Теневые схемы казахстанских нефтетрейдеров

Эксперты рассказали: откуда излишки топлива на рынке РК. На прошлой неделе отечественные СМИ шокировали общественность новостью...

Эксперты рассказали: откуда излишки топлива на рынке РК. 


На прошлой неделе отечественные СМИ шокировали общественность новостью о том, что казахстанские нефтепереработчики просят правительство выделить квоты на экспорт излишков бензина. Эксперты недоумевали, откуда на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) появились излишки бензина, которого обычно в республике не хватает. Более того, по официальным данным, в Казахстане в январе-феврале текущего года произведено 410,2 тыс. тонн моторного топлива, что на 24,6% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Как полагает Сергей Смирнов, экономист Института политических решений (ИПР), излишки бензина в Казахстане образовались в результате увеличения импорта бензина Евро-2 из России, на реализацию которого в федерации начал действовать запрет. «Сложившаяся на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) ситуация это в первую очередь проблема нефтяных агашек, которые решили получить сверхприбыль, закупив запрещенный в России бензин по низкой цене, и теперь не знают, как его реализовать, не потеряв запланированных доходов», – считает г-н Смирнов.

Дело в том, что с нового года в двух странах Таможенного союза (ТС), России и Беларуси, был запрещен для продажи бензин стандарта Евро-2. В результате этого запрета, по информации Куандыка Кулмурзина, директора Департамента развития нефтяной промышленности Министерства нефти и газа РК, в январе 2013 года на казахстанский рынок из России поступило более 300 тыс. тонн бензина Евро-2, который реализовался по бросовым ценам.

В обществе по этому вопросу возник ажиотаж, так как граждане нашей страны обеспокоены тем, что на рынок Казахстана поступит некачественный бензин. Однако эксперты заверяют, что бензин Евро-2 нельзя назвать некачественным. Сергей Смирнов объяснил, что российский бензин Евро-2 по качеству ниже, чем Евро-3,4,5, но соответствует параметрам, предъявляемым к этому стандарту. Экономист подчеркнул, что бензин Евро-2 по-прежнему не запрещен к реализации в Казахстане. К тому же, эксперт подчеркнул, что отечественные НПЗ производят бензин этого стандарта.

Основная проблема данной ситуации, по оценке г-на Смирнова, в том, что хранить этот бензин до посевного сезона, когда в стране резко увеличиваются объемы потребления топлива, не представляется возможным. Хранилищ в республике недостаточно, и бензин с отечественных НПЗ хранить негде, так как они уже заполнены бензином российского производства, закупленным по дешевке. «По всей видимости, трейдеры закупили в России бензин стандарта Евро-2 по дисконтным ценам и заполнили им хранилища. Теперь трейдеры заявляют об избыточности произведенных на казахстанских заводах объемов топлива и требуют у правительства разрешения на экспорт этих «избытков», – говорит Сергей Смирнов. Получить разрешение на экспорт бензина, запрет на который был введен в Казахстане в 2010 году, по мнению г-на Смирнова, является единственной возможностью реализовать товар не потеряв маржу. Отвечая на вопрос стоит ли государству идти на встречу трейдерам и давать разрешение на экспорт бензина, экономист ИПР отметил, что бизнесмены сами приняли такое решение, значит, это их проблемы, а не проблемы государства.

В Казахстане уже была подобная ситуация. Весной 2011 года для того, чтобы избежать затоварки рынка ГСМ, Правительство Казахстана выделяло адресные квоты на экспорт светлых нефтепродуктов некоторым компаниям. Тогда было разрешено вывезти 145 тыс. тонн дизтоплива в Афганистан. Однако фактический объем экспорта составил около 90 тыс. тонн, поскольку правительство спустя два месяца отозвало квоты, сославшись на повышение спроса в период посевной кампании.

Однако основной вопрос, который должно решить правительство в этом случае, по словам Сабита Хакимжанова, директора департамента исследований инвестиционного банка Halyk Finance, заключается не в том, насколько обоснован запрос на экспорт ГСМ, а в том, насколько обоснован запрет на экспорт. Казахстан каждый год испытывает дефицит топлива, особенно во время начала посевных и уборочных работ. С целью сокращения этого дефицита правительство нашей страны ежегодно вводит ограничения на экспорт нефтепродуктов. Но такая мера, по оценке г-на Хакимжанова, только усугубляет проблему. «Товар становится дефицитным, когда правительство регулирует цены на него», – уверен директор департамента исследований инвестиционного банка Halyk Finance.

Описывая ситуацию на нефтяном рынке республики, г-н Хакимжанов заметил, что сегодня нефтепереработка в стране субсидируется производителями нефти. «Правительство обязывает их продавать определенный объем нефти на внутреннем рынке по цене намного ниже рыночной», – рассказал он. Регулирование рынка, по словам Сабита Хакимжанова, сдерживает инвестиции в разведку и производство нефти и развитие этих отраслей соответственно. Учитывая правила игры, которые устанавливаются на данном этапе Правительством РК на нефтяном рынке, по мнению представителя Halyk Finance, маржа целиком зависит от правительства, от того, какие цены оно установит на нефть и на нефтепродукты. «Это огромный и непонятный риск для любого рыночного инвестора. Именно поэтому все мощности по нефтепереработке принадлежат правительству, и именно поэтому мы испытываем их недостаток», – говорит эксперт.

Для того чтобы сменить ситуацию на отечественном рынке ГСМ, по оценке г-на Хакимжанова, необходимо перестать регулировать стоимость бензина, так как она должна формироваться на рынке естественным образом. «Нефтепереработка не является естественной монополией, в ней нет такого масштаба. Это потенциально конкурентный рынок, в том числе со стороны импорта», – подчеркнул он.

В случае если цены на нефтяном рынке перестанут регулировать, то они скорее поднимутся до уровня цен на российском рынке, что, безусловно, по замечанию г-на Хакимжанова, вызовет недовольство потребителей. Однако это, по мнению эксперта, сделает рынок более привлекательным для инвесторов, что повлечет увеличение объемов финансирования в эту отрасль.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