Столица станет крупным транспортным хабом
Потенциал грузоперевозок Астаны влияет на логистику в РК. Потенциал грузоперевозок Астаны все в б...Потенциал грузоперевозок Астаны влияет на логистику в РК.
Потенциал грузоперевозок Астаны все в большей мере влияет на логистику в Казахстане. Столица постепенно становится одним из транспортных центров республики.
Объем грузоперевозок в Астане в январе-феврале 2013 года вырос на 12%. Таким образом, с учетом оценки объема перевозок грузов нетранспортными организациями и физическими лицами, имеющими грузовой автотранспорт и занимающимися коммерческими перевозками, за указанный период в Астане перевезено более 17,5 млн тонн грузов, общий грузооборот при этом составил почти 1,84 млрд тонно-километров.
Автотранспортом города за два первых месяца этого года перевезено 312,1 млн пассажиров, большая часть индивидуальными предпринимателями – 82% – 255,5 млн человек; на долю же транспортных предприятий приходится 18% или 56,6 млн человек.
Воздушным транспортом за январь-февраль текущего года перевезено 200 человек, при этом пассажирооборот во всех сообщениях составил 200 тыс. пассажирокилометров.
Развивать весь регион
Понятно, что транспортный потенциал Астаны нельзя рассматривать отдельно. Он тесно взаимосвязан с транспортным потенциалом всего центрального региона.
Еще в декабре 2012 года о транспортном потенциале региона в своих комментариях ИА «Казинформ» говорил управляющий директор АО «ФНБ «Самрук-Казына» и председатель совета директоров АО «НК «Казахстан темир жолы» Нуржан Байдаулетов. По его словам, железная дорога «Жезказган – Бейнеу» оживит транзитный потенциал республики и откроет новый транспортный коридор через центральный Казахстан.
Кроме того, вторым по значимости крупным проектом является железная дорога «Аркалык – Шубарколь». Она поможет в развитии Аркалыкского региона, которому пока недостает производственных мощностей.
По мнению Нуржана Байдаулетова, грядет и «вагонное обновление» нацкомпании. К 2013 году будет введено в эксплуатацию 35 новых пассажирских вагонов. Они будут задействованы на новом маршруте «Астана – Актобе», который сократит время в пути в 1,5 раза.
Именно через Астану пролегают основные транспортные коммуникации, которые свяжут северные и восточные регионы Казахстана с Россией, транзитом – с Европой.
Тенденции роста налицо
Астана быстро развивается. Так, численность населения города на 1 ноября 2012 года составила свыше 773 тыс. человек. Причем этот показатель вырос почти в три раза (281 тыс. человек в 1989 году).
Одновременно Астана становится городом, куда направлен основной поток внутренней миграции. По итогам 2009 года сальдо миграции столицы составило 31,9 тыс. человек – самый высокий показатель в республике. Основу миграционных потоков в город составляют приезжие из других регионов Казахстана.
Вместе с тем Астана постепенно приближается к Алматы по валовому продукту торгового сектора. Сейчас она занимает второе место среди областей и городов республиканского значения после Алматы.
Причем совокупный региональный продукт Алматы и Астаны составляет более половины всего объема сферы торговли Казахстана. По объему розничного товарооборота Астана также занимает второе место в стране.
При этом столица лидирует в республике по темпам строительства. Одна пятая часть всей введенной в эксплуатацию жилой недвижимости в Казахстане в 2009 году приходилась на Астану. Все эти факторы активно стимулируют грузоперевозки.
Перспективы очевидные
Но Астана уже сегодня смотрит в будущее. В интервью ИА «Казинформ» депутат Мажилиса Парламента РК Татьяна Яковлева подчеркнула, что сейчас один из главных приоритетов Астаны – расширение внешнеэкономических связей и создание благоприятного инвестиционного климата.
Так, например, во время проведения III международного инвестиционного форума «Astana Invest-2012» акиматом города были подписаны более 20 меморандумов о сотрудничестве с зарубежными компаниями по строительству новых предприятий и реализации крупных инфраструктурных проектов.
По мнению г-жи Яковлевой, с учетом выгодного транзитного положения и привлечения иностранного и отечественного капитала, в Астане создается современная индустриальная зона, где в рамках реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития предусмотрено разместить 80 новых предприятий.
В будущем будет расти и население. По данным Агентства РК по статистике, численность населения столицы увеличится до 1,2 млн человек в 2020 году.
Как отмечается в опубликованном на сайте ведомства прогнозе, с учетом внутренней и внешней миграции, численность населения Астаны составит 927 тыс. человек в 2015 году, 1198,5 тыс. человек – в 2020 году.
С учетом всех этих факторов, рост грузоперевозок в Астане – это лишь первый сигнал к тому, что в будущем столица станет одним из основных транспортных хабов Казахстана.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.