Что известно о новом Khan Tengri Innovation Hub
Основатель хаба Ляззат Боранкулова рассказала, какие типы стартапов пользуются спросом на китайском венчурном рынке и что нужно знать компаниям перед выходом на рынок КНР
26 июля 2025 года в научно-технологическом парке Zhangjiang (Шанхай), известном как «азиатская Кремниевая долина», состоялось открытие Khan Tengri Innovation Hub. Это первая специализированная платформа по интеграции технологического потенциала стран Центральной Евразии с экосистемой Китая. Инициатором создания хаба выступила казахстанская компания Growth Vision Pro при поддержке Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Министерства цифрового развития Республики Узбекистан, а также ведущих региональных технопарков Astana Hub и IT Park Uzbekistan.
Как возникла идея создания хаба? Какие типы стартапов пользуются спросом на китайском венчурном рынке? Каковы особенности работы в КНР, которые нашим стартапам нужно понимать и учитывать при выходе на рынок Китая? Какие мероприятия запланированы на ближайший период для достижения целей хаба? Каковы условия участия стартапов из нашего региона в пяти программах хаба, разработанных совместно с китайским акселератором XNode? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz ответила основатель Khan Tengri Innovation Hub Ляззат Боранкулова.
- Ляззат, расскажите об идее возникновения Khan Tengri Innovation Hub, инициатором создания которого выступила ваша компания Growth Vision Pro. Сколько времени прошло с момента возникновения идеи до открытия хаба?
- Перед тем как рассказать, как к нам пришла эта идея, стоит упомянуть, что мы были немного вовлечены в рынок Персидского залива, регион GCC (Gulf Cooperation Council – Ред.). С начала 2024 года мы активно изучали этот рынок: в течение полугода интенсивно работали со всеми ключевыми игроками Персидского залива. Но у нас возникли некоторые сложности: рынок был немного специфический, избалованный, скажем так, вниманием инвесторов и компаний, которые едут туда со всего мира за капиталом.
Мы продвигали наши центрально-евразийские стартапы в этом регионе. И столкнулись с таким вызовом, что все решения принимаются медленно, нужно достаточно большое внимание, ресурсы и время выделять для того, чтобы настроить даже просто предварительные партнерские отношения. Соответственно, в середине года у нас были определенные результаты, но они были не такие, какие мы ожидали в самом начале.
Мы стали задумываться, что нужно сделать для того, чтобы улучшить эту ситуацию и более эффективно поддерживать стартапы. Соответственно, начали поиски других перспективных регионов. Так, в середине 2024 года мы решили снова проанализировать все остальные рынки в части именно трансфера инноваций и технологий. И начали повторно задавать вопросы участникам рынка, уточняя, какую пользу мы могли бы им принести, чего им сейчас не хватает для международного масштабирования и как мы как Growth Vision Pro можем помочь нашим компаниям выходить за пределы страны.
И в одном из диалогов с экосистемным игроком мы услышали такую интересную теорию: почему бы не посмотреть на азиатский рынок более глубоко. Например, у нас очень хорошо известны Сингапур, Юго-Восточная Азия, но Китаю как стране мы не уделяли никакого внимания. Может быть, были какие-то стереотипы, связанные с Китаем, и, наверное, никто не решался углубляться в такой более закрытый рынок, каким он казался нам в то время.
В середине прошлого года начался наш анализ. Мы проанализировали все составляющие венчурного рынка: как продвигаются инновации, что было сделано за последние десятилетия. И когда мы увидели цифры в международных отчетах по развитию искусственного интеллекта, по патентам, мы были очень приятно удивлены тем, что Китай идет следом за США по инновационному развитию.
Посмотрев всю эту статистику по Китаю, мы поняли, что это очень интересный рынок. Анализ на бумаге показывал большие перспективы: это вторая после США экономика мира с ВВП в 18 трлн долларов. По международному индексу искусственного интеллекта (ИИ) Китай тоже идет вторым после США. До 2022 года по количеству патентов по ИИ Китай занял 61% мирового рынка, тогда как Америка – 20%. И даже по количеству юникорнов (компаний-единорогов с оценкой более 1 млрд долларов – Ред.) в искусственном интеллекте, по количеству языковых моделей для внедрения ИИ китайский рынок идет в равной конкуренции с американским.
Тогда мы поняли, что, оказывается, по части инноваций мы мало знаем о Китае. КНР является крупнейшим торговым партнером Казахстана – это порядка 40 млрд долларов торгового оборота. Но вся торговля была связана именно с традиционным бизнесом: энергетикой, инфраструктурой. Между странами в целом более, скажем так, торговые отношения, но именно связей по инновациям у нас не было. Так мы поняли, что это рынок, на который нужно идти. В сентябре прошлого года мы уже подписали наш первый меморандум для того, чтобы совместно с нашими партнерами изучать рынок в части создания центральноазиатского, центральноевразийского инновационного хаба в Китае. Получается, активная фаза анализа КНР началась в июне-июле 2024 года – прошел ровно год с момента возникновения идеи до открытия хаба.
