В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков
Основатель Influencers.kz Максат Кузембаев рассказал об уникальности проекта, инвестициях и рынке дополнительного образованияВ 2023 году в РК насчитывалось 3 426 тыс. пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет. Об этом сообщают представители Influencers.kz – нового социально-образовательного проекта для подростков. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz основатель и CEO Influencers.kz Максат Кузембаев рассказал об уникальности проекта, вложенных инвестициях и о том, что происходит на рынке дополнительного образования.
- Максат, перед запуском проекта вы проводили анализ рынка – расскажите об этом подробнее.
- Мы начали проверять мою гипотезу через CustDev и глубинные интервью, чтобы не допустить популярных ошибок предпринимателей. На этом настояли участники моей мастермайнд-группы (групповой формат работы, где участники обмениваются идеями, помогают друг другу выполнять задачи – Ред.), за что я им очень благодарен. Мы начали изучать рынок дополнительного образования: узнали средний чек, ёмкость рынка и его потенциал роста. Поняли, что с рождаемостью у нас тоже всё хорошо: на конец 2023 года в РК было 3 426 тыс. пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет, а это почти 25% населения нашей страны.
После этого запустили анкетирование среди друзей и родственников. Затем мы подумали, что результаты могут отличаться от уровня доходов, региона и состава семьи. Тут нам на помощь пришло исследовательское агентство ZimaBlue, которое имело нужную нам базу респондентов. Так мы в кратчайшие сроки получили результаты опроса ещё от 500 родителей со всего Казахстана.
Наша целевая аудитория – подростки 12-17 лет. Хотя в нее не входят дети 5-12 лет, ответы были идентичными в обеих группах респондентов. Таким образом, тренд по выявлению интересов и сложностям в коммуникации с детьми и подростками наблюдается с пятилетнего возраста.
Мы также хотели понять, что современные родители желали бы развить в своих детях.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что продукт, над которым планируем работать, имеет спрос.
- А как бы вы оценили рынок социально-образовательных платформ Казахстана?
- Рынок образовательных услуг активно растёт, им определенно надо заниматься. Мы выбрали soft-подход: не применяем жестких условий и правил для выполнения домашних заданий и всего остального. Достаточно иметь смартфон и заниматься во внешкольное время по 15-20 минут в день.
На хобби и дополнительное образование в крупных городах родители готовы выделять порядка 50 тыс. тенге в месяц. В городах поменьше эта сумма едва достигает 10 тыс. тенге. В Алматы и Астане также нет проблем с выбором кружков и секций, чего не сказать о небольших городах.
Я бы сказал, что ситуация в образовании у нас плачевная, и это касается дополнительного образования. Взять, к примеру, IT-курсы. Ученики скорее воспользуются англоязычными зарубежными ресурсами. Потому что на русском языке хромает качество контента. А на казахском языке курсов практически нет, как и специалистов, которые могли бы все это освещать. В сфере творческих профессий – аналогичная ситуация.
Важно подчеркнуть, что социально-образовательных платформ у нас практически нет. Это одна из причин, почему мы заходим на этот рынок. Поясню разницу: образовательная платформа – это когда человек обучается и платит за это деньги. Мы же планируем предоставлять обучение в большей степени для подростков из регионов. Чтобы у учеников со всей страны были равные возможности в плане доступа к знаниям. При этом пользователи не будут ничего платить – наши курсы будут бесплатными.
- За счет чего будет происходить монетизация проекта? Расскажите о вашей бизнес-модели.
- Мы хотим вовлечь бизнес-сообщество в нашу миссию по повышению доступности образования для подростков по всему Казахстану. Монетизация проекта будет работать следующим образом: компания «А» выкупает некоторое количество грантов, а мы занимаемся продакшном (производством – Ред.), дистрибуцией и обучением.
