Марк Лофран: Наша стратегия в отношении самой низкой комиссии на рынке сохраняется
Президент группы компаний inDrive о социальной справедливости и развитии глобального бизнесаЧто изменится в стратегии глобального бизнеса inDrive и как эти изменения затронут Казахстан, в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал президент группы компаний Марк Лофран.
Отметим, что Марк Лофран присоединился к команде inDrive в июле текущего года. Его назначение произошло на фоне трансформации компании в группу компаний. Предполагается, что измененная структура обеспечит децентрализацию, быстрое принятие решений и рост новых сервисов. В свою очередь Марк Лофран будет заниматься разработкой стратегии inDrive и отчитываться непосредственно перед основателем и генеральным директором компании Арсеном Томским.
Известно, что до прихода в inDrive Марк Лофран занимал должность президента по Центральной и Восточной Европе в Honeywell. Еще ранее он руководил коммерческим облачным бизнесом Microsoft в Польше, где инвестировал 1 млрд долларов в цифровую трансформацию. Также он работал на руководящих позициях в GlaxoSmithKline, Nokia, Pace International и управлял собственным консалтинговым агентством, где консультировал технологические компании по вопросам потребительских стратегий и их реализации. Марк Лофран имеет степень бакалавра, магистра и доктора естественных наук, которую получил в Кембриджском университете.
- Марк, расскажите, как получилось, что вы присоединились к команде inDrive? Знали ли вы раньше об этом проекте?
- Начнем с того, что в какой-то момент со мной стали настойчиво связываться сотрудники одной рекрутинговой компании, услугами которой, как я понял, пользуется inDrive. Но самое интересное, что я тогда был занят на своей предыдущей работе, соответственно, ничего нового не искал, более того, у меня даже не было времени на это. Но мне все равно продолжали приходить письма с пометкой «Обязательно посмотрите, вас должно это заинтересовать». В конце концов, в один из выходных дней, я кликнул на описание вакансии, и она действительно привлекла мое внимание. Я увидел, что компания, которая предлагает мне работу, это не просто успешный бизнес, который растет и масштабируется по всему свету, но и имеет в своей основе миссию – качественно изменить мир и жизни миллионов людей. Затем я провел остаток выходных дней, читая книгу Арсена Томского «inDriver: от Якутска до Кремниевой долины». А уже в понедельник захотел встретиться с ним лично.
Очень редко в своей жизни я встречал владельцев бизнеса, у которых было бы такое видение цели и социальной ответственности, как у Арсена Томского. Зачастую я сталкивался с IT-предпринимателями, которые просто хотят заработать деньги, а уже потом ищут какие-то высокие ориентиры. У Арсена же все было наоборот, он начал свой бизнес, когда у него еще не было денег, но точно знал, какую пользу он может принести обществу в будущем. То есть – эта идея была заложена в ДНК его компании с самого начала. Конечно, теперь у Арсена много возможностей и ресурсов, чтобы воплощать все эти мысли в реальность.
Именно поэтому я захотел стать частью его команды. Более того, я знаю, что здесь собрались исключительно талантливые люди. Причем многие в inDrive работают уже долгое время, тем самым формируя культуру бизнеса.
- Насколько мне известно, у inDrive два основных направления деятельности. Первое связано с бизнесом самой платформы (такси, межгород, курьеры и т.д.), а второе - это социально ориентированные проекты. Вы будете курировать оба эти направления?
- Да. На самом деле, сфера моей деятельности охватывает несколько направлений. Одно из них - это команда inVision, которая занимается проектами, связанными с образованием, поддержкой начинающих стартапов, а также искусством, культурой и спортом. Сейчас мы вместе разрабатываем планы на следующий год.
Кроме того, я отвечаю за масштабирование новых сервисов, включая даже те, что мы только собираемся приобрести в будущем. В качестве примера могу привести недавно запущенный сервис профессиональной доставки для бизнеса inDrive Delivery Pro (inDrive Доставка). Казахстан – первый рынок, где мы внедряли этот сервис. На данный момент мы работаем над его масштабированием по всему миру.