- Каковы особенности работы в КНР, которые нашим стартапам нужно понимать и учитывать при выходе на рынок Китая?
- Во-первых, мы знаем, что китайский рынок – очень и очень конкурентный. И когда мы анализировали, какие элементы этой конкурентоспособности «давят» на международные компании, которые заходят на рынок Китая, то первым фактором оказалась цена. То есть из-за того, что очень много предложений на рынке, компании могут позволить себе демпинговать и предлагать низкие цены для завоевания рынка. Наши компании должны быть готовы к тому, что даже если их продукт очень качественный, могут появиться китайские конкуренты, которые будут «давить» даже просто по цене. А цена – очень важный фактор именно для азиатского рынка, и в частности – для китайского.
Второй фактор – это скорость принятия решений. Я думаю, наши стартапы, которые едут в Китай, должны понимать, что будет очень сложно, сидя в Казахстане, Узбекистане или любой другой стране, дистанционно управлять бизнесом в Китае. Потому что там рынок так динамично и быстро двигается, что если ты не находишься в Китае, не знаешь специфики, можно просто упустить этот момент. И в процессе принятия решения – поднимая вопрос на уровень Казахстана или другой страны – можно потерять драгоценное время.
Поэтому два ключевых фактора, на которые нужно обратить внимание: ценообразование – чем ниже, тем лучше, тем больше возможностей конкурировать – и скорость принятия решений и адаптации к новым вводным рынка. Появился конкурент – ты должен мгновенно реагировать, потому что с его ресурсами или возможностями он может быстро перехватить долю на рынке. Это два момента, которые все наши стартапы должны всегда держать в голове. Соответственно – открывать там компанию, иметь свою локальную команду, которая быстро реагирует исходя из ситуации на рынке.
- Какие типы стартапов пользуются спросом на китайском венчурном рынке?
- Мы видим по статистике венчурных отчетов, что ранее были очень популярны такие направления как FinTech и E-commerce. В части электронной коммерции равных Китаю, наверное, нет. Но сейчас именно эти секторы идут на спад. Они уже создали очень хорошую базу для цифровизации: всё оцифровано.
Теперь идет рост DeepTech-потребностей. Это всё, что связано с искусственным интеллектом, машинным обучением. Также отмечу Smart Industry – большой фокус выделяется оцифровке, автоматизации, внедрению ИИ уже в производственный процесс: логистику, транспорт, медицину, энергетику – секторы CleanTech, GreenTech тоже очень популярны.
Плюс к этому отдельным кластером идет всё, что связано с робототехникой и производством чипов. Мы знаем, что Китай является первым в мире по внедрению именно производственной робототехники: 46% всех внедренных в производство автоматизированных систем находятся в Китае. Соответственно, рынок робототехники, гуманоидных роботов, роботов-собак очень сильно растет – идет бум.
Например, инвестиции в сектор робототехники только за I полугодие 2025 года превысили годовой объем инвестиций в эту сферу за 2024 год. Мы сейчас говорим о порядка 3 млрд долларов, которые «влили» только в один из секторов по робототехнике за полгода 2025 года.
Приведу другой пример. При открытии хаба четыре стартапа из Казахстана и четыре стартапа из Узбекистана выставлялись на конференции World Artificial Intelligence Conference (WAIC). Это, наверное, один из крупнейших в регионе и глобальных форумов, где выставлялись все решения, связанные с ИИ. И большое внимание публики было уделено именно робототехнике, где можно визуально увидеть применение искусственного интеллекта в работе, интеграцию ИИ-софта с хардом, то есть с роботами.
Целый этаж был посвящен именно robotics, который был мегапопулярным во время WAIC. В прошлом году на этой же конференции участвовали всего лишь 18 компаний, которые представляли robotics. В этом году их было уже 80. В прошлом году было представлено 80 роботов, в этом году – 150. То есть буквально за год мы видим, как сильно вырос этот сектор.
Это «горячие» темы, которые интересны китайским инвесторам, предпринимателям – что они хотели бы видеть.
- А что в этом случае могут предложить наши стартапы, компании? У нас ведь не так развита та же робототехника.