При этом компания не просто делает пожертвование или какой-то «гринвошинг», а получает коммерческую выгоду для себя в виде проявления корпоративной социальной ответственности, следования ESG-повестке, а также подготовки молодых кадров для возможного приглашения на стажировку.
Многие компании разрабатывают продукты для подростков и молодежи. Банки делают карты и депозиты. Ретейлеры постоянно объявляют конкурсы и дарят ценные призы. Телеком-операторы предоставляют специальные тарифы для подростков. Сервисы доставки еды дарят промокоды. Спортивные школы и секции могли бы предоставлять гостевые абонементы, чтобы побудить подростков заняться спортом или найти новое хобби вроде шахмат, робототехники, танцев, рисования и так далее.
Мы предлагаем возможность интеграции своих продуктов в нашу платформу через спонсорство и партнерство, что поможет бизнесу сформировать привязку к своему бренду и привлекать новых клиентов среди подростков.
Есть такое понятие как Win-Win, когда обе компании выигрывают от сотрудничества. И, на мой взгляд, это очень легко. Для меня здоровая история, когда мы делаем Win-Win-Win!, где пользу получает и конечный пользователь/потребитель/клиент. Ведь это самое главное. В случае нашего проекта ученик, во-первых, получит новые знания и навыки, во-вторых, это будет бесплатно, и, в-третьих, у него будет возможность развиваться дальше по своему направлению. Поэтому мы делаем продукт, который отработает все вложенные инвестиции и действительно принесет пользу всем сторонам.
На презентацию нашего проекта пришли представители сферы ретейла, банков, FinTech, маркетинга и PR. Мероприятие проходило в закрытом формате. Его посетило порядка 50 представителей компаний. Около 80 человек смотрели трансляцию онлайн.
Среди банков наибольший интерес проявил Отбасы банк – на презентации нашего проекта был их директор по маркетингу Мирас Муратов, который сказал следующее: «Отбасы банк предлагает своим клиентам разнообразные финансовые продукты, в том числе предназначенные для детей и молодежи. Эти программы могут стать основой для планирования приобретения собственного жилья, что является важным приоритетом для многих семей, особенно в регионах нашей страны. Также в соответствии с поручением президента каждый ребенок до достижения 18 лет будет получать финансовую поддержку из Национального фонда, которую можно использовать на образование или покупку жилья. Платформа Influencers.kz может сыграть ключевую роль в информировании молодых пользователей о возможностях использования этих средств по достижении совершеннолетия».
Мы видим интерес и со стороны классических банков второго уровня (БВУ) и хотели бы поработать с ними, так как у некоторых БВУ уже есть продукты для подростков. Мы бы значительно повлияли на достижение их KPI, используя наш уникальный подход и реализацию.
- Во время презентации проекта вы говорили, что одной из его задач является развитие интересов подростков в разных направлениях: креативная индустрия, STEM, финансы, бизнес. Как вы планируете привлекать первых учеников?
- Мы будем делать это через интернет, социальные сети – «ловить» их внимание там же, где они проводят большую часть времени. Мы также частично собираемся привлекать учеников через их родителей. Особенно мы нацелены на семьи в регионах.
Если мы не предложим различные варианты для самореализации подростков, то у них не будет мотивации и желания двигаться дальше. Мы должны дать им как можно больше вариантов для построения их будущего. Тем более учитывая, что их поколение не может сфокусироваться на чем-то одном: они смотрят ролики не дольше 20 секунд, а целые фильмы просматривают за две минуты. У детей и подростков сейчас клиповое мышление.
Многие из них даже не подозревают, что можно и самому создавать новые и «экологичные» тренды, имея только смартфон и интернет. В крупных городах родители, возможно, и видят необходимость развития у детей современных интернет-навыков, но жители небольших городов зачастую дают детям смартфон для того, чтобы они не мешали им заниматься работой и бытом.