Безусловно, в функционал моих обязанностей также входит развитие основного бизнеса (транспортные услуги), включая процессы, которые будут необходимы по мере того, как компания расширяется по всему миру. Здесь я могу поделиться ранее приобретенными знаниями и опытом с нынешней командой. Это вполне нормально, поскольку компания быстро растет не только в плане бизнеса, но и в отношении персонала.
Говоря о социальных проектах, в мою курацию входит программа Spark Lab, где мы объединяем исследователей, ученых и студентов для работы над проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды. То же самое касается программы BeginIT, которая обучала базовому IT-образованию детей из отдаленных регионов и сел, а теперь стала бесплатной лидерской программой для молодежи в регионах Казахстана.
Кстати, вы же знаете, и Арсен Томский об этом неоднократно говорил, что мы собираемся открывать в Казахстане университет, где смогут обучаться одаренные подростки из разных социальных групп совершенно бесплатно.
- Что вы хотели бы сейчас изменить в компании?
- Дело не в том, что я хочу что-то изменить, а в том, что компания понимает, что ей нужно меняться. Сегодня у нас централизованная модель принятия решений, и поскольку мы добились успеха по всему миру, нам необходимо вырастить более сильные региональные команды, привнести больше локальных знаний как в части отдельных продуктов, так и потребностей того или иного рынка. Это во многом та модель, которую используют крупные транснациональные корпорации.
- А что касается развития сервиса в Казахстане?
- В следующем году мы планируем запустить новые функции, где ключевым моментом станет получение информации от клиентов. Кроме того, нам необходимо построить еще более лояльные отношения с водителями. Понимание потребности обеих сторон поможет установить с ними прочные и позитивные отношения. От этого зависит наш успех в Казахстане.
- Собираетесь ли обновить функции в приложении inDrive, а также поменять визуальные эффекты сервиса, то есть UX-дизайн?
- Да, мы уже начали тестировать новые функции в нескольких странах, и по всей вероятности, в ближайшем будущем они появятся в Казахстане. Речь идет о большом количестве дополнительных обновлений.
- Сколько инвестиций вы планируете выделить на обновление сервиса в Казахстане?
- Это я не могу раскрыть. Но хочу подчеркнуть, что Казахстан для нас остается одним из самых важных рынков как в плане инвестиций, так и запуска новых продуктов.
- Арсен Томский постоянно говорит о том, что миссия компании - борьба с социальной несправедливостью, и это выражается сейчас в том числе в низкой комиссии, которую взимает inDrive со своих водителей. Будете ли вы придерживаться этой стратегии и дальше?
- Однозначно. Борьба с социальной несправедливостью - это не просто наша миссия, а супермиссия. Следовательно, наша стратегия в отношении самой низкой комиссии на рынке сохраняется. Сейчас она варьируется около 10%. Собственно, на этом и строится наша бизнес-модель.
Мы хотим, чтобы затраты для наших пользователей становились ниже, поскольку считаем, что возможность мобильности для людей – это еще и экономическая возможность, особенно для тех, которые раньше не могли себе такого позволить. Мы видим это исходя из нашего опыта работы на развивающихся рынках, например в Африке и Латинской Америке. Хочу отметить, что мы запускаем наш сервис не только в крупных городах, но и в малых, и не из-за того, что нам это выгодно, а зачастую потому, что наших конкурентов там вообще нет.
В свою очередь низкая комиссия позволяет водителям больше зарабатывать на жизнь.
Но это не единственное описание справедливости. Справедливость – это также возможность выбора. Вы же знаете, что в inDrive водитель сам может выбирать маршрут, по которому ехать, заранее видит пункт назначения, может предлагать цену за поездку, принимать ее, отклонять или торговаться. Собственно, как и пассажир. То есть здесь отсутствуют какие-либо строгие алгоритмы. Если же вы посмотрите на модели наших конкурентов, то в каком-то роде, я бы сказал, что водителей там принуждают исполнять заказы.
Я думаю, что в современном мире искусственного интеллекта важно находить баланс между тем, где эти алгоритмы лучше всего использовать, а где нет, чтобы оставлять за людьми выбор. Ведь в основе всего этого лежит такое понятие, как сам человек.
- Но достаточно ли 10% комиссионного сбора, чтобы развивать бизнес по всему миру?
