Цифровая революция: как Aspans меняет привычные правила игры
Казахстанский стартап открыл офисы в ОАЭ и планирует выйти на рынок СШАВопросы безопасности на производстве всегда актуальны. Учет опасных инцидентов дает возможность их предотвращать и минимизировать риски для работников промышленности, уверен Ержан Кадырсизов, СЕО компании Aspans (Advanced Systems for Programming and Analysis). Мобильное приложение «Безопасное производство», разработанное его командой, позволяет полностью автоматизировать процессы в сфере охраны труда, что ведет к снижению рисков и сокращению количества несчастных случаев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Ержан уже много лет занимается разработкой технологических решений в области цифровизации промышленных процессов. В 2005 году, окончив физический факультет КазНУ им. аль-Фараби, он продолжил обучение в США по программе «Болашак», где в Рочестерском технологическом институте специализировался на серверных приложениях. Вернувшись в Казахстан, Ержан принимал участие в разработке стратегии индустриального развития страны и работал в ключевых квазигосударственных компаниях, включая АО «НАК «Казатомпром». В 2014 году он основал компанию Aspans, которая сегодня известна своими решениями в сфере охраны труда, автоматизации производства и внедрения low-code/no-code платформ.
- Ержан, с чего начинался Aspans? Были проекты до него? Насколько успешные?
- Компания Aspans была основана в 2014 году, но мои попытки создать собственное дело начались гораздо раньше. Еще до Aspans мы с друзьями разрабатывали различные идеи в области создания программных фреймворков. В 2012 году я решил попробовать себя в финансовых технологиях, вдохновившись моделью P2P-кредитования Funding Circle из Великобритании. Мы собрали команду, разработали продукт и вывели его на рынок. Однако, не учтя местные регуляторные требования, проект пришлось закрыть. Я взял на себя ответственность за долги и понял, что недостаточная проработка юридических аспектов может стать фатальной для стартапа.
Этот опыт многому меня научил. В 2013 году, когда в фонде «Самрук-Казына» началась трансформация портфельных компаний, я увидел возможность применения своих знаний в IT и автоматизации. Именно в ходе этой трансформации я познакомился с ведущими мировыми поставщиками технологий и убедился, что на казахстанском рынке есть значительный потенциал для внедрения собственных решений. Так появилась идея создать платформу для разработки приложений по принципу Drag and Drop, которая бы отвечала потребностям местных компаний.
- Почему вас заинтересовали цифровизация промышленности и учет потенциально опасных происшествий на производстве?
- В 2014 году, завершив основные работы над нашей low-code платформой, я понял, что для выхода на рынок нужны реальные кейсы. Именно тогда я начал работать с компаниями из энергетической и урановой отраслей. Их запрос на автоматизацию был настолько высок, что мы решили начать с цифровизации процессов охраны труда. Работы велись бесплатно, но это был стратегический шаг: получить опыт и создать систему, которая бы закрывала реальные потребности предприятий.
Мы начали с создания модулей по учету событий и регистрации инцидентов, которые перевели бумажные процессы в цифровой формат. Система быстро прижилась на предприятиях, и благодаря постоянной обратной связи с инженерами и специалистами по охране труда мы продолжили разрабатывать новые модули. Так родилась наша флагманская система «Безопасное производство», которая стала частью комплексной программы по снижению рисков на производственных площадках.
- Каким был путь от оцифровки «Охраны труда» до создания приложения «Безопасное производство»?
