Завод на колесах: как казахстанская компания превращает отходы в доходы
Разработка IKEM Technologies позволяет получать коммерческие нефтепродукты прямо на месте добычи тяжелых углеводородовIKEM Technologies разрабатывает и внедряет передовую технологию, направленную на решение актуальной экологической проблемы – безопасной и полной переработки опасных и токсичных углеводородсодержащих отходов, которые образуются в результате деятельности нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической, химической и других видов промышленности. Технический директор компании Утешкали Дюсенгалиев рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz, как при помощи их разработки можно перерабатывать углеводородные отходы и получать товарные нефтепродукты класса Евро-5 без образования твердых и летучих выбросов.
- Утешкали, расскажите, пожалуйста, о вашей технологии более доступно для широкого круга читателей.
- Технология, которую мы разработали со своей командой – IKEM Technologies, позволяет перерабатывать токсичные углеводородсодержащие отходы с максимальным выходом коммерческих нефтепродуктов без образования твердых и летучих выбросов. Мы можем делать это безопасно, эффективно и выгодно. Например, наша страна образовывает и накапливает очень большое количество отходов. Согласно последним отчетам по инвентаризации отходов в государственном кадастре, в стране накоплено около 2,7 млрд тонн общих отходов, из них 639,3 млн тонн составляют нефтешламы (амбары), буровые шламы, отработанные масла, маслошламы, каменноугольная смола.
А если углубляться в детали, то в основе технологии лежит способ переработки сырья, который относится к термической конверсии и термокаталитической деструкции в присутствии маслорастворимого катализатора. В процессе используется блок подготовки механохимической активации сырья, где происходит сдвиговое разрушение с участием атомов наночастиц асфальтенов в дисперсной фазе коллоидной системы, вызванное разрушением стабилизирующих оболочек смол. В блоке ввода катализатора происходят гидродинамические эффекты сверхзвуковых парожидкостных течений, а также выброкавитационные процессы, характеризующиеся наличием высоких напряжений, скоростей сдвига и высокочастотных пульсаций потоков. Также используются проточные реакторы с давлением 0,1-2 МПа с образованием водорода и сокатализатора в зоне реакции. Далее сырье нагревается в печи при температуре 350-420 градусов и подается в колонну разделения. Результат применения технологии – повышение глубины переработки сырья с увеличением выхода дистиллятных фракций до максимально приемлемых значений в зависимости от физико-химического состава сырья. Кубовый остаток – гудрон, проходя через блок окисления, превращается в модифицированный дорожный/строительный битум высокого качества и упаковывается в биг-беги либо в металлические евробочки. Все это позволяет осуществлять переработку без образования отходов и летучих выбросов за счет катализаторов горения, системы фильтрации. Необходимо отметить, что применяемая технология исключает пожаровзрывные ситуации, выбросы вредных веществ и газов в атмосферу, а также негативное воздействие на окружающую среду, значительно облегчая условия труда обслуживающего персонала.
- В чем преимущества IKEM Technologies?
- Она выгодно отличается от конкурентов – компактные (блочно-модульные), экологичные, мобильные «микро-НПЗ» соответствуют концепции глобальной углеродной нейтральности и экономике замкнутого цикла, где отходы являются ценным и возобновляемым сырьем для последующей переработки.
С ее помощью можно превращать различные виды опасных отходов в товарный продукт с высокой добавленной стоимостью, соответствующий экологическому качеству Евро-5. Также есть возможность автономной эксплуатации технологических установок на грузовых платформах для осуществления деятельности в труднодоступной местности и вблизи источников возникновения отходов: месторождений, полигонов, амбаров, химических отвалов.
Валовая рентабельность производства начинается от 45%, срок окупаемости быстрый, внутренняя норма доходности IRR – 160%. Мы также рассматриваем возможность интегрировать дополнительные блоки переработки из твердо-бытовых отходов для получения качественных нефтепродуктов (растворителей, дизеля, битума).
- Почему вас привлекла тема переработки отходов? Чем вызван интерес?
- Мы начинали свою деятельность с очистки резервуаров и нефтепроводов от нефтяных загрязнений на экспортном терминале в Тамани, где впервые применили канадскую технологию, и постепенно пришли к идее переработки различных видов тяжелых отходов. По сути, мы создаем новый рынок по превращению углеводородсодержащих отходов в коммерческий продукт с высокими показателями экологичности, рентабельности и эффективности производства. Проще говоря, это – технологичный завод на колесах, решающий острые экологические вопросы непосредственно на месте образования отходов.
- Благодаря IKEM Technologies вы производите нефтехимическое сырье – битум, дизель. Какие еще коммерческие продукты можно получить?
- Разработанная нашей командой технология увеличивает максимальный выход светлых нефтепродуктов – бензина, дизеля, дорожного модифицированного битума – из токсичных углеводородных отходов. Основой нашей концепции является возможность трансформации физико-химических свойств углеводородов по заданным параметрам, и мы научились для каждого вида отходов подбирать катализаторы собственной разработки, обеспечивающие плавную и эффективную переработку. Например, из отработанных масел по нашей технологии выходит больше 90% синтетического зимнего дизеля. Из нефтяных отходов Атырауской области, которые смешаны с буровым шламом (а химии там много), можно «вытянуть» 80% водного раствора этиленгликоля – антифриза высокого качества. Мангистауская амбарная нефть, находящаяся в виде открытых гигантских озер в голой степи – это и бензин, и дизель, и много битума. Из каменноугольной смолы Темиртау, которая является самым токсичным отходом коксохимического производства, мы можем извлекать ароматические углеводороды – бензол, ксилол, толуол. А в остатке – пекополимеры для производства пластиковых и упаковочных изделий.
