Как inDrive развивает SuperApp и меняет рынок перевозок
Country‑менеджер inDrive Арай Бекембаев рассказал, как компания адаптируется к законодательству, развивает инфраструктуру безопасности и выводит платформу на новый уровень
С момента запуска inDrive в Астане в декабре 2014 года платформа прошла путь от экспериментального проекта до одного из ключевых игроков на рынке городской мобильности, междугородних и грузовых перевозок, курьерской и корпоративной доставки. Сейчас компания делает важный шаг и создает из платформы суперапп-экосистему. Country‑менеджер inDrive в Казахстане Арай Бекембаев рассказал, чем именно казахстанский рынок отличается от рынков других стран СНГ, как компания реализует положения о платформенной занятости, какие новшества уже внедрены и что ожидает пользователей в ближайшее время.
– Арай, вы присоединились к inDrive в 2020 году, начинали как специалист по развитию бизнеса, затем старший менеджер по развитию бизнеса по регионам СНГ, а сейчас в целом отвечаете за весь бизнес компании в Казахстане в должности сountry-менеджера. Чем отличается рынок Казахстана по этим направлениям?
– Казахстан – первая международная экспансия inDrive. В 2014 году, после успеха в Якутске, выбор пал именно на РК. Запуск проекта состоялся в Астане в декабре. Именно поэтому мы называем Казахстан «родным» рынком – здесь мы сразу почувствовали высокий уровень доверия и отклик пользователей.
Казахстанский рынок отличается рядом особенностей. Во-первых, здесь ценят прозрачность и прямое взаимодействие: клиент и водитель договариваются напрямую, без скрытых алгоритмов и посредников. Мы предлагаем нашим пользователям свободу выбора.
Во-вторых, на рынке сильная конкуренция — присутствуют как международные, так и локальные игроки. Это требует от нас гибкости, высокого качества сервиса и скорости внедрения нововведений.
И, наконец, цифровая инфраструктура в Казахстане – высокий уровень проникновения мобильного интернета и доступ к технологиям – позволяет быстрее внедрять новые функции и сервисы. Благодаря этому страна становится отличной площадкой для масштабирования инновационных решений inDrive.
– Какова позиция inDrive по долям рынка в Казахстане в тех направлениях, которые вы упомянули – городские поездки, междугородние, грузовые перевозки, курьерская и корпоративная доставка? Видите ли рост?
– Прямые сравнения долей некорректны, поскольку бизнес-модели у разных игроков отличаются – будь то ценообразование, правила взаимодействия или подход к сервису. Мы, например, не устанавливаем тарифы, пользователи сами договариваются между собой. Тем не менее, в регионах нас знают лучше: там ценят экономичность и прозрачность, и именно эти факторы формируют высокий спрос. В мегаполисах критерии шире – пользователи всё чаще выбирают комфорт, скорость подачи и уровень сервиса.
По городским поездкам мы фиксируем устойчивый рост как по числу пользователей, так и по количеству заказов. В междугороднем сегменте мы продолжаем развиваться: например, с недавнего времени сотрудничество с «КазАвтоЖолом» позволяет оперативно информировать водителей о закрытии трасс и улучшать маршруты, повышая безопасность и предсказуемость поездок.
Грузовые перевозки и курьерские доставки показали значимый рост за последний год.
– В апреле 2025 года inDrive стала налоговым агентом для водителей – индивидуальных предпринимателей. Расскажите, как это было реализовано и какие изменения принес новый правовой режим?
– Для нас это был стратегически важный шаг. Мы всегда выступали за то, чтобы исполнители могли работать легально и получать социальные гарантии – пенсионные накопления, медицинское страхование, доступ к соцпакету. Новый механизм стал возможен благодаря дальновидности президента Казахстана и позволяет это реализовать для всех платформенно занятых граждан страны.
В рамках нового Социального кодекса на платформы возложена обязанность удерживать и перечислять 4% социальных платежей за водителей-ИП, работающих по специальному налоговому режиму. Подготовка заняла несколько месяцев: мы обсуждали детали с профильными министерствами, подключали банки-партнёры. Совместно с Halyk Bank и через интеграцию с e-Salyq удалось выстроить процесс так, чтобы убрать для водителей бюрократию и сделать платежи максимально прозрачными.
Сегодня уже более 10 тыс. водителей работают в статусе ИП со специальным налоговым режимом через inDrive. Важно, что система гибкая: если где-то произошла ошибка при удержании, средства возвращаются.
Следующий этап – запуск режима самозанятых с 1 января 2026 года в рамках нового Налогового кодекса. Это позволит физическим лицам, которые не регистрировали ИП, но активно работают на цифровых платформах, легально получать доходы и иметь доступ к социальным гарантиям. Для рынка это огромный шаг вперёд: прозрачность повышается, а работа через платформы становится полноценной частью экономики. Это позволит еще большим международным игрокам в сфере ИТ обратить внимание на Казахстан и возможно аллоцировать инвестиции для масштабирования своих технологических решений, способствуя развитию человеческого капитала и цифровизации в стране.