Мы все сейчас информационно перегружены, и это уже стало обыденностью. Поэтому надо научиться «фильтровать» эти потоки, а не бесконтрольно потреблять. Одна из целей нашего проекта – вырастить поколение «Создателей», которых в мировой практике всего 3-4%.
Я сам родился в Кызылорде – таким ребятам, как я, было очень сложно выбраться из города в ту же самую Астану или Алматы. В первую очередь – на заработки, а потом уже на учёбу. Совмещать работу и учебу – достаточно сложная затея: учеба зачастую уходит на второй план. Это сейчас, благодаря некоторым компаниям, студенты могут найти более-менее нормальную подработку. Был бы у меня в те годы интернет со смартфоном, я, возможно, и не уехал бы из Кызылорды, а зарабатывал бы, будучи фрилансером в сфере digital-маркетинга, или научился бы какому-нибудь ремеслу на YouTube. Было бы желание и интерес (улыбается).
На презентации проекта мы говорили о том, что у нас нет цели «ломать» или как-то переубеждать подростков в их выборе. Мы будем стараться делать погружение в потенциальную профессию максимально мягким: через вовлечение. Это будет живое общение со сверстниками и наставниками, чья ролевая модель им близка и с кого они хотели бы брать пример.
- Первый модуль онлайн-уроков будет посвящен креативной индустрии, в частности – школе блогинга. Почему вы решили начать именно с неё?
- На основе имеющихся у нас данных мы поняли, что это интересно самим подросткам. Так, их интерес держится на трёх китах. Первый – получить результат «здесь и сейчас». Второй – начать зарабатывать и становиться финансово независимыми. Третий – заниматься любимым делом и проявляться: популяризировать свое хобби или другие интересы.
Сами обучающие модули охватывают достаточно много актуальных профессий. Например, можем выявить интерес ученика к фото- и видеосъемке, монтажу и анимации, ораторскому и актерскому мастерству, SMM, копирайтингу, журналистике, дизайну и так далее. Важно дать возможность попробовать, чтобы подросток затем выбрал профессию сам.
По STEM (science, technology, engineering and mathematics – Ред.) у нас будет такой же базовый вводный курс «погружения» в профессию. Пригласим менторов, профессионалов и экспертов в своей области, которые смогут рассказать об этом доступным и понятным языком.
- Ваша цель – выпустить 34 тыс. учеников до конца 2025 года. Я правильно понимаю, что это выпускники именно школы блогинга? Чему вы планируете посвятить следующий модуль?
- Да, все верно. Как я говорил ранее, на конец 2023 года в стране было 3 426 тыс. пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет. Мы хотим покрыть как минимум 1% этого рынка. Даже если из этих 34 тыс. человек хотя бы 1% станут «создателями» контента, или заинтересуются одной из профессий, то я полагаю, что это будет считаться успехом.
Мы хотим оказывать влияние не только на психологическое здоровье подрастающего поколения, а также помогать с выбором профессии, но и на их финансовую грамотность и безопасность в интернете. Сейчас мы наблюдаем тотальную финансовую безграмотность и постоянные утечки персональных данных населения. Поэтому, думаю, что следующими обучающими модулями будут эти направления.
В настоящее время я веду переговоры с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), и получил от них предварительное согласие на размещение или создание новых обучающих видеоуроков по финансовой грамотности. Осталось поговорить по обучающим видеороликам на тему безопасности в интернете с Государственной технической службой. Надеюсь, они тоже поддержат нашу инициативу и дадут своё согласие.
Важно отметить, что здесь не идёт речи о каком-либо финансировании с их стороны. Нам нужно только получить их согласие и, возможно, какую-нибудь информационную поддержку. Мы разместим эти ролики абсолютно бесплатно, так как это распространенная проблема в Казахстане. Для них мы станем очередной информационной площадкой, которая позволит снизить уровень финансовой безграмотности и, соответственно, не бороться с последствиями этой проблемы в будущем.
