В НПП прокомментировали создание нового Реестра казахстанских производителей
В Нацпалате заявили, что мнение бизнеса в этом вопросе не учитывалосьВ Национальной палате предпринимателей «Атамекен» сделали заявление касательно создания нового Реестра казахстанских производителей, передает центр деловой информации Kapital.kz.
Как сообщает НПП, во втором чтении мажилиса парламента одобрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам определения страны происхождения товаров». Законопроект, в числе прочего, предполагает создание нового Реестра казахстанских производителей.
Обсуждения о необходимости пересмотра действующих механизмов определения ОТП ведутся Национальной палатой предпринимателей в течение последних двух лет. Инициатором реформ выступает уполномоченный орган в области развития промышленности. При этом позиция бизнеса в большинстве случаев не учитывается, отмечают эксперты НПП.
Основное отличие предложенного законопроекта от действующей системы – внедрение цифровой верификации. Национальная палата поддерживает такие подходы. При этом ее готовность вызывает сомнения, заявили в «Атамекене».
«На данный момент бизнесу не продемонстрирован сам процесс, а также неясно, по каким критериям будет оцениваться предприятие. Несмотря на поддержку идеи цифровизации, полное исключение «лжепроизводителей» с помощью только цифровой верификации невозможно», - акцентирует внимание управляющий директор – директор департамента сертификации и происхождения товара НПП Аман Малгаждаров.
Важно понимать, что простого внесения субъекта предпринимательства в Реестр для получения мер господдержки недостаточно для того, чтобы стимулировать производителей к повышению локализации и использованию местного сырья. Неясным остается и то, как уполномоченный орган будет стимулировать их, отметили в НПП.
Также, по мнению эксперта, необходимо установить приоритет в получении мер господдержки для предприятий, имеющих больший уровень локализации и применения местного сырья.
В целом НПП «Атамекен» поддерживает совершенствование системы, однако законопроект подготовлен формально, не проработаны основные подходы и критерии по определению казахстанского товаропроизводителя, отсутствует стратегический анализ применения нового Реестра в регулируемых закупках, который охватывает ряд текущих проблем, и в оказании мер государственной поддержки.
Бизнес нуждается в четких и справедливых правилах игры, подчеркнули в палате.
Национальная палата предлагает объединить две основные цели, которые были поставлены главой государства, путем разработки новой методологии по расчету доли внутристрановой ценности (ДВЦ).
В основе указанной методологии будут применяться технологические операции и использование местного сырья для производства продукции.
По словам Амана Малгаждарова, в регулируемых закупках имеется проблема с градацией предпринимателей с учетом их возможностей и инвествклада в производство.
«Атамекен» предлагает внедрить категорирование товаропроизводителей (товаров). В зависимости от категории товара, отечественный товаропроизводитель будет иметь возможность участвовать в регулируемых закупках и получать меры государственной поддержки и (или) преференции в регулируемых закупках.
Эта мера необходима, потому что на текущий момент производители с разной степенью переработки и мощностями конкурируют на равных условиях в регулируемых закупках. В результате часто производители с меньшими мощностями и технологическим уровнем выигрывают тендеры за счет демпинга, поясняют в НПП.
«Если сегодня не будет введена практика категоризации, то проблема в регулируемых закупках так и будет оставаться вечным спором среди предпринимателей. Нужно понимать, что государство должно поддерживать как производителей с глубоким уровнем передела, так и давать возможность стимулировать начинающие предприятия, готовые к дальнейшему развитию», - призывает спикер.
Категоризация товара - это не нововведение, это необходимость, которая построит системную инфраструктуру предоставления справедливых преференций для добросовестных отечественных производителей, акцентирует Нацпалата предпринимателей.
Вместе с тем отметим утверждение депутата мажилиса парламента Мукаша Искандирова о наличии большого числа сертификатов СТ-KZ у лжепредпринимателей и лжепроизводителей. С данным утверждением Национальная палата не может согласиться. В этом вопросе требуется определение, кто такой на сегодня «лжепроизводитель», и существует ли официальное правовое определение данного термина?
На данный момент требования к потенциальному производителю при выдаче сертификата СT-KZ регулируются Правилами МТИ. Нужно признать их несовершенство, что может создавать лазейки для недобросовестных предпринимателей. На протяжении нескольких лет Нацпалата «Атамекен» направляла предложения по улучшению и уточнению этих требований, однако многие из них не были рассмотрены, сообщили в НПП.
Важно отметить, в ноябре 2023 года территориальные департаменты КТРМ МТИ провели масштабные внеплановые проверки в 20 Региональных палатах предпринимателей. Инициированные Генеральной прокуратурой проверки касались законности выдачи сертификатов о происхождении товара в период с 2020 по 2023 год. В рамках проверок было проанализировано 39 146 сертификатов СТ-KZ и 297 603 экспортных сертификата. Нарушения были выявлены по 121 сертификату, что составляет менее 1% от общего числа выданных документов. Однако эти нарушения касались только технических аспектов, таких как несоответствие сроков, отсутствие подписей или неполный пакет документов. Они не влияли на статус отечественного производителя, заявили в «Атамекене».
В этом контексте можно отметить Индустриальный сертификат, отличительной чертой которого является оценка производства отраслевыми экспертами, подтверждающими возможности производства с определением производственной мощности для выпуска товаров.
На основании этого подхода Национальная палата полагает, что экспертная оценка производства должна стать обязательной частью реформы по определению казахстанского товаропроизводителя.
В палате привели справочную информацию: «В целом с 2019 по 2024 год в Казахстане было выдано 69 367 сертификатов СТ-KZ и 1 528 Индустриальных сертификатов. Индустриальный сертификат действует три года с возможностью продления, в то время как СТ-KZ выдается на каждую партию товара или серийное производство, что объясняет его более высокое количество. Этот сертификат обязателен для подтверждения происхождения товаров в регулируемых закупках, что зависит от частоты поставок».
Напомним, ранее сообщалось, что в Казахстане запускают единый реестр производителей, которые заменит сертификат «CT-KZ» и индустриальный сертификат. Последние останутся актуальными до 1 января 2026 года. Как уточнялось, формирование реестра будет включать цифровую верификацию и оценку производственных условий.