–
Какие важные технологические и сервисные нововведения были внедрены за
последнее время для повышения безопасности и удобства пользователей и
исполнителей?
– Мы активно развиваем как технологическую часть, так и сервисную составляющую. Среди ключевых нововведений – анонимизация звонков: пользователи могут общаться через интернет-звонки, с резервной возможностью перехода на обычные GSM-звонки в зонах с низким покрытием. Дополняет это внутренний мессенджер, который позволяет общаться пользователям без использования личных номеров, переписка сохраняется в приложении, что повышает безопасность коммуникаций и персональных данных. Внутри мессенджера приложения добавлена возможность делиться файлами – человек может отправить фото места встречи, чтобы водитель точно его нашел. Функции «поделиться поездкой», «экстренный вызов» выведены на главный экран приложения для удобства и безопасности. В ряде городов представлен тариф «Комфорт», включающий усиленный контроль качества автомобилей, проверку документов, фото контроля водителя и салона авто, а также добавлен функционал «Водительская Академия», который позволяет обучать водителей в режиме онлайн и проводить тестирование знаний для открытия доступа к повышенным классам заказа. Важная для нас тема – устойчивое развитие. Мы ввели нулевую комиссию для электромобилей, чтобы стимулировать переход к экологичному транспорту.
Совместно с министерством транспорта, МВД и ОБСЕ мы проводим обучающие тренинги для водителей по культуре вождения и коммуникации с пассажирами. Кроме того, мы стали партнёрами казахстанского сервиса Sezim психологической помощи, который поддерживает пассажиров после сложных или стрессовых ситуаций во время поездок. Также мы исключили праворульные автомобили из платформы – это решение связано прежде всего с безопасностью.
– Что входит в концепцию суперапп‑системы, и какие направления запускаются или планируются в Казахстане, чтобы эту концепцию реализовать?
– inDrive давно вышла за рамки привычного «приложения поездок». Сегодня мы строим глобальную платформу городских решений, где человек может решать широкий спектр задач – от передвижения по городу и доставки до покупок продуктов и финансовых решений.
Для этого внутри компании создано отдельное подразделение «inDrive Ventures» с инвестиционным бюджетом в 100 млн долларов, которое поддерживает проекты с уже доказанной бизнес-моделью. В Казахстане первым примером стала стратегическая инвестиция в сервис «Рядом» («inDrive.Продукты») – доставка продуктов за 15 минут. Сервис показал востребованность таких решений у наших пользователей и стал своего рода тестом для дальнейшего масштабирования.
Следующий шаг – расширение возможностей корпоративной доставки, развитие B2B-сервисов и упрощение оплаты, в том числе через интеграцию с банковскими картами и локальными финтех-партнёрами. Мы также рассматриваем запуск финансовых сервисов внутри приложения. Например, аналог inDrive.Money, который уже работает в ряде стран и позволяет пользователям решать повседневные задачи быстрее и удобнее. Особое внимание к финтех-проектам у нас в этом году и в рамках глобальной премии inDrive – Aurora Tech Award, которая ежегодно поддерживает женщин-основательниц технологических стартапов. Заявки на участие будут приниматься до середины ноября на официальном сайте премии auroratechaward.com. Лучшие команды получат возможность протестировать свой продукт с аудиторией inDrive в своей стране, а при успешном результате – доступ к промокампании внутри приложения inDrive.
Таким образом, Казахстан для нас не просто один из рынков, а первая страна для развития концепции супераппа, которая в будущем будет масштабироваться и на другие регионы.
– Какие стратегические задачи ставились на прошедший год, удалось ли их выполнить, и что ожидается в ближайшем будущем?
– В прошедшем году наша стратегия была сосредоточена на укреплении позиций во всех ключевых сегментах: городские и междугородние перевозки, курьерская доставка и грузоперевозки. Мы фиксируем устойчивый рост числа пользователей и объемов поездок в городах, активно расширяются междугородние маршруты. Благодаря интеграции с «КазАвтоЖолом» повысились информированность водителей и качество опыта.
Мы последовательно усиливали блок безопасности: полностью исключили праворульные автомобили из базы водителей, ввели тариф «Комфорт» с высоким уровнем контроля качества, установили нулевую комиссию для электромобилей – эта политика сохранится в среднесрочной перспективе.
По части социальных проектов, в 2025 году был запущен университет inVision U. 8 сентября он принял первых студентов программы Foundation. Конкурс был высоким: подано 965 заявок из 70 городов и населенных пунктов Казахстана. Отобранные студенты получили полный грант, покрывающий все расходы — от жилья и питания до ноутбуков и учебных материалов. В 2026 году совместно с Satbayev University будет запуск бакалавриата по направлениям социологии, IT, инженерии, маркетинга и госуправления.
Если говорить о будущем, наши приоритеты – развитие экосистемы супераппа, где пользователь сможет решать всё больше повседневных задач, в частности за счет нового сервиса inDrive.Продукты; повышение удобства для исполнителей и клиентов; усиление технологической инфраструктуры. Мы планируем расширять офисы и команду, инвестировать в социальные проекты inVision, безопасность, скорость реагирования и качество поддержки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.