Прогноз по ВВП – обратный отсчет
Эксперты обрисовали перспективы развития СНГ и стран ЦА. Начало апреля оказалос...Эксперты обрисовали перспективы развития СНГ и стран ЦА.
Начало апреля оказалось богато на различные доклады и отчеты экспертных организаций по поводу состояния и перспектив мировой и региональных экономик. Что касается стран СНГ и Центральной Азии, значительного ухудшения или улучшения ситуации большинство экспертов не прогнозируют.
В новом докладе агентства Moody's Investors Service говорится о том, что налогово-бюджетные позиции стран СНГ сравнительно устойчивы, и это отражено в прогнозах суверенных рейтингов – в регионе преобладают «стабильные» прогнозы, за исключением Армении, Беларуси и Украины, понижательные риски для рейтингов которых выражены более ярко. При этом сдерживающее влияние на суверенные рейтинги стран СНГ, по мнению аналитиков Moody's, оказывают сохраняющиеся структурные проблемы, включая недостаточную экономическую диверсификацию и слабость различных институтов.
Moody's ожидает небольшого улучшения экономического роста в СНГ в целом в 2013 году в результате постепенного восстановления перспектив роста G20, повышения цен на сырье, а также относительной стабильности в Евросоюзе. «Вместе с тем темпы роста экономики стран СНГ остаются существенно ниже докризисного уровня», – отмечается в отчете Moody's.
В новом основном докладе Азиатского банка развития (АБР) в свою очередь указывается, что увеличение государственных расходов, в частности, в Казахстане и Азербайджане, будет стимулировать рост в Центральной Азии в 2013 году. Согласно прогнозу, рост ВВП Казахстана составит 5,2% в 2013 году и 5,6% в 2014 году.
«Представленные экспертами Moody's обобщенные выводы по СНГ – достаточно условны. Стоит учитывать, что страны объединения различаются между собой с точки зрения общего экономического потенциала, проводимой макроэкономической политики, структуры внешней торговли, уровня интеграционного взаимодействия друг с другом и т.д.», – комментирует представленные в отчете выводы Артем Устименко, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), подчеркивая, что на сегодня СНГ как интеграционное объединение – объективно не работает и представляет собой формальную структуру. В связи с этим, по мнению эксперта АИРИ, очередная попытка искусственно консолидировать суверенные рейтинги, макроэкономические риски и краткосрочные прогнозы развития входящих в него государств под «одной вывеской» выглядит спорной. «С чем можно согласиться – слабая диверсификация экономик стран СНГ достаточно сильно влияет на их рейтинговые позиции, даже несмотря на то, что любые рейтинги – субъективны и зачастую ангажированы», – считает Артем Устименко.
При этом Талгат Мусабеков, старший аналитик АИРИ, отмечает, что в целом представленные выводы не являются экстраординарными на фоне других оценок. По его мнению, все продолжает указывать на прямую зависимость экономики страны от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. «Сдержанные прогнозы по темпам роста мировой экономики в 2013 году полностью коррелируются с ростом сырьевых экономик стран СНГ. Учитывая, что прогнозы от МВФ, ЕК и ОЭСР по росту мировой экономики на 2013 год неуклонно снижаются уже третий месяц, возможно, в скором времени стоит ожидать аналогичного снижения и по прогнозам роста казахстанской экономики», – комментирует старший аналитик АИРИ.
В отчете Moody's, кроме того, высказывается мнение, что страны СНГ делят макроэкономические риски с Евросоюзом, а также подвержены рискам колебания сырьевых цен, при этом их возможности по абсорбированию потрясений различны, что объясняет довольно большой разброс рейтингов в регионе – от «B3» до «Baa1».
Эксперты АИРИ полагают, что именно с Евросоюзом Казахстан в наибольшей степени разделяет свои макроэкономические риски и напоминают, что на страны ЕС приходится более 44% внешнеторгового оборота РК. Объем экспорта в страны ЕС превышает $36 млрд, из которых более 93% это минеральные ресурсы. «На мой взгляд, одной из основных причин замедления казахстанской экономики в 2012 году была именно нестабильность на финансовых рынках ЕС, которые спровоцировали колебания цен на минеральные ресурсы», – говорит г-н Мусабеков.
