Багдат Мусин пообещал помочь стартапам «достучаться» до нацкомпаний
Стратеги в венчурной экосистеме Центральной Азии: зачем покупать стартапы
На форуме Digital Bridge 2025 прошла панельная дискуссия о роли стратегических инвесторов в развитии экосистемы стартапов Центральной Азии. Модератором выступил Мурат Абдрахманов, основатель MA7 Ventures и крупнейший венчурный инвестор региона. Он задал контекст: в 2025 году заметно выросло число M&A-сделок, и именно стратегические корпорации становятся главными драйверами стартап-экосистемы, сообщает пресс-служба MA7 Ventures.
Первыми к слову пригласили Гусейна Махмудова, руководителя направления внешних инноваций в PASHA Holding и управляющего партнера INMerge Ventures. Он рассказал, что холдинг системно смотрит на инновации и сделки со стартапами: для них важно не просто инвестировать, а выстраивать долгосрочную стратегию. По его словам, приобретение технологий дает компаниям возможность быстрее запускать новые продукты, усиливать существующие бизнесы и интегрировать решения, которые невозможно создать только внутри корпорации.
Затем выступил Тимур Турлов, главный исполнительный директор Freedom Holding Corp. Он отметил, что финансовые группы сегодня играют все большую роль в венчурном рынке. По его словам, покупки и интеграции стартапов позволяют не только усиливать позиции компаний на рынке, но и фактически формировать новые сегменты.
«Мы часто рассматриваем стартапы как точки роста, которые дают выход в новые ниши или позволяют быстрее масштабировать сервисы», — сказал он, подчеркнув, что стратегическая ценность таких сделок порой важнее краткосрочной финансовой выгоды. Также он отметил важность покупки стартапов стратегами, с точки зрения общей экосистемы: «Продукт внутри экосистемы генерирует больше прибыли, чем если бы он существовал отдельно. Потому что он сразу получает доступ к клиентской базе, к каналам продаж и к другим сервисам, которые его усиливают. В одиночку стартапу на это потребовались бы годы и огромные ресурсы».
Особый акцент на взаимодействии государства и стартапов сделал Багдат Мусин, председатель правления АО «Казахтелеком». Он поделился новостями работы Activation Hub, запущенного в 2024 году. По его словам, в первый же год туда поступило более 200 заявок от проектов, которые были структурированы по направлениям. Важным сообщением стало то, что они могут стать мостом к сотрудничеству больших компаний со стартапами.
«Мы можем продавать продукты стартапов национальным компаниям, государственным структурам. Я понимаю, насколько это сложно — работать с такими структурами. Если у вас есть алгоритмы, технологии, и вы не можете пробиться в эту государственную рутину, в нужный кабинет, то мы можем помочь. (...) Наша цель — быть оператором, который дает равный доступ стартапам к нашим клиентам, чтобы они могли быстро расти», - сказал глава национальной телеком-компании.
В свою очередь, Ельжан Кушекбаев, венчурный инвестор и партнер MA7 Ventures, объяснил, как сделки со стратегами выглядят со стороны венчурных фондов. Он подчеркнул, что именно выходы (экзиты) через продажу стартапов стратегическим инвесторам становятся основным источником возврата капитала.
«Для фаундеров важно понимать, что стратегия должна быть прописана заранее: кто может быть потенциальным покупателем, какие метрики и рынок будут для него важны», — сказал он, отметив, что успешные кейсы в регионе уже формируют позитивный сигнал для новых сделок.
Сдержанный взгляд на венчур с позиции экономики представил Алмас Чукин, управляющий партнер инвестиционной компании Visor. Он подчеркнул, что интерес к венчурным инвестициям растет, но важно учитывать макроэкономический контекст.
«Венчур должен быть встроен в общую стратегию развития страны. Если мы смотрим на горизонт 10 лет, то речь идет не только о компаниях, но и о том, как вся экономика будет выигрывать от инноваций. Для того, чтобы стать венчурным капиталом, нужна структура. У компании венчурного капитала есть подразделения: отраслевики, которые знают индустрию, фандрейзеры, которые бегают за деньгами, и те, кто занимается продажами. Венчур — это аналитика и системный подход», — отметил Алмас Чукин.
Таким образом, дискуссия на Digital Bridge 2025 зафиксировала ключевой тренд: именно стратегические корпорации становятся главными покупателями стартапов, а значит, будущее экосистемы Центральной Азии напрямую зависит от того, как эффективно они смогут интегрировать инновации.
Отметим, глава правления и совладелец Kaspi.kz Михаил Ломтадзе на международном технологическом форуме Digital Bridge 2025 рассказал, для чего Kaspi.kz покупает турецкий Rabobank. По его словам, в будущем казахстанские товары появятся на турецком маркетплейсе, а турецкие - на казахстанском.
Читайте также
Казахстанский deeptech-стартап официально получил статус единорога
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.