Как развитие e-commerce меняет логистику
Доставка на «последней миле» — главный вызов для участников рынкаОбъемы онлайн-торговли стремительно растут. В 2022 году рынок e-commerce вырос на 20,2%, до 1,3 трлн тенге, оценили аналитики Euromonitor International. По оценкам PwC, 83% розничной электронной торговли в Казахстане занимают маркетплейсы. Лидерами рынка в 2022 году стали онлайн-ретейлеры Kaspi.kz, AliExpress и Wildberries.
Участники рынка дополняют функциональность своих мобильных приложений и интернет-магазинов, экспериментируют с пользовательским опытом, расширяют ассортимент и географию присутствия, оттачивают внутренние процессы движения заказов. При этом покупатели становятся все более требовательными — они хотят получать товары не только быстро, но и в определенное время. Особенно это касается продуктового ретейла: счет идет на часы.
Организация доставки на «последней миле» — со склада к покупателю — становится вызовом для сферы логистики, а скорость и качество доставки товаров — основным конкурентным преимуществом.
Сложные цепочки
Раньше товары доставлялись из распределительного центра в магазины торговой сети — по стандартным и неизменным маршрутам. Сейчас цепочки сильно усложняются: нужно доставлять заказы до многочисленных пунктов выдