения. Лицо, управляющее таким автотранспортным средством, будет привлечено к административной ответственности. Автомобили вернут владельцам при условии проведения установленных таможенным законодательством процедур», – поясняет заместитель председателя КТК МФ РК.
Добавив, что в
случае вступления Кыргызстана в Таможенный союз, возможно, будут
предусматриваться определенные изъятия, в том числе и по легковым транспортным
средствам, которые будут решаться на уровне стран-участниц ТС.