Но влияние на отечественную экономику оказывает куда больше факторов. «К примеру, для Казахстана серьезным фактором является ценовая динамика на сырьевых товарных рынках, прежде всего нефтяном», – напоминает Артем Устименко. Эксперт поясняет, что если по итогам текущего года стоимость нефти останется на уровне выше $90-100 за баррель Brent и не продемонстрирует высокую степень волатильности, то негативные последствия для страны от неблагоприятной экономической ситуации в ЕС будут в значительной степени нивелированы. Однако долгосрочное падение стоимости нефти ниже $80 за баррель уже подразумевает проявление серьезных макроэкономических рисков для Казахстана, даже при сценарии активного восстановления экономик стран ЕС.
Старший аналитик АИРИ добавляет, что значимой проблемой для Казахстана является и то, что Россия, как ключевая экономика СНГ и партнер нашей страны по Таможенному союзу, демонстрирует признаки явного замедления экономического роста, в том числе под давлением внутренних структурных проблем. «Не совсем понятно, почему аналитики Moody's не акцентируют особого внимания на этом. В текущем году темпы роста ВВП России объективно будут ниже зафиксированного в прошлом году показателя в 3,4%», – комментирует Артем Устименко, напоминая, что в 1-м квартале ВВП России вырос лишь на 1% (4,3% – за аналогичный период 2012 года). «В данном контексте достижение по итогам 2013 года прогнозных показателей правительства Казахстана по ВВП является достаточно проблематичным, хотя даже в этом случае вероятность негативных рейтинговых действий со стороны Moody's по отношению к нашей стране и ее ключевым компаниям объективно мала», – комментирует эксперт.
Эксперты Moody's, отмечая, что темпы роста экономики стран СНГ остаются существенно ниже докризисного уровня, к числу проблемных для стран Содружества факторов относят сложности с обеспечением верховенства закона, эффективности деятельности госорганов и коррупцию. По мнению специалистов, некоторые подвижки решения этих проблем в «посткризисные» годы уже наметились. К индикаторам этих изменений старший аналитик АИРИ относит некоторые показатели. В том числе и внешние, например, показатель «Незаконные платежи и взятки» (Irregular payments and bribes) по индексу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Казахстан улучшил позиции с 93 в 2010-2011 году до 64 места в 2012-2013 годах. По показателю «Прозрачность государственной политики» (Transparency of government policymaking) улучшение составило с 75 по 32 место за тот же период, а по показателю «Защищенность инвесторов» (Strength of Investor Protection) – c 45 по 10 место. «Однако улучшение в подобных рейтингах идет далеко не по всем позициям, и говорить о системных изменениях в РК еще слишком рано. С другой стороны, эти же проблемы существовали в РК и до 2008 года, когда высокие темпы роста экономики были обеспечены за счет мощного стимулирования потребления в РК. И темпы роста тогда были выше сегодняшних», – отмечает Талгат Мусабеков.
Старший аналитик АИРИ указывает на то, что, несмотря на снижение темпов роста экономики и государственных доходов в 2012 году, правительство продолжает наращивать объем государственного бюджета, что способствует обеспечению внутреннего спроса. Другим драйвером роста экономики в ближайшие год или два эксперт называет начало добычи на Кашаганском месторождении. «Таким образом, несмотря на всю стратегическую важность перечисленных Moody’s институциональных факторов, краткосрочные высокие темпы роста экономики в 2013-2014 годах, на мой взгляд, все же будут обеспечены. В долгосрочном периоде же такая практика невозможна, в силу колебаний цен на сырье и ограниченности государственного бюджета резервами Национального фонда. И роль вышеуказанных институциональных факторов будет значительно вырастать по мере исчерпания государственных возможностей», – резюмирует старший аналитик АИРИ.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.