ТС и Украина: наблюдатель – последняя черта
Вопрос вступления Украины в Таможенный союз крайне политизирован С одной стороны, руков...Вопрос
вступления Украины в Таможенный союз крайне политизирован
С одной стороны, руководство Украины стремится в Евросоюз, что никак не вяжется с интеграцией в Таможенный союз. С другой стороны, Россия оказывает на Киев мощное давление, чтобы принудить Украину вступить в Таможенный союз. Пока остановились на статусе наблюдателя, но дальше Украина уже не пойдет.
Как передала межгосударственная телерадиокомпания «Мир» со ссылкой на премьер-министра Украины Николая Азарова, для членства Украины в Таможенном союзе (ТС) необходим ее выход из Всемирной торговой организации (ВТО) или пересмотр соглашения с ВТО в рамках обязательств по ТС. «Украина как независимое государство связана целым рядом международных соглашений. Она раньше России вступила во Всемирную торговую организацию. Перед нами стоит вопрос очень простой: либо мы выходим из ВТО и присоединяемся к ТС, либо мы должны пересматривать наши соглашения по ВТО в рамках наших обязательств по ТС, все это чрезвычайно трудно и малопродуктивно», – сказал он в интервью телерадиокомпании.
По словам премьера, на первом этапе Украина станет наблюдателем при ТС и будет постепенно адаптироваться и приспосабливаться к новому формату сотрудничества со странами-членами.
Бизнес – за интеграцию с ЕС
Украина, что бы там ни говорили ее официальные представители, скорее, сближается с Европейским союзом, чем со странами ТС. Согласно официальной статистике, за прошедшее с обретения независимости время во внешнеторговом обороте Украины доля стран СНГ сократилась с 56 до 36%. Вместе с тем увеличилась доля ЕС и других стран.
При этом необходимо подчеркнуть, что это не вина российских или украинских политиков, это лишь сфера интересов бизнеса и потребителей.
Как отмечают украинские эксперты, переориентация с рынка СНГ на рынок ЕС – вполне нормальная диверсификация внешней торговли. На этот процесс невозможно повлиять санкциями или стимулами со стороны государства.
Интеграционная привлекательность для украинского бизнеса больше находится в Европе, а не в ТС.
Интерес России
Экономики России и Украины тесно взаимосвязаны. С другой стороны, если бы Украина вошла в ТС, то характер всей интеграционной идеи поменялся бы. Поэтому, когда речь заходит о возможности интеграции Украины в ТС, в российской политике довольно часто случаются резкие провалы.
Так, в 2011 году руководство России официально заявило, что отказывается от идеи во что бы то ни стало втащить Украину в ТС и готово идти дальше – обсуждать создание трехстороннего газового консорциума с ЕС на базе украинской газотранспортной системы (ГТС).
Но уже год спустя, в 2012 году, президент России Владимир Путин во время пресс-конференции открыто намекнул, что украинским олигархам стоит поддержать идею вступления Украины в ТС. Иначе квоты на поставку труб в Россию может не получить целый ряд украинских предприятий. «Сейчас выясняется, что мы не можем это делать самостоятельно (выделять квоты). Мы не даем Украине нужных квот не потому, что не хотим, а потому, что это отнесено к компетенции наднациональных органов. Наши украинские коллеги думали, что мы шутим, до какого-то времени. Но поняли, что это не шутки», – сказал Владимир Путин.
А перед фразой о трубах он напомнил, что Украина еще не подала заявки на вступление в Таможенный союз.
Его замечание касается в первую очередь таких украинских олигархов, как Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, а также группы «Индустриальный союз Донбасса» (Сергей Тарута и Олег Мкртчан).
Россия ранее ввела торговые ограничения на поставку труб. Для украинских производителей в Россию в 2012 году нельзя поставлять трубы беспошлинно в объеме более 300 тыс. тонн. Если больше, то начинают действовать антидемпинговые наценки от 19% до 38%. Правда, в августе Пинчуку еще удалось выбить беспошлинную поставку 150 тыс. тонн. Но о поставках труб в 2013 году пока ничего не слышно.
Напомним, что в 2010 году на Россию пришлось 37,7% всего экспорта этой продукции из Украины.
Интерес Казахстана
Политика украинского руководства, отдающего приоритет европейской интеграции, довольно ощутимо бьет по интересам стран-членов ТС.
Как пишет РБК daily со ссылкой на данные Евразийской экономической комиссии, всего по отношению к странам ТС Украина применяет 105 ограничительных мер. Лидерами по «притеснению» ТС являются страны ЕС и США (по 18).
Украина применяет 16 мер, 10 из которых – антидемпинговые (в отношении древесноволокнистых плит, стекла, метанола и др.). Чуть меньше Украины ограничивает торговлю Узбекистан – 15 мер.
Так, например, без участия Украины ни Россия, ни тем более Казахстан не могут создать эффективный «зерновой пул». Астане было бы очень интересно консолидировать торговлю зерном с Россией и Украиной. Причем у самой России не хватает востребованной зерновыми трейдерами портовой инфраструктуры. Участие Украины дало бы «зерновому пулу» отличные возможности для ведения единой ценовой политики.
Взаимная торговля в целом между Казахстаном и Украиной за последние пять лет увеличилась с $2,6 млрд до $4,18 млрд. Казахстан для Украины является третьим по величине торговым партнером по объемам товарооборота среди стран СНГ и восьмым среди всех торговых партнеров Украины
Наблюдатель, не больше
Судя по всему, Украина лишь под давлением со стороны России сделала очередной шаг – стала наблюдателем в ТС.
По всей видимости, Киев решает какие-то сиюминутные тактические задачи, например, не хочет, чтобы Москва приостановила поставки газа на Украину, перестала чинить препятствия на пути украинских товаров в Россию.
Накануне своего визита в конце марта в Россию министр иностранных дел Украины Леонид Кожара в интервью «Российской газете» отметил, что Украина ставит международные обязательства (в частности, в рамках ВТО) выше торговых отношений с ТС. «Хотел бы отметить, что Украина одной из первых между стран СНГ вступила во Всемирную торговую организацию. Поэтому, рассматривая предложения наших партнеров по поводу вступления в Таможенный союз, мы исходим из уже имеющихся международных обязательств, в том числе и перед ВТО», – сказал Леонид Кожара, отвечая на вопрос почему Украина отказывается вступать в ТС.
И Азаров, и Кожара считают переговоры с ВТО по коррекции своих обязательств в свете вступления Украины в ТС бесперспективными. И, вероятнее всего, этой точки зрения придерживается все руководство Украины, как и бизнес, который свой выбор в пользу ЕС уже сделал.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.