Казахстан намерен «построить» челноков.
Планируется ввести понятие «коммерческая партия товара». Если предложение казахстанской ст...Планируется ввести понятие «коммерческая партия товара».
Если предложение казахстанской стороны о законодательном введении в рамках Таможенного союза понятия «коммерческая партия товара» найдет поддержку, то большие потери понесут торговцы-челноки из Китая и Кыргызстана. Но выиграет бюджет России и Казахстана, которые получат дополнительные источники пополнения.
Как сообщала на прошлой неделе «Российская газета», казахстанская сторона предлагает в рамках Таможенного союза на законодательном уровне ввести понятие «коммерческая партия товара». Это поможет решить вопрос с торговцами-челноками из Китая и Кыргызстана.
Представители Казахстана и России обсуждали этот вопрос в ходе «круглого стола» «Таможенный союз: практическое измерение». Крупная партия товаров массового спроса – одежды, обуви, текстиля – из Китая или Кыргызстана перед ввозом на территорию Таможенного союза через Казахстан дробится на мелкие партии, якобы, для личного потребления. А затем вновь собирается для передачи заказчикам, без уплаты пошлин и налогов.
По словам Мажита Есенбаева, председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, если раньше «несуны» (а это более 3 тыс. граждан на кыргызской границе и примерно 5 тыс. на китайской) делали по несколько десятков переходов границы ежедневно, то теперь это число удалось уменьшить до 50 человек. Такого удалось добиться за счет административного наказания – конфискации товаров. Однако в общем законодательстве Таможенного союза эти положения не прописаны. А только в этом случае системная борьба будет иметь результат, отмечает издание.
Такая же ситуация сложилась и с временным ввозом автомобилей из третьих стран. По словам заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России Сергея Комличенко, в Сибири «растворились» свыше 500 автомобилей, ввезенных физлицами по доверенностям и без уплаты таможенных пошлин. Казахстанская сторона предлагает при обнаружении такого транспорта вывозить эти автомобили из Таможенного союза.
Мышь не проскочит, лошадь не пробежит
Таможенный союз существенно изменил ситуацию на границах. Если раньше импортеры платили 0,6 евро с килограмма, то сейчас пошлина – 4 евро. При этом не менее 30% от стоимости товара должно пойти в доход государства. И без уплаты пошлины один человек может провезти всего 50 кг груза.
Это и вынудило торговцев поменять тактику. Если раньше они проезжали границу на большегрузных автомашинах и спокойно везли груз, например, на алматинскую барахолку, то теперь им приходится нанимать так называемых «несунов».
О том, насколько эффективно работают «несуны», можно судить по следующему факту. Так, на таможне «Кордай» на границе с Кыргызстаном «несуны» всего за час переправляют в сумках целый КамАЗ левого груза в Казахстан.
Естественно, ситуация когда казахстанский бюджет недополучает пошлин, власти не устраивают. До настоящего времени на границах Казахстана Комитет таможенного контроля применяет две меры, призванные минимизировать контрабандный провоз груза.
Во-первых, таможенники ввели так называемый профиль риска. Теперь они учитывают частоту перемещения людей через границу. Раньше один человек мог сколько угодно курсировать туда-обратно. Теперь он имеет право провезти 50 кг груза без оплаты пошлины только раз в месяц.
Во-вторых, вместе с налоговой службой таможенники поставили на учет челноков, и теперь, помимо таможенных пошлин, они платят налоги как индивидуальные предприниматели.
Но в большей мере таможенники надеются на то, что в перспективе будет полностью запрещен пеший переход через контрольно-пропускные пункты, а весь поток однодневных туристов будет направлен в Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос», где строится современный пассажирский терминал пропускной способностью 10 тыс. человек в сутки.
Такого еще не было
В марте текущего года министр финансов РК Болат Жамишев сделал интересное заявление. По его словам, ведомство намерено дестимулировать участников внешнеэкономической деятельности занижать таможенную стоимость товара через взаимодействие таможенников с налоговым комитетом и повышение внутренних налогов на товары, таможенная очистка которых была проведена с нарушениями.
«Для того чтобы дестимулировать ввоз коммерческих партий товаров физическими лицами, будет разработан нормативно-правовой акт, который будет определять, что такое коммерческая партия товаров, и если ее будет ввозить физическое лицо, то этот оборот при налогообложении будет облагаться так же, как предпринимательский, тем самым будет дестимулироваться ввоз коммерческих партий физлицами. Если же он будет ввозить коммерческую партию товаров как индивидуальный предприниматель, то ему эти платежи делать не придется», – пояснил представителям казахстанских СМИ Болат Жамишев.
Правда, пока нет ясности по поводу того, какой конкретно объем груза и на какую сумму считать коммерческой партией.
До начала работы Таможенного союза в России действовала норма, согласно которой один человек мог ввозить беспошлинно 35 кг груза на сумму 65 тыс. рублей. С началом работы Таможенного союза, с 6 июля 2010 года, нормы были изменены: 50 кг груза на сумму 1,5 тыс. евро.
Может, вещи из Китая и других стран мира и можно было ввозить по действующим нормам, но не высокотехнологичные товары. Чтобы исправить ситуацию, с 1 ноября 2011 года российское правительство увеличило норму беспошлинного ввоза товаров через границу Таможенного союза почти в семь раз – до 10 тыс. евро общим весом 50 кг. Правда, это касается товаров, перевозимых самолетами.
Так, таможенные органы считают все, что выше указанных норм, коммерческой партией товара. Однако официально никаких точных норм не установлено. То есть именно работники таможенных служб определяют – коммерческая партия или для личных нужд.
Казахстан, настаивая на четком определении понятия «коммерческая партия товара» в рамках Таможенного союза, стремится усовершенствовать уже имеющееся законодательство. Как только стороны придут к согласию, челнокам из Китая и Кыргызстана будет еще сложнее провозить грузы через границу. Выиграет бюджет, который получит дополнительные источники пополнения.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.