- Когда мы работали над созданием первых модулей по охране труда, встречались с инженерами по технике безопасности и охране труда. Совместно мы выбрали самый массовый процесс – регистрацию событий. Мы перевели процедуру этого важного модуля из бумажного варианта в цифровой формат. Сообщать о замечаниях (событиях на производстве) мог каждый желающий. Данная процедура охватывала множество работников, благодаря ей о системе в структуре предприятия быстро узнали все. Сначала внутри производства, затем в отрасли. Систему предоставили в двух версиях – мобильной и десктопной. Дальше мы разработали другие модули, такие как производственный контроль, поведенческий аудит безопасности, электронный наряд/допуск и др., тем самым снизив нагрузку на отдел ТБ. Теперь их работа вышла на более качественный уровень. Наши возможности крепли, мы начали интегрировать сторонние системы, взаимодействовать с государственными системами. Увидев прогресс, нам дали возможность продолжать работать. Но показывать прогресс необходимо было буквально каждый день, иначе возникал риск, что с нами не заключат договор. Поскольку тогда у нас был единственный клиент, было очень тревожно.
В течение трех лет я жил на производственных участках, ездил как рядовой сотрудник. Летел 2000 км, потом ехал 700 км, жил в вахтовых поселках, в общем, вел жизнь производственника и перерабатывал баланс рабочего времени. Это удивительное время стало и моей личной трансформацией. Для меня и моей команды даже кабинет выделили с названием нашего проекта. Систему создавали прямо на поле.
В 2020 году случился COVID-19, нашу работу перевели в онлайн-формат. Я находился в городе, и мы начали встречаться с сотрудниками ТЭЦ и ГРЭС. К нашему удивлению, нас приглашали на производство и просили сделать то же, что мы делали для горнорудной компании. Желающих было много, поскольку работа предлагалась бесплатно, с возможностью дальнейшего заключения договора. Мы выбрали «Самрук-Энерго», нам понравились их производственная культура и настрой сотрудников. Нам нужно было придумать название проекту и группе модулей по охране труда. Поразмышляв, дали название «Безопасное производство».
В 2020 году мы оцифровали все предприятия «Самрук-Энерго» в рамках «Охраны труда» за свой счет. В 2021 году получили договор и продолжили работать. Общий периметр системы составил 18000 человек, активных пользователей в день – 6500, количество предприятий – девять: ГРЭС 1, ГРЭС 2, АлЭС, АЖК, Богатырь, Мойнакская ГЭС, Шардаринская ГЭС, Первая ветровая электростанция, ТОО «Samruk-Green Energy».
В рамках нашего договора приложение «Безопасное производство» должно быть брендированным, поэтому на иконке приложения «Безопасное производство» Samruk Energy.
- Как развивалась система «Безопасное производство», и что она из себя представляет сегодня?
- Система «Безопасное производство» охватывает широкий спектр модулей для учета и предотвращения производственных инцидентов, начиная с регистрации событий и заканчивая управлением средствами индивидуальной защиты и производственными инспекциями. Важным элементом является интеграция с внешними системами, такими как SAP и 1С, а также использование искусственного интеллекта для анализа рисков.
Основная цель – выявить и классифицировать риски на ранних стадиях. Например, статистически на 30 000 зарегистрированных рисков приходится один летальный исход. Наша система помогает выявить и устранить потенциальные угрозы до того, как они приведут к критическим последствиям.
- Есть ли конкуренты с аналогичными приложениями? В чем уникальность и преимущества вашего приложения?
- Сегодня на казахстанском рынке нет аналогичных отечественных решений, кроме систем, предлагаемых международными вендорами, такими как 1С, SAP и другие. Но есть компании, представляющие интересы иностранных вендоров. Конечно, самый большой и грозный вендор – это 1С, дальше идут игроки поменьше: Target Zero, российские решения от VisiTech, канадские решения Omir и совсем дорогие и неподъемные модули от SAP.
Уникальность нашего продукта заключается в глубоком
понимании локальных потребностей и способности адаптироваться под специфику
предприятий. Мы не только разрабатываем модули для охраны труда, но и
обеспечиваем комплексную поддержку производственных процессов.
- Какие компании уже пользуются приложением «Безопасное производство»? На сколько у них снизилось количество несчастных случаев?
