Как конкурировать успешно и расширять географию экспорта?
В этом году участниками QazTrade Accelerator стали 111 отечественных компаний из разных отраслей промышленностиЗа последние три года количество активных экспортеров готовой продукции в Казахстане увеличилось с 440 до 760. Значительный рост числа предприятий, осуществляющих поставки товаров и услуг за рубеж, произошел после запуска программы экспортной акселерации, инициированной главой государства в 2020 году.
Основная задача программы - повышение экспортного потенциала казахстанских компаний с помощью комплексных мер государственной поддержки. В этом году участниками QazTrade Accelerator стали 111 компаний пищевой, легкой, химической промышленности, машиностроения и сектора услуг. Одна из них – ТОО «Алматинский продукт», которое занимается производством кондитерских изделий.
Компания появилась на казахстанском рынке в 2002 году. Изначально фабрика выпускала только халву, со временем, когда сладкая продукция прочно закрепилась в предпочтениях казахстанцев, предприятие нарастило объемы производства, а затем расширило линейку товаров. Сейчас ассортимент завода насчитывает свыше 250 наименований кондитерских изделий, в том числе разные виды печенья, вафли, карамель, шербет и восточные сладости.
Как рассказал региональный менеджер ТОО «Алматинский продукт» Алмас Ибадуллаев, заняв свою нишу на местном рынке, компания ведет активную работу по поиску покупателей за рубежом.
«Сегодня мы представлены на всех рынках стран СНГ, а также отправляем нашу продукцию в Корею и Японию, Германию, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты. Сейчас ведем переговоры об экспорте кондитерки с Соединенными Штатами Америки», - поделился представитель алматинской фабрики.
Отдельное направление экспорта – Китай. Учитывая емкость и большую покупательскую способность соседней страны, производитель кондитерских изделий стремится нарастить поставки своей продукции на этот перспективный рынок.
«Ежемесячно мы отгружаем в Китай от 50 тонн кондитерских изделий и больше. У нас есть несколько дистрибьюторов, которые закупают нашу продукцию для отправки в такие районы, как Синьцзян, Сиань, Шэньчжэнь, Внутренняя Монголия, и заинтересованы в дальнейшем расширении перечня потребителей», - отметил Алмас Ибадуллаев.
Потенциал для увеличения экспорта у компании есть. Ежегодно алматинская фабрика выпускает свыше 20 тыс. тонн сладкой продукции, из них порядка 80% реализуется на внутреннем рынке, остальные 20% отправляются зарубежным покупателям.
В 2023 году представители ТОО «Алматинский продукт» дважды посетили Поднебесную в рамках программ сервисной поддержки экспорта по линии QazTrade. Основная цель - поиск новых потенциальных партнеров.
«QazTrade помог в организации нашего участия в торгово-экономической миссии в Сиане и крупнейшей международной ЭКСПО в Шанхае. Наша компания представляла Казахстан среди 150 государств-участников шанхайской выставки. Мы презентовали кондитерские изделия посетителям ЭКСПО, провели для них дегустацию. В результате познакомились с нашими потенциальными клиентами, сейчас ведем с ними активные переговоры. Более того, уже подписали договоры, в ближайшее время будем проводить отгрузку кондитерских изделий в Китай. В Сиане нам удалось договориться о сотрудничестве с двумя компаниями. В адрес одной из них уже отправили экспортную партию продукции», - рассказал региональный менеджер предприятия.
По словам Алмаса Ибадуллаева, китайские потребители высоко оценили качество казахстанских кондитерских изделий, особым спросом у них пользуется халва и сладкая соломка.
«Преимущество казахстанской пищевой продукции в том, что наши изделия вкусные, изготовлены из экологически чистого сырья. При производстве мы не применяем животные жиры, алкогольные добавки. В основном используем отечественные составляющие – муку, семена подсолнечника, кукурузную патоку. Только аромадобавки закупаем в Германии, России, Италии и Франции, потому что в нашей стране их не выпускают», - сказал представитель компании.
Что касается препятствий в экспортной деятельности, то, по словам Алмаса Ибадулаева, некоторые сложности связаны с транспортировкой товара. Многие клиенты просят доставить продукцию до места их пребывания и реализации, но не все логистические компании готовы оказать такую услугу.
Всего с 2020 по 2022 год в программе экспортной акселерации QazTrade приняли участие более 300 казахстанских предприятий. Проект сфокусирован на перспективных компаниях малого и среднего бизнеса несырьевой направленности.
«Поддержка бизнеса со стороны государства имеет принципиальное значение при выходе на экспорт. Программы помогают предприятиям реализовать свой потенциал в полной мере. В нашей отрасли очень высокая конкуренция, несмотря на это, мы стремимся наращивать объемы производства и расширять географию», - заключил Алмас Ибадуллаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.