Я не устаю повторять важный тезис – эра легкой нефти, к сожалению, заканчивается. Месторождения и запасы истощаются. Остаются нетронутыми залежи мелового периода – это тяжелая битумная нефть. Добыча, подготовка, транспортировка и переработка такого сырья – это очень непростая задача. Ни один НПЗ в Казахстане такую нефть переработать не сможет. Например, нам удалось разработать специальный метод обработки битумной нефти и извлекать до 70% дизельного топлива. В остатке получаем дорожный или строительный битум. Это безотходное производство непосредственно на месторождении, позволяющее в значительной степени сократить огромные производственные и логистические расходы, получая коммерческие нефтепродукты прямо на месте добычи тяжелых углеводородов. Представляете, добывать битумную нефть, перерабатывать ее на месте и вывозить товарные продукты с высокой добавленной стоимостью! И как бонусом поддерживать экологический баланс, предусмотренный нашей технологией. Это то, о чем мы мечтаем – глубокая переработка отходов в рамках зеленой экономики.
- Ваши разработки включены в реестр зеленых технологий. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Министерством экологии определен перечень из 50 крупнейших загрязнителей окружающей среды, на которых приходится 80% всех выбросов в Казахстане. Наша технология предназначена для повсеместного внедрения на всех промышленных предприятиях РК, которые образовывают и накапливают углеводородные отходы. Это самый экологичный и рентабельный способ переработки на данный момент, который соответствует экономике замкнутого цикла.
В 2026 году страны Европы перейдут на трансграничное углеродное регулирование, в целях сокращения объемов использования ресурсов, наносящих вред экологии. И это может больно ударить по казахстанским экспортным предприятиям, не использующим зеленые технологии, ведь прогресс неизбежен, и это будущее уже наступает. Например, в прошлом году промышленные предприятия Казахстана были оштрафованы на 323 млрд тенге за нарушение экологических норм. И это радует. Раньше таких штрафов не было.
- На каких объектах уже была апробирована ваша технология?
- Комплексные пилотные испытания технологии мы прошли три года назад. В 2019 году я получил грант на 50 000 долларов от фонда «Саби» на пилотную установку. Сейчас наступило время для коммерческого и промышленного внедрения наших разработок.
Первое опытно-промышленное испытание разработанного оборудования и каталитической системы мы провели в 2017 году на мини-НПЗ в Уральске. Нам удалось успешно обкатать технологию, набив большие шишки и получив уникальный опыт. Вскоре мы приняли решение построить перерабатывающие блочно-модульные комплексы для нашего нового заказчика в Армении, где нам удалось впервые применить блок сероочистки, получив дизельное топливо класса Евро-5 из тяжелого иранского сырья. Я никогда до этого в жизни не видел прозрачную солярку, похожую на воду. И нам это удалось! Ведь, чем меньше серы в нефтепродуктах, тем лучше для нашего здоровья. Следующим этапом развития технологии стала модернизация мини-НПЗ в Новошахтинске, РФ. Там мы полностью закрепили наши достижения и нацелились внедрить свои разработки уже в Казахстане.
Наша цель – расширить ассортимент перерабатываемых углеводородсодержащих отходов. И все пути ведут к самой актуальной проблеме современности – утилизации твердо-бытовых отходов, в которых наша страна беспросветно утопает. Благодаря программе АО «Жасыл Даму» по внедрению инновационных проектов по переработке ТБО, в которой участвует наша компания, мы надеемся получить целевое финансирование и в следующем году запустить производство по переработке полимерных отходов и резинотехнических изделий с получением растворителей и других коммерческих продуктов.
- На какие средства вы развиваете проект? Удается привлечь внимание инвесторов?
- Мы являемся не только разработчиками технологии, мы ее внедряем своими силами в промышленном масштабе там, где находим финансирование, заинтересованных и смелых заказчиков. Никто не хочет вкладывать деньги во что-то важное, новое и трудное. Все хотят без усилий, рисков и желательно на готовое. Я считаю, это задача венчурных инвесторов и государства. А вообще, у нас в стране огромная проблема с визионерами и развитием прикладной науки. Очень мало возможностей для внедрения технологии, даже если ты ее уже разработал. Нелегко быть пионерами там, где это никому не нужно. У нас в почете «заниматься» в тендерах, «пилить» бюджеты, организовывать бизнес «купи-продай» из Китая. Мы используем старые технологии прошлого века, которые кочуют из одного пыльного учебника в другой. Хотя настоящая наука развивается семимильными шагами где-то за горизонтом, но нас там пока нет.
- А нефтеперерабатывающие компании заинтересованы в вашей технологии?
- Наша технология является малотоннажной и не рассчитана на гигантские НПЗ-миллионники. Там все по-другому устроено. Но вот ситуация с мини-НПЗ другая. У нас есть опыт и технические решения для модернизации небольших перерабатывающих заводов, которые не в состоянии выпускать товарную продукцию, соответствующую Евро-4 и Евро-5. Мы можем предложить эффективные и недорогие установки, чтобы повысить рентабельность и экологичность производства мини-НПЗ. При этом такие модернизированные заводы могут перерабатывать широкий спектр сырья и даже отходов, применяя разработанный нами подход.
- Что дало участие в битве стартапов Industry 4.0 и в целом в форуме Digital Almaty 2024?
- Я стараюсь не упускать возможность для продвижения нашей концепции по превращению отходов в коммерческие продукты. Рассматриваю варианты участия в разных мероприятиях для технологичных стартапов. И очень радует появление экологических трендов, мероприятий, хоть и только зарождающихся. В этом плане битва стартапов Industry 4.0 меня порадовала своей новой повесткой. Но самое главное, что процесс идет, технологии не стоят на месте. Казахстан хорош не только в IT-секторе. Мы можем сами создавать технологичное производство с большим экспортным потенциалом.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.