- На текущий момент мы работаем со многими предприятиями по всему Казахстану и поддерживаем операции на более чем 60 информационных системах. Наиболее крупные предприятия – это ТОО «Богатырь Комир» с 6 тыс. человек, торговая сеть Greenwich в Павлодаре с 3 тыс. человек, АО «Мангистаумунайгаз», в котором 4 200 человек. Есть также и гражданские объекты, такие как MEGA, Esentai Mall и Aport Mall, которые очень сильно заботятся о безопасности своих посетителей, а эти объекты в месяц посещают более миллиона человек.
Могу с уверенностью сказать, что почти все предприятия, на которых мы работаем, достигали и удерживали нулевой травматизм в течение 800-1000 дней. Данный уровень нулевого травматизма тяжело удерживать все время, поскольку требуется проведение множества мероприятий. Кроме внедрения информационных систем, что составляет 1/7 от всех требований, необходимо внедрять защитные механизмы, улучшать условия труда, модернизировать оборудование, проводить регулярные тренинги, улучшать средства индивидуальной защиты, соблюдать правила инспекции труда, внедрять автоматизированные IT-системы, следить за балансом рабочего времени и снижать уровень стресса у персонала. В текущих условиях труда время от времени случаются травмы. Наша общая задача – не допустить травматизм со смертельным исходом.
- В каких странах можно скачать и использовать ваше приложение?
- Кроме России, ограничений нет. Мы активно работаем в Казахстане и Центральной Азии, на Ближнем Востоке, в Дубае и Абу-Даби.
- Как вы находите клиентов? Как они узнают о ваших новых разработках?
- До 2023 года мы работали по рекомендации. Но с 2023 года у нас появилось Sales-подразделение, сотрудники которого обзванивают потенциальные предприятия и показывают наш опыт и демоверсии. На более готовых этапах процесса продаж мы уже встречаемся лично и показываем свою команду, решения, создаем референсы для объектов. Также с этого года мы начали активно демонстрировать свой опыт на отраслевых выставках. Принимаем участие в конкурсах. Количество договоров значительно растет. Кстати, мы как локальный и отечественный вендор растем со скоростью 80% в год, что для B2B является довольно высоким темпом. Мы очень гордимся своей работой.
- В конце сентябре вы участвуете в выставке Minex Expo Intl в Лас-Вегасе, какие решения представите на ней? Что ждете от участия в выставке?
- Мы представим все приложения, созданные за последние 10 лет, их тоже десять: ASPANS PLATFORM – AI low-code/no-code платформа для разработки приложений для горнодобывающей промышленности; ASPANS CAMP MANAGEMENT – программное обеспечение для управления лагерем; ASPANS SAFETY – набор инструментов для управления процедурами HSE и другие.
Участие в выставке – это возможность заявить о себе, обратить внимание на наши разработки. Мы знаем, что за годы независимости у большинства наших производственников сложилось мнение, что качественные IT-решения – это зарубежные. Из года в год мы этот стереотип ломаем и показываем личным примером, что делаем работу лучше, чем, к примеру, некоторые иностранные команды.
Кроме этого, нам интересно определить наш уровень профессионализма в мировых масштабах, для этого мы решили ежегодно демонстрировать наш опыт на отраслевых выставках. Minex Expo Intl в Лас-Вегасе 2024 – это наш первый зарубежный показ, до этого мы ограничивались только казахстанскими выставками.
- Какие краткосрочные и долгосрочные цели ставите перед компанией?
- Как и любая технологичная компания, мы хотели бы экспортировать свой опыт за пределы нашей страны. В среднесрочной перспективе Aspans будет продавать, наряду с отраслевыми решениями, и технологии. Мы никогда не ставили себе цель продавать только решения, ведь их можно создать на сторонних платформах, таких как 1С или Odoo. Мы стремимся продавать технологии. А решения – это всего лишь подтверждение того, что наши отечественные разработки могут конкурировать на глобальном рынке.
Мы уже открыли офисы в ОАЭ, планируем открыть еще один в США. В среднесрочной перспективе Aspans станет международной компанией. По крайней мере, мы к этому стремимся.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.