Как цифровая активность МСБ влияет на экономический рост Казахстана
Присутствие в онлайн-среде становится не просто способом коммуникации, но и возможностью устойчивого роста выручки
Согласно совместному исследованию TikTok и НПП РК «Атамекен», для казахстанского МСБ присутствие в онлайн-среде становится не просто способом коммуникации, но и возможностью устойчивого роста выручки. По мере того как предприниматели осваивают онлайн-инструменты, платформа становится не просто площадкой для продвижения, а фактором реального экономического эффекта для всей страны.
По данным исследования, 12% предпринимателей отмечают, что более половины их выручки напрямую связано с активностью на платформе, а еще 63% получают через платформу не менее 5% своего годового оборота.
Как отметил председатель президиума НПП РК «Атамекен» Раимбек Баталов, МСБ создает рабочие места для почти четырех с половиной миллионов казахстанцев и обеспечивает около 40% ВВП страны. «В успехе этих предпринимателей – будущее всей экономики. И потому особенно важно знать, что цифровые инструменты становятся для них реальной поддержкой», – прокомментировал он.
Цифровое преимущество для бизнеса
TikTok выполняет важную функцию взаимодействия бизнеса как с уже имеющимися, так и потенциальными клиентами и партнерами: 81% респондентов отмечают положительное влияние на привлечение новых клиентов, 79% – на удержание существующих, а 71% считают, что именно платформа помогает их бизнесу выделяться среди конкурентов.
При этом речь идет не о локальном или нишевом эффекте – бизнес из самых разных отраслей и регионов страны видит в платформе инструмент для роста. В Астане лидируют компании в сфере здоровья, красоты и спорта (25%), в Алматы этот показатель еще выше – 32%. Также в южной столице многочисленны представители культуры, развлечений и туризма (26%). В Шымкенте же основная активность сосредоточена в торговле: 52% опрошенных компаний занимаются производством и торговлей непродовольственными товарами.
«Компании, которые активно используют маркетинговые и рекламные инструменты платформы, показывают большую прибыльность по сравнению с конкурентами, а для тысяч предприятий по всей стране TikTok уже стал одним из основных источников дохода. Что еще более важно, успешное освоение инструментов TikTok дало возможность малым и средним предприятиям в традиционных офлайн-секторах – производстве, сельском хозяйстве, образовании и других – достигать результатов, сопоставимых с достижениями предприятий цифровой и креативной экономики», – поделился Сергей Соколов, директор TikTok по связям с органами власти и корпоративным вопросам в России, Восточной Европе, Центральной Азии и Монголии.
Вопреки стереотипам
Неожиданным инсайтом по результатам исследования стало то, что зрелые компании, существующие более десяти лет, демонстрируют более высокую активность на платформе. Так, более 52% из них используют платформу в целях продвижения своей продукции и услуг, а также для расширения своей аудитории не реже раза в неделю. Вторая по степени активности группа включает компании возрастом от 5 до 10 лет: 47% из их числа публикуют контент еженедельно или чаще. Это опровергает представление о том, что только предприниматели, начавшие работать в цифровую эпоху, могут быть успешными в TikTok.
Цифровой след в ВВП
Экономический эффект цифровой активности выходит далеко за рамки отдельных компаний. По результатам опроса, около 40% предпринимателей ответили, что регулярно используют платформу в целях своего бизнеса. Чтобы понять, какое влияние платформа может оказывать на экономику страны, экспертами в рамках исследования были рассмотрены три сценария.
При условии, что TikTok используют 10% предпринимателей от общего числа МСБ, совокупная выручка, полученная через платформу, была оценена в 219 млрд тенге. Если исходить из того, что активных компаний на платформе 15%, объем их выручки составляет 329 млрд тенге, а при сценарии 20% достигает 438 млрд тенге. Последняя сумма сопоставима с валовой добавленной стоимостью креативной экономики Казахстана за полгода, что позволяет рассматривать TikTok как заметный фактор устойчивого экономического роста.
Таким образом, вклад TikTok в ВВП Казахстана, рассчитанный по консервативному сценарию, исключительно на основе выручки МСБ и только в семи секторах, где TikTok демонстрирует наибольшую коммерческую релевантность, составляет 0,16–0,32%. При этом в оценку не включены сопутствующие эффекты, такие как занятость или потребление домохозяйств.
С учетом же дополнительной закупочной активности в цепочках поставок при использовании рекламы в TikTok, совокупный эффект платформы при том же сценарии (при охвате 10% активных предприятий) оценивается в 759 млрд тенге (0,57% ВВП), а в ускоренном сценарии (20%) – в 1 трлн 517,9 млрд тенге (1,13% ВВП).
То есть речь идет не просто о маркетинговом эффекте, а о формировании новых экономических связей. Компании, растущие в цифровой среде, создают рабочие места, стимулируют спрос на услуги подрядчиков и повышают общую динамику внутреннего рынка.
«Опыт мировых лидеров показывает, что TikTok уже давно и успешно выстраивает полноценные коммерческие экосистемы. Казахстан не должен оставаться в стороне – нам важно смело перенимать эти практики и строить собственные модели электронной торговли, адаптированные к нашему рынку. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» рассматривает это исследование как важный шаг в понимании новой цифровой экономики. Пусть его выводы станут основой для решений, которые помогут бизнесу расти, а людям – смело смотреть вперед», – резюмировал Раимбек Баталов.
В свою очередь, по словам Сергея Соколова, дальнейшая цифровизация МСБ станет залогом системного развития сектора и его растущего влияния на экономику Казахстана. Поэтому в TikTok надеются, что результаты исследования помогут в формировании таргетированных мер поддержки предпринимательства и укреплении взаимодействия государства и бизнеса с цифровыми платформами.