Как сеть клиник ЭМИРМЕД «оцифровывает» свою работу?
Основатели сети клиник также рассказали, могут ли пациенты получать онлайн-консультации и обратиться к консилиуму через телемост и как ИИ помогает в диагностикеРынок медицинских услуг трансформируется: активно
используются Big Data, искусственный интеллект, технологии кибернетической
хирургии. Какие еще инновации могут быть внедрены, проблемы рынка, его
тренды участники медицинского сообщества обсудили в Алматы
на Health Business Forum. Масштабный форум, организованный международной
медицинской платформой 103.kz, для обмена опытом и откровенного диалога собрал более
400 представителей госструктур, медбизнеса, технологических компаний и
экспертов в сфере ИИ. Корреспондент
центра деловой информации Kapital.kz в кулуарах мероприятия поговорил с основателями
сети многопрофильных клиник «ЭМИРМЕД» Юсупом Мухамедовым и Айгуль Конырбаевой, как происходит «оцифровка» их
сети, могут ли пациенты получать онлайн-консультации и обратиться к консилиуму через
телемост, тенденциях рынка и как ИИ помогает в диагностике.
- Как вы создавали свою сеть, с чего началась цифровизация бизнеса?
Айгуль Конырбаева: Идея открыть медцентр появилась двенадцать лет назад. На тот момент мы с Юсупом работали в государственных больницах. И, конечно же, у нас накопился огромный пул знаний, и ими хотелось активнее делиться. Причем на различных уровнях. Сначала мы запустили процедурный кабинет в Алматы, и постепенно наша деятельность масштабировалась в сеть. Сейчас в ее структуре 12 круглосуточных клиник – это одна из самых крупных филиальных сетей в стране.
Юсуп Мухамедов: Меня всегда привлекали инновации, постоянно отслеживал технологические новинки в медицинской сфере. Буквально грезил о покупке, казалось бы, недосягаемых на тот момент диагностических аппаратов. Мы развивались, осваивали новые ниши для бизнеса, и спустя время мечта сбылась. В результате нам удалось оснастить нашу сеть мощным диагностическим оборудованием на базе искусственного интеллекта, стали проводить роботизированные высокоточные малоинвазивные операции. В настоящее время наша сеть предоставляет полный спектр медицинских услуг: от приема, диагностики до самых сложных операций.
- Как вы оцифровываете работу своей сети клиник?
Айгуль Конырбаева: Несмотря на устоявшийся стереотип, что медицина достаточно консервативная отрасль, мы в ЭМИРМЕД постоянно внедряем различные инновации, автоматизируем многие процессы. Пул технологий, который мы используем, огромный. Например, для эффективной работы с пациентами, партнерами внедрили CRM, Power BI и так далее.
Искусственный интеллект и Big data помогают улучшить качество обслуживания, исключая человеческий фактор и позволяя предсказывать заболевания на ранних стадиях. Также мы запустили телемедицину.
Если говорить о наших MedTech-проектах, над которыми сейчас работаем, можно выделить мобильное приложение и уникальную медицинскую платформу для медицинского сообщества и пациентов. Одна из важных составляющих такой платформы – корпоративный университет. В рамках платформы за каждым сотрудником будет закреплен персональный GPT-помощник, к которому он в любое время сможет обратиться за консультацией.
Мы предусмотрели еще одну опцию на платформе, интегрировав туда HR-блок - запуск двустороннего сервиса по поиску и подбору медицинского персонала. Таким образом, мы консолидируем все медицинское сообщество.
В мобильное приложение будет «вшито» много нестандартных для рынка опций, некоторые из них активно используются во всем мире. Через него можно будет не только записаться на прием, получить результаты анализов, посмотреть их показатели в динамике, но и получать push-уведомления о приеме лекарств. Таким образом, приложение станет как бы виртуальным доктором, медицинским консьержем, фитнес-тренером и даже нутрициологом.
- Сколько пациентов уже воспользовались телемедициной?