- В робототехнике – да, наверное, напрямую конкурировать с Китаем смысла нет. Но у нас есть, например, сильные софт-разработчики. Если мы, условно, возьмем тот же хард китайских производителей, наложим на него софт нашего локального производства и будем применять этих роботов в новых use-кейсах – то это как раз ниша, которая только заполняется в Китае. Потому что создать робота – создали: он может говорить и делать базовые вещи. Но чтобы он был применим в какой-то одной отрасли – например, в майнинге – его нужно обучать и прописывать алгоритмы. То есть такие ниши – открыты.
При том, что robotics – это плотно развивающийся рынок, тем не менее, там есть ниши, где наши специалисты, таланты могут применить свои способности. Как в принципе и в других отраслях. Мы видим большую картину, но всегда есть какие-то ниши, где отрасль «проседает» – именно в эти ниши нужно стараться идти.
В целом стратегии выхода на рынок Китая будут отличаться от тех, которые применяют к другим странам. Во-первых, рынок достаточно конкурентный, во-вторых – там есть крупные техногиганты, которые занимают большую долю на рынке, и с ними достаточно тяжело конкурировать. Поэтому нашим компаниям будет довольно сложно идти туда именно со своим брендом и продвигать его. Но если они сформируют стратегическое партнерство с существующими компаниями в Китае – например, которые оперируют в той же индустрии и делают схожие решения с казахстанскими – то там можно найти нишу и заполнить ее. Это рабочая стратегия.
Чем самостоятельно идти, тратить огромные средства на маркетинг и конкурировать напрямую с китайскими компаниями – лучше с ними кооперировать. И в этом сотрудничестве найти именно те ниши, которые они сами не могут заполнить, но в которых наши стартапы хороши – найти этот matching. Это то, что мы рекомендуем нашим стартапам. Все это требует детального анализа рынка и конкурентов.
- На какой стадии сейчас находится Khan Tengri Innovation Hub? Ведь он был запущен всего несколько недель назад. Расскажите подробнее о запланированных на ближайший период мероприятиях для достижения целей хаба.
- Мы официально открыли Khan Tengri Innovation Hub 26 июля, офис будет в научно-технологическом парке Zhangjiang. Сейчас мы завершаем операционные вопросы и совсем скоро начнем активную операционную деятельность.
Цели на этот год у нас ясны: во-первых, рассказать китайскому рынку про наш регион. Даже если Казахстан граничит с Китаем, очень мало людей имеют представление о нашей стране и регионе. Поэтому наша первая задача – максимально большому количеству игроков экосистемы инноваций, стартапов, венчурного инвестирования рассказать про наш регион, какие есть страновые возможности, таланты, стартапы и так далее. То есть максимально увеличить visibility нашего региона для того, чтобы о нас заговорили в Китае и знали, что есть хаб, который помогает стартапам, IT-компаниям из Центральной Евразии выходить на рынок Китая.
Для увеличения visibility наших стартапов мы планируем привлекать их для участия на различных конференциях, форумах, стартап-питчах, каких-то точечных ивентах, куда стекается большое количество игроков именно инновационной экосистемы. То есть это могут быть такие же форумы как WAIC, в котором мы недавно участвовали. Сейчас мы готовимся ко второму ивенту STron Shanghai 2025, который состоится в конце сентября.
Во-вторых, планируем запустить в октябре этого года программу резидентства (Residency Program). Совсем скоро начнутся работы совместно с Astana Hub и IT Park Uzbekistan по отбору стартапов, которые поедут на эту программу.
В целом у нас есть несколько программ, которые мы разработали исходя из потенциальных потребностей, которые могут возникнуть у стартапов. Первая – это программа резидентства, которую я упомянула. Это облегченный вариант акселерации, который помогает компаниям получить представление о китайском рынке, действительно ли этот рынок – их, видят ли они себя там. У стартапов также будет возможность изучить конкурентов, которые есть на рынке. Мы ожидаем, что эта программа будет длиться два месяца. Также будут предоставлены co-working и co-living facilities, для того, чтобы участники не отвлекались на эти вопросы, а были сконцентрированы на поиске своих первых партнеров, клиентов и налаживании связей с венчурными капиталистами Китая.
Остальные четыре разработанные программы – более детальные. Каждая отличается по срокам проведения и глубине, скажем так, проработки со стартапами. Нашим стратегическим партнером по акселерационным программам является китайский акселератор XNode. Ежегодно муниципалитет Шанхая публикует список высококачественных акселераторов Китая. При выборе партнера мы базировались на списке 2024 года, который состоял из семи акселераторов. Практически с каждым из них мы провели предварительную работу и остановились именно на XNode, так как компания сфокусирована на поддержке международных компаний, которые заходят на рынок Китая. Пять программ разрабатывались совместно с XNode в течение пяти месяцев.