- Онлайн-курс «Ведение блога в соцсетях и монетизация» стартует с 1 июня 2024 года. Сколько средств уже вложено в проект? Какой объем инвестиций вы планируете привлечь?
- Вся поддержка и помощь была оказана нам исключительно на бесплатных началах. Была собрана мастермайнд-группа из нужных для этого проекта специалистов, каждый из которых дал свои рекомендации. Затем я собрал «ядро» команды из четырех человек, с которыми мы начали более детально прорабатывать задачи. Если посчитать оказанные специалистами услуги по рыночной стоимости, то выйдет порядка 25 млн тенге. Живыми деньгами на сегодняшний день я потратил около 5 млн тенге. Это покупка домена в декабре прошлого года, офлайн-презентация проекта, ежедневные расходы на встречи с командой и так далее.
Мне очень повезло, что за всю карьеру у меня сформировался достаточно большой социальный капитал из друзей, товарищей, партнеров. Многие знакомые, услышав о миссии проекта, помогают мне как могут – даже репост в соцсетях очень важен для развития проекта. Я где-то читал статистику, что наиболее «живучие» стартапы приходятся на людей старше 30 лет. Мне в этом году исполнится 34. К таким фаундерам и другое отношение со стороны инвесторов и фондов – мы более зрелые, имеем хороший опыт и насмотренность.
Отмечу также, что для нас гораздо важнее привлекать сторонников нашей идеи, которую они готовы принять в качестве своей социальной ответственности. Лучшей инвестицией от таких людей послужит их участие в качестве наставников, менторов и амбассадоров программ нашего проекта. Я высоко ценю их опыт, профессию и жизненный путь. Поэтому мы решили создать своего рода «мостик» между различными отраслевыми экспертами и учениками.
На производство модуля «Ведение блога в соцсетях и монетизация» уйдет от 15 млн тенге. Эти средства мы планируем привлекать от бизнеса. Основные статьи расходов – продакшн (производство – Ред.), оплата приглашенных ведущих, ФОТ (фонд оплаты труда – Ред.) команды, и самое важное – дистрибуция. Курс займет приблизительно два месяца, планируем стартовать 1 июня. И параллельно будем готовить другие модули.
- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?
- Наша команда уже не воспринимает такие слова как «трудности», мы называем их «задачами». Задач предстоит много, но мы стараемся их грамотно распределять. Во многом нам помогают наши амбассадоры – на самом деле это важная часть в развитии масштабного социального проекта, а также в условиях ограниченного бюджета. Уже было несколько предложений о безвозмездной юридической, переводческой, информационной помощи. Многие известные казахстанские блогеры тоже хотят нас поддержать.
- Благоприятные ли условия в Казахстане для развития стартапов?
- Я посвятил достаточно много времени становлению FinTech и E-commerce-индустрии в РК, принимал участие в рабочих группах по «Цифровому Казахстану» в 2016-2017 годах, развивал и популяризировал оплаты с помощью QR-кода в Казахстане и СНГ, занимался множеством других проектов.
С 2016 года страна значительно подготовилась к созданию различных стартапов: сейчас есть необходимая инфраструктура и технологии. Существуют, конечно, некоторые шероховатости с регуляторикой, доступом к открытым источникам – актуальным данным, но они решаются. Недавно читал о добавлении новых IT-ОКЭДов (общий классификатор видов экономической деятельности – Ред.), активно тестируются социальный кошелёк и Open API от Нацбанка. Большая работа в сфере оцифровки индексов и интеграции с крупнейшими логистическими компаниями происходит в Kazpost и Kazpost Digital, ведутся дискуссии и презентации по Industry 2.0 и ещё много чего другого.
На основе этих разработок можно делать множество других сервисов и иметь потенциал выхода в страны с более ёмкой экономикой. В заключение хотел бы сказать, что как бы мы ни хотели оставлять все наши стартапы в Казахстане, нам надо научиться их отпускать.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.