- Абсолютно. И результаты деятельности inDrive указывают на это. К сожалению, я не могу показать вам это на цифрах, так как мы пока не публичная компания.
- А можете озвучить, какую часть от прибыли вы реинвестируете снова в компанию?
- В последние годы вся чистая прибыль реинвестировалась обратно в бизнес. Это связано с тем, что компания находится в фазе роста.
- Из крупных игроков на рынке райдхейлинга inDrive, возможно, остался последним, кто не внедряет онлайн-оплату. Чем это вызвано и какие планы у вас на этот счет?
- Сейчас мы тестируем систему онлайн-оплаты в разных странах мира, чтобы понять, во-первых, как обеспечить бесперебойный процесс, во-вторых, насколько онлайн-платежи с точки зрения финансовой составляющей приемлемы для наших водителей и пассажиров, ведь при расчете банковской картой, как вы знаете, взимается дополнительная комиссия. Более того, в некоторых странах эта комиссия необоснованно высокая, соответственно, такая схема расчета может быть невыгодна для обеих сторон. Наличные платежи позволяют значительно снизить эти расходы. Поэтому мы сегодня пытаемся проанализировать все нюансы и их совместимость с нашей миссией.
- Недавно inDrive объявил о запуске своего сервиса на рынке США. Хотелось бы знать, насколько успешным оказался этот проект там? И можно ли считать его предварительным шагом перед выходом на IPO?
- Я бы не стал связывать эти два события.
Да, действительно, мы запустили в июле наш сервис в США, в частности в Майами, но сделали это после того, как протестировали его в других городах Америки. Именно в Майами наша бизнес-модель «выстрелила» и стала пользоваться популярностью как среди водителей, так и пассажиров. Однако это только первый этап, поэтому в полной степени оценивать успешность проекта рано, тем более предпринимать какие-либо другие шаги в данном направлении.
Что касается IPO, то эту идею ранее озвучивал Арсен Томский, но пока говорить о каких-то конкретных сроках я не могу.
- Тем не менее IPO inDrive предполагается все-таки провести на американской или европейской площадке?
- Я уверен, что это будет один из западных рынков. Но опять же, у нас нет еще окончательного плана.
- Как-то Арсен Томский заявлял, что компания создаст инвестиционный фонд, который будет отыскивать стартапы в развивающихся странах и инвестировать в них. Какова судьба этого проекта?
- Важно уточнить, что это не инвестиционный фонд, а инвестиционная программа в рамках нового направления New Ventures, которое будет заниматься венчурными инвестициями, а также поиском перспективных стартапов для слияния и поглощения (M&A).
Эта идея важна для Арсена и всех нас. Вы знаете, что глобальный бизнес inDrive начался с простой идеи в Якутске, а теперь мы присутствуем в более чем 40 странах и 650 городах мира, при этом не сбавляем темпы роста. Поэтому сейчас мы ищем другие компании, которые имеют такой же потенциал, чтобы помочь им быстро масштабироваться на базе нашей платформы. Эти стартапы смогут получить конкурентное преимущество за счет использования многомиллионной клиентской базы inDrive на более чем 45 рынках, а также доступа к нашим инновациям и технологиям.
Денежный размер программы составит до 100 млн долларов.
- Как известно, у inDrive несколько хабов - от США, где зарегистрирован головной офис, до Кипра, Казахстана и офисов в Азии. Где лично вы будете базироваться?
- На Кипре. Для меня это удобное местоположение с точки зрения часовых поясов, как для общения с семьей, которая находится в Европе, так и с точки зрения ведения бизнеса.
Самое интересное, я никогда раньше не был на Кипре, поэтому в моем личном списке посещений - это новая страна. Еще мне нравится, что там реже идут дожди, чем в Англии (смеется).
- А как часто вы собираетесь посещать Казахстан?
- Думаю, что часто. Я уже дважды за восемь недель побывал в Казахстане, и мне здесь все нравится.
Несмотря на то, что мы живем в век фантастических цифровых технологий, я считаю, что «живое» общение с командой и личное знакомство с новыми людьми бесценны.
- Спасибо, Марк, за интервью! Желаю вам и вашей компании дальнейших успехов!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.