Вторая программа – China Market Study – месячная, гибридная (две недели онлайн и две – офлайн). Она разработана для тех, кто, условно, мало знает о Китае, но хочет проанализировать и изучить этот рынок. Мы советуем эту программу тем, кто думает, действительно ли Китай – их рынок.
Еще одна программа – China Launchpad – для тех, кто уже соприкасался с рынком и участвует в программе для проведения первых тестов. Мы ожидаем, что во время China Launchpad уже должны быть заключены какие-то меморандумы с потенциальными партнерами, договоренности с венчурными фондами. То есть это уже более глубокое погружение – две недели онлайн и семь недель офлайн – чтобы «прощупать» рынок, протестировать, сделать, если нужно, product-market fit: понять, как можно изменить продукт, уточнить требования клиентов и получить обратную связь от рынка.
China Market Entry Bootcamp – программа для тех, кто решил, что Китай – это их рынок. Стартапы уже приезжали сюда, проводили тестирования, серьезно настроены на китайский рынок. Это шестимесячная офлайн-программа. Можно жить здесь полноценно, встречаться с компаниями и развивать бизнес. Отмечу, все эти программы рассчитаны на то, что сначала мы изучаем проект стартапа и продукт. Соответственно, во время этих программ мы будем стараться организовывать встречи с компаниями, которые релевантны для этих стартапов. Например, если VC, то такие, которые инвестируют в эту отрасль. Это более индивидуальный, точечный, менторский подход. Стартап встретился с клиентом, получил обратную связь, далее мы помогаем понять, какие следующие шаги нужно предпринять исходя из знания менталитета китайского клиента или инвестора.
Пятая программа – China IT Outsourcing Acceleration – была разработана по просьбе IT Park Uzbekistan. Она подходит для стартапов или IT-компаний, которые хотят предложить свои IT-услуги в качестве аутсорсинга для китайских технокомпаний. IT-аутсорсинг может быть в разных направлениях: программирование, дата-аналитика, data labeling и так далее. Программа разработана для того, чтобы помочь стартапам и IT-компаниям найти клиентов в Китае, которые воспользуются их услугами IT-аутсорсинга.
Значительную часть расходов стартапов в рамках Residency Program будут покрывать Astana Hub и IT Park Uzbekistan. Стартапы тоже должны будут внести N-ную сумму для того, чтобы подтвердить свою, скажем так, приверженность и готовность вложить средства и участвовать в программах. Здесь также необходимо отметить, что мы получаем поддержку со стороны китайского правительства. Например, аренда офиса была предоставлена нам с N-ной скидкой. Недавно, во время участия восьми стартапов из Казахстана и Узбекистана на WAIC, правительство Шанхая обеспечило всем нашим стартапам бесплатное проживание на время проведения конференции. Мы будем максимально пользоваться возможностями, которые предлагает государство: подавать на разные гранты, субсидии для того, чтобы снизить расходы.
- В акселерационных программах могут участвовать стартапы со всего Центрально-Евразийского региона (Кавказ, Центральная Азия, Монголия) или именно из Казахстана и Узбекистана?
- В принципе эти программы будут открыты для всего региона. Сейчас мы сотрудничаем с двумя странами: Казахстаном и Узбекистаном, в частности – с Astana Hub и IT Park Uzbekistan. И они поддерживают свои стартапы, выходцев из этих стран. Если любая другая страна или стартап из Центральной Евразии изъявит желание присоединиться к этим программам, мы всегда открыты к сотрудничеству. Стартапы могут присоединиться к программам либо с помощью поддержки со стороны своих государств, либо могут самостоятельно присоединиться к программам на платной основе. Ведь есть стартапы, которые могут это финансово себе позволить: у них есть выручка, они самодостаточны в финансовом отношении.
Мы начали с двух стран Центральной Азии, но потихоньку, по мере расширения операционной деятельности, планируем покрывать и другие страны Центральной Евразии: Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, Армению, Грузию, Монголию, возможно – Турцию.
Хотелось бы также добавить, что в Китае наблюдается большая поддержка R&D-направления (исследования и разработка – Ред.). Например, в 2024 году на R&D по всей стране было направлено более 500 млрд долларов – это огромные, колоссальные деньги. И есть возможность для наших фаундеров (основателей стартапов – Ред.) и талантов, у которых есть идеи, подаваться на программы научных парков, проходить отбор и иметь возможность создавать свой продукт уже в Китае с учетом его специфики и настраивать продукт сразу на рынок КНР. При этом есть возможность получить не только академическую поддержку, но и инфраструктурную: вы сможете прототипировать и найти партнеров в Китае, то есть с нуля построить свой продукт там. Мы сможем предложить такую возможность уже в следующем году.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.