Экостартапом из Казахстана заинтересовались каршеринговые компании Мюнхена
Технология SPLASH позволяет экономить время, деньги и проводить мойку машин без вреда для окружающей средыSPLASH – стартап, участвующий в программе акселерации SMART CITY от Most Business Intelligence при поддержке Управления цифровизации города Алматы. Разработанная ими технология позволяет сократить использование воды в процессе автомойки и проводить экологически чистую мойку автомобилей на улицах, в паркингах и других местах, не загрязняя природу сточными водами и химическими веществами. Основатель и генеральный директор компании SPLASH Арслан Сагинтаев рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о том, как возникла идея мобильных сливов, ее преимуществах и технологических нюансах.
- Арслан, почему вы заинтересовались проблемой оборотного водоснабжения автомобильных моек? Почему выбрали именно это направление деятельности?
- По данным ООН, международный индекс управления водой в Казахстане оценивается как один из самых неэффективных. Согласно справочному веб-сайту Worldometer, Казахстан занимает 11 место по использованию воды на душу населения в мире, при этом являясь вододефицитной и водозависимой страной.
Кроме того, в одном из своих выступлений в январе этого года Касым-Жомарт Токаев обозначил остро стоящую перед государством проблему: «Казахстан – вододефицитная страна. Нам нужна общестрановая программа по обеспечению питьевой водой. Вот вы говорите, питьевой водой поливают сады, машины моют и так далее. Этого ни в коем случае допускать нельзя. Этого ни в одной стране нет. Должны применяться водосберегающие технологии, нужно внедрять культуру бережного потребления воды».
Мы постарались найти решение данной проблемы. Сначала провели КазДев (тестирование идеи – прим. ред.), и оказалось, что не более 10 автомоек проводят фильтрацию и повторно используют воду, а среднее потребление питьевой воды на автомойках в Астане и Алматы при отсутствии повторной фильтрации и нерациональном использовании составляет 12 млн литров в день, 84 млн литров в неделю и 360 млн литров в месяц. Это огромные потери!
Живя в Дубае, я заметил, что в торговых центрах, бизнес-центрах сотрудники с тележками предлагают помыть автомобиль прямо на месте. Это так называемая сухая мойка, при которой активно используются химические вещества. С одной стороны, это удобно, с другой – после нескольких таких моек на машине могут появиться потертости. Тогда у меня возникла идея мобильных моек, но не сухих. Я захотел предложить сервис, который бы предоставлял все преимущества традиционной автомойки с водой, но без необходимости заезжать на стационарную мойку. Так появилась концепция мобильных моек с использованием инновационной системы мобильных сливов. Я начал разрабатывать уникальную технологию, которая позволяет решить сразу все проблемы: экономить воду, предотвращать загрязнение окружающей среды и предоставлять клиентам удобный и качественный сервис выездной мойки автомобилей.
- Расскажите о вашей инновационной технологии мобильных сливов. В чем ее преимущества?
- В Казахстане, помимо экологической проблемы, есть проблема транспортных пробок и очередей на автомойках, бывает, 2-3 часа уходит на то, чтобы помыть машину. Также автовладельцы в Казахстане жалуются на отсутствие гибкого графика в работе автомоек и на качество выполненной работы.
Наша технология позволяет проводить экологически чистую и качественную мойку автомобилей на улицах, парковках и в других местах, не загрязняя окружающую среду сточными водами и химическими веществами.
Ее суть в следующем: под машину устанавливаем специальный поддон, вся вода сливается в него, затем закачивается в специальный резервуар, рассчитанный на 450 литров. Изначально в нем будет чистая вода, которой хватит на мойку 11-13 машин. В процессе мойки машин чистая вода расходуется, а резервуар заполняется уже отработанной водой. После заполнения резервуара машины возвращаются на базу, где осуществляется фильтрация воды.
Поскольку у нас экопроект, мы используем экологически чистые моющие средства, которые легче поддаются дальнейшей фильтрации и не вредят окружающей среде. Благодаря нашей технологии на мойку одной машины расходуется в 3-5 раз меньше воды, чем в процессе традиционной мойки, а качество выше. Бесконтактная мойка будет проводиться с видеофиксацией всего процесса и последующим фотоотчетом. Кроме того, снижается транспортная нагрузка, поскольку отпадает необходимость специально заезжать на автомойку, следовательно, снижаются выбросы СО2.
