Устойчивое развитие как стратегический подход
Coca-Cola формирует экологичную и социально ориентированную систему
Экологическая ответственность, поддержка молодежи и развитие женского предпринимательства – ключевые направления устойчивой модели Coca-Cola в Казахстане. Компания выстроила стратегию, которая основана на ответственности перед окружающей средой, людьми и будущими поколениями. Поскольку устойчивое развитие – это не отдельный проект, а образ ведения бизнеса, в Казахстане компания запустила ряд масштабных проектов. В этих проектах ключевыми являются экологические и социальные принципы.
«3.2.1.Старт!» и переход к «ReStart»
Coca-Cola Icecek Казахстан уже много лет реализует проект «3.2.1.Старт!», который направлен на поддержку молодежных инициатив по сбору и правильной сортировке пластика. Участники 9 сезона (финал прошел в июле 2025 года) достигли рекордных показателей. Более 100 тысяч студентов 14 вузов страны собрали более 35 тонн пластиковых отходов. Победителем 9 сезона проекта стал Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева. Самые активные кураторы также получили премию от организаторов в размере от 200 до 500 тысяч тенге. А в 2024 году студенты собрали более 17 тонн пластиковых отходов, переработав их в новые изделия.
Цель этого проекта - привить экологическое мышление молодежи, а также развитие и популяризация сбора пластика и его переработки, достижение глобальных Целей устойчивого развития. Компания открыла в Алматы две экостанции, где принимают 11 видов сырья.
В 2025 году проект вышел на новый этап. 15 октября на Гражданском форуме был подписан План мероприятий по реализации совместного проекта «ReStart» между Министерством науки и высшего образования Республики Казахстан, CCI Kazakhstan и ОЮЛ «Коалиция за «зеленую экономику» и развитие G-Global». Стороны договорились о взаимодействии в развитии экологической культуры, продвижения принципов устойчивого развития и внедрения принципов «зелёной экономики» в систему высшего образования страны. Основой Плана стал проект «3.2.1. Start!».
«В этом году проект отмечает своё десятилетие, которое ознаменовалось новым этапом развития — обновлённым названием «ReStart» и расширенной миссией: охватить ещё больше университетов Казахстана, внедряя системный раздельный сбор отходов и принципы устойчивого развития в повседневную жизнь студентов. Совместная работа с Министерством науки и высшего образования — это важный шаг вперёд, который демонстрирует, как эффективное партнёрство гражданского общества, государства и бизнеса может приносить реальные результаты и формировать экологически ответственное поколение», - прокомментировала директор по корпоративным и регуляторным отношениям CCI Kazakhstan Алима Исембаева.
Этот проект стал стартом для многих инициатив студентов. Например, в Satbayev University пластиковые крышки перерабатывают в элементы малых архитектурных форм, в КазНАИУ реализован проект «Зелёный кампус», а в СКУ им. Козыбаева студенты развивают сувенирную линию из переработанного пластика.
Выпускники «ReStart» – Rocket Plastic, Recycle Birge и EcoCashback уже стали устойчивыми инфраструктурами и социальными предприятиями.
«Проект “ReStart” – хороший пример того, как совместными усилиями можно формировать у молодёжи экологическое мышление и культуру бережного отношения к природе. Уверен, что реализация Плана даст ощутимые результаты и внесёт вклад в развитие устойчивого будущего Казахстана», – отметил руководитель аппарата Министерства науки и высшего образования РК Кожахмет Мадияр Дуйсенбайулы.
Расширение возможностей женщин: «Coca-Cola Белестері»
Системным и масштабным проектом является «Coca-Cola Белестері». В течение 14 лет компания помогает женщинам открывать свое дело. За эти годы бесплатное обучение прошли более 140 тыс. человек. Выпускницы «Coca-Cola Belesteri» 2020-2024 годов открыли в Казахстане более 10 тыс. малых предприятий и создали более 13 тыс. рабочих мест.
В прошлом году финансовую поддержку получили 30 участников. Например, 3 тыс. долларов выделено жительнице Актюбинской области Гаухар Жумагазиевой на создание козофермы и производство молочных продуктов. Грант в 2 тыс. долларов выиграла жительница Астаны Салтанат Бейсембекова для своего проекта Baby flight – это пошив функционального текстиля (детских авиагамаков и аксессуаров для путешествий). Такую же сумму получила Айнур Кусаинова из Акмолинской области на организацию производства казахской национальной одежды и обрядовой атрибутики.
