Третий этап всеобщего декларирования: что необходимо знать предпринимателям
Кому нужно будет отчитываться о доходах в следующем годуС 2024 года в Казахстане начнется третий этап всеобщего декларирования. Декларации об активах и обязательствах должны будут представить те граждане, кто по состоянию на 1 января является руководителем, учредителем юрлица, индивидуальным предпринимателем, а также их супруги, сообщает atameken.kz.
По словам заместителя председателя правления НПП «Атамекен» Тимура Жаркенова, декларацию о доходах необходимо будет впервые подать в 2024 году.
«Официально она носит иное название – Декларация об активах и обязательствах - форма 250.00. Через год, то есть в 2025 году, вместо этой формы декларации предпринимателям необходимо будет подавать уже Декларацию о доходах и имуществе - форма 270.00», - уточнил Тимур Жаркенов.
По словам руководителя управления департамента администрирования непроизводственных платежей, физических лиц и специальных налоговых режимов Дины Кусаиновой, декларацию обязаны представить индивидуальные предприниматели, руководители юрлиц коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе председатели совета директоров, первые руководители коллегиального органа правления юрлица, единоличные руководители, председатели жилищных/дачных кооперативов, учредители и участники юрлиц. Среди тех, кто не обязан сдавать декларацию: руководители филиалов и представительств, члены жилищных/дачных кооперативов и граждане-инициаторы религиозных объединений.
«Данные требования распространяются также на бездействующие и временно приостановленные лица. Поэтому мы рекомендуем предпринимателям, не желающим осуществлять предпринимательскую деятельность в дальнейшем, до конца года закрыть свое ИП. Юридические лица уже не успеют ликвидироваться до конца года, поэтому им однозначно придется предоставить декларацию», - рассказала Дина Кусаинова.
Она отметила, что всеобщему декларированию подлежат ценные бумаги, цифровые активы, договоры долевого участия, инвестиционное золото, объекты интеллектуальной собственности и авторского права, наличные деньги в пределах 34,5 млн тенге (10 тыс. МРП), нотариально заверенные договоры займов, имущество стоимостью свыше 3,4 млн тенге (культурные ценности, ювелирные изделия, породистые животные) и т.п.
При этом проверить достоверность предоставленных в декларациях данных органы госдоходов смогут только в 2026 году.
«В Налоговом кодексе есть камеральный контроль, который предусматривает три степени риска: низкая, средняя и высокая. За низкую степень риска ничего не будет. Средняя степень – извещение. Высокая – уведомление. Уведомление будет направляться физическому лицу, и вы будете реагировать на него. Либо вы самостоятельно начисляете себе налог 10%, либо мы рассматриваем и делаем выводы. Либо на проверку выходим, либо работаем до устранения нарушений», - отметила представитель Комитета госдоходов.
Декларацию можно будет подать двумя способами: на бумажном носителе и в электронном виде.
В бумажном виде декларацию можно подать через ЦОН либо направив по почте заказным письмом с уведомлением в местный департамент госдоходов. В электронном виде: через кабинет налогоплательщика, портал eGov, мобильные приложения eSalyq Аzamat и eGov mobile.
Подать декларацию можно с 1 января 2024 года. При этом срок ее представления на бумажном носителе – не позднее 15 июля 2024 года, в электронном виде – не позднее 15 сентября 2024 года.
Напомним, всеобщее декларирование в Казахстане ввели в 2021 году. В рамках I этапа декларированию подлежало имущество госслужащих, лиц, уполномоченных на выполнение госфункций и их супругов (579 тыс). На II этапе - работники госучреждений субъектов квазигосударственного сректора и их супруги (2,1 млн). III этап - руководители, учредители юрлица, индивидуальные предприниматели и их супруги (3,9 млн). IV этап – остальная категория физических лиц (6,4).
Таким образом, планируется, что к 2025 году свои декларации предоставят более 13 млн человек.