Айгуль Конырбаева: Более 50 тысяч. В режиме телемоста мы можем собирать целые консилиумы узких специалистов. Учитывая, что наш штат превышает 1500 специалистов, мы можем оперативно формировать команду врачей.
- Вы привлекаете разработчиков на аутсорсинг?
- Юсуп Мухамедов: У нас своя команда разработчиков. Одна из главных ее задач как раз и заключается в создании единой глобальной платформы и мобильного приложения.
- Действительно, у вас много digital-инициатив. Как вы адаптируете их среди ваших сотрудников?
- Айгуль Конырбаева: Внедрение новых технологий не может происходить по щелчку пальцев – для этого требуются и время, и различные инструменты. Один из них - мы постоянно организуем различные тренинги, семинары, где объясняем, как работать с той или иной системой, программой. Создание команд из разных отделов помогает обмениваться опытом, в тестовом режиме отрабатывать навыки и так далее.
- Какие тенденции сейчас на рынке?
- Айгуль Конырбаева: Их множество. Одна из них - ИИ становится более востребованным, главная его ценность заключается в том, что он может самообучаться. Вполне возможно, что со временем искусственный интеллект станет полноправным участником консилиумов для клиник, «карманным доктором».
Подчеркну, опция «корпоративный университет», которую мы разрабатываем, позволит проводить телемосты, консилиумы и онлайн-консультации для каждого участника медицинского сообщества Казахстана.
Юсуп Мухамедов: Какие бы инновации не приготовил для нас XXI век, для любого игрока из медицинской сферы всегда будут важны человеческие ценности. Этот факт подтверждают результаты многих исследований. Согласно данным одного из них, пациенты обращаются к врачам для постановки диагноза, лечения, но им не менее важна эмпатия со стороны врача. Более 38% респондентов согласны с этим мнением.
- Какова динамика рынка медуслуг в Казахстане?
- Айгуль Конырбаева: По нашим данным, в январе-марте 2024 года рынок коммерческой медицины увеличился на 4,9%. Этот рынок высококонкурентен, ежегодно количество его участников только растет. Чтобы сохранить свои позиции на рынке, мы стараемся реагировать на вызовы, в том числе технологического характера.
Например, наша сеть была первой, у кого появилось высокоточное МРТ-оборудование, мощность которого в два раза превышала все то, что существовало на тот момент в РК – 3 Тесла.
В настоящее время наша сеть в полной мере обеспечена всем необходимым технологичным оборудованием. Наше диагностическое оборудование многофункционально. В некоторые из его моделей встроен ИИ, который позволяет аккумулировать базу данных более чем миллиона исследований. Этот функционал дает нам возможность осуществлять более точную диагностику, исключая человеческий фактор. Можно сказать, что в какой-то степени мы формируем определенные тренды в современной медицине.
- Какие данные, которые прозвучали на форуме, вас заинтересовали?
Юсуп Мухамедов: На форуме прозвучало множество инсайтов, Например, один из экспертов поделился интересными данными: 68% казахстанцев переживают о том, что в медицине используется искусственный интеллект (ИИ). Поэтому медцентры, клиники должны проводить просветительскую работу по разъяснению работы ИИ, насколько он эффективен. Причем эта коммуникация должна быть на каждом этапе взаимодействия с пациентом.
Около 15-20 лет назад многие пациенты боялись использовать МРТ при диагностике. Они предполагали, что получат высокую дозу облучения. Основная причина такой фобии – дефицит информации об этой технологии. Сейчас же спрос на МРТ высок, с его помощью можно на ранней стадии обнаружить онкозаболевания и другие патологии.
Приведу пример из мировой практики, он продемонстрирует уровень эффективности ИИ. На снимки мозга специально добавили микросмайлик обезьяны. С помощью этой опции хотели проверить – увидит ли искусственный интеллект этот изъян на снимке. В результате более чем 90% врачей не заметили этот дефект, а вот ИИ сразу же сообщил о нем.
Таким образом, цифровые технологии имеют огромный потенциал для развития здравоохранения. Важно, чтобы участники рынка продолжали обучаться и адаптироваться к новым условиям, обеспечивая лучшее будущее для пациентов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.