- Ваша технология создана при поддержке Технического университета Мюнхена. Она была разработана специально для вашего проекта или вы пользуетесь готовыми наработками? С чего началось ваше сотрудничество с мюнхенским университетом?
- Я окончил Технический университет Мюнхена, который занимает первое место среди университетов Германии и топ-30 университетов мира, по программе Management&Technology.
После окончания остался в Германии, работал в Siemens в департаменте Smart Infrastructure, затем в BCG (The BostonConsulting Group) и поддерживал связь со своими преподавателями.
После того, как разработал технологию мобильных сливов, я обратился в Технический университет Мюнхена, и мне помогли ее доработать и протестировать.
Также в Германии нас поддержал UnternehmerTum – стартап-хаб наподобие нашего Astana Hub. В Европе он занимает первое место среди всех стартап-хабов по рейтингу FT (Financial Times). Одним из ведущих инвесторов UnternehmerTum является Сусанна Клаттен, наследница и совладелец семейного бизнеса, связанного с BMW.
Также мы получили грант от лаборатории MakerSpace в Мюнхене. Это высокотехнологичная мастерская, которая позволяет воплощать инновационные проекты в жизнь, предоставляя доступ к станкам, инструментам, программному обеспечению. Там мы тестировали нашу разработку.
- На какой сектор рассчитана технология?
- Наша бизнес-модель ориентирована на B2B и B2C, предоставляя решения как для бизнеса, так и для частных клиентов. При масштабировании мы планируем выступать в роли агрегатора, соединять исполнителей и клиентов. В Казахстане мы планируем внедрить обе модели, начав с B2B, то есть с работы с корпоративными клиентами.
Мы будем работать по модели B2C через приложение, разработку которого уже завершаем. Оно работает по аналогии с заказом еды, вы скачиваете приложение, регистрируетесь, выбираете удобное место и время для автомойки. Цена будет немного выше, чем на обычных мойках, но клиенты смогут значительно экономить время. Помимо одноразовых заказов, будет доступна подписка.
Чтобы избежать недопонимания со стороны жильцов, мы договариваемся с управляющими компаниями, КСК или ОСИ на обслуживание машин в жилых комплексах. Мы уже договорились с Orda Invest, есть предварительная договоренность с BI Group. Также есть договоренности с отелями и корпоративными клиентами.
Для корпоративных клиентов наша технология имеет еще больше преимуществ, особенно для компаний, придерживающихся принципов ESG, мы помогаем им соответствовать этой стратегии.
Также мы работаем с крупными компаниями, у которых есть свои автопарки, с бизнес-центрами, торгово-развлекательными центрами и отелями. Для них мы предлагаем индивидуальные пакеты и гибкий график мойки.
- Вы привлекаете 350 тыс. долларов в Pre-seed раунде. Кто стал вашими инвесторами?
- Сейчас мы проходим акселерацию в Most VC по программе SMART CITY при поддержке Управления цифровизации Алматы. Наш проект привлек внимание нескольких бизнес-ангелов и венчурных фондов, сейчас мы обсуждаем условия сотрудничества для масштабирования бизнеса.
- Как вы стали резидентами Most Business Intelligence? Что вам дает участие в программе SMART CITY?
- Мы подали заявку, и нас сразу отобрали на акселерацию. На PreDemoDay наш проект занял первое место. Участие в программе помогает нам развиваться, дает потенциальное инвестирование фонда, кроме того, они направляют нас как менторы.
- Сейчас вы на стадии получения Европейского патента. Какие планы у компании SPLASH после его получения?
- После получения патента, ожидаемого к концу августа текущего года, планируем запустить продукт на европейском рынке. Наше первоочередное направление – B2B в Мюнхене (Германия). Мы уже имеем поддержку на местном уровне и предварительные договоренности с крупными каршеринговыми компаниями. Так как для каршеринговых компаний мойка машин является большой болью, наша технология позволит значительно снизить их затраты времени и денег на автомойки. Финансовые затраты на автомойки сократятся почти вдвое.
Германия представляет собой крупнейший в мире рынок каршеринга, и спрос на эти услуги особенно высок. На данный момент в каршеринговых компаниях Германии зарегистрировано около 4,5 млн пользователей.
Помимо каршеринговых компаний, множество других потенциальных корпоративных клиентов проявляют интерес к нашему сервису.