В прошлом году также в рамках проекта были поддержаны проекты молодых людей. В числе этих бизнес-идей были Family story – создание семейных документальных фильмов, домашняя мини-кондитерская «Сладости-радости», Hadiya home textile – пошив домашнего текстиля в национальном стиле.
Расширением проекта «Coca-Cola Белестерi» стал запуск онлайн-программы акселерации Business Turar. Она рассчитана на участниц проекта, прошедших обучение с получением Сертификата и ведущих собственный бизнес от 1 до 3 лет.
Разработка программы стала результатом проведенного в 2020 году исследования. Тогда анкетирование показало, что участницы «Coca-Cola Belesteri» хотели бы получить больше знаний, которые помогут развивать действующий бизнес. Теперь эксперты дают слушателям углубленные знания и практические инструменты для масштабирования бизнеса. Также помогут начинающим предпринимателям достичь устойчивого роста. Чтобы стать участником онлайн-программы акселерации, необходимо получить приглашение организатора, а само обучение бесплатное.
Таким образом «Coca-Cola Белестерi» и Business Turar создают единую экосистему в повышении благосостояния казахстанцев – от обучения азам предпринимательства, до гранта на открытие своего дела и акселерации для расширения бизнеса.
Поддержка STEM-талантов
В этом году в Алматы была презентована новая стипендиальная программа Tañdauym. Ее особенность в том, что она направлена на развитие карьерных навыков и профессионального потенциала студенток технических и инженерных специальностей. Программа создана для снижения разрыва между высоким уровнем обучения женщин в STEM-направлениях (Science, Technology, Engineering and Mathematics – естественные науки, технология, инженерия и математика) и их последующим трудоустройством, а также для расширения доступа к практическому опыту и ролевым моделям.
Всего было подано 180 заявок, во второй этап прошли 60 девушек, и в результате конкурсного отбора были выбраны 30 финалисток.
«В целом, если смотреть на статистику, мы видим, что в Казахстане по STEM-направлениям учится очень много девушек, но, к сожалению, после окончания университетов число тех, кто продолжает работать по специальности – небольшое», – говорит менеджер проектов Фонда Евразия Центральной Азии Акмарал Карлыбаева.
Каждая финалистка программы Tañdauym получила грант в размере 250 тыс. тенге на прохождение курсов по развитию профессиональных и технических навыков. Также предусмотрены ежемесячные встречи сообщества, это позволит развивать soft skills: коммуникацию, работу в команде, управление временем и эмоциональный интеллект. Также предусмотрены образовательные тренинги от ССІ: бесплатные мастер-классы от специалистов компании по лидерству, публичным выступлениям, коммуникации и другим важным компетенциям. Планируется присуждение образовательных грантов, проведение стажировок и стади-визитов CCI.
Smart Plastic Zone – движение к экологичному будущему
В области управления отходами упаковки в 2025 году был реализован проект Smart Plastic Zone. Он направлен на поддержку компаний, которые стремятся сократить пластиковое загрязнение. Эксперты GPI-Lab поддерживают более 100 участников – это отели, офисы, школы, кафе, салоны красоты, торговые центры. Это объекты, в которых организовали раздельный сбор пластика, используют альтернативные пластику материалы, повышают осведомленность и вовлеченность сотрудников и посетителей в защиту окружающей среды. В рамках программы предусмотрено три вида сертификата:
платиновый знак – для объектов, полностью отказавшихся от использования пластика, имеющих устойчивые практики, подтвержденные зелеными стандартами экомаркировки, внедряющих устойчивые цепочки поставок и последовательно распространяющих устойчивые принципы на свои дочерние предприятия;
золотой знак — для объектов, сокративших использование пластика до минимума, использующих альтернативные материалы вместо пластика, осуществляющих раздельный сбор пластиковых отходов и передачу на переработку;
серебряный знак — для объектов, которые активно работают над сокращением пластика и применяют альтернативные материалы.
Получение одного из этих знаков демонстрирует то, что организация придерживается принципов ответственного обращения с пластиком, а сотрудники повышают свои знания в области ответственного потребления. Это помогает укрепить репутацию бизнеса, привлечь экологически сознательных клиентов, продемонстрировать стремление к экологически осознанным решениям.
Гармоничное сочетание экономической эффективности, заботы об окружающей среде и внимания к людям способно сформировать бизнес, устойчивый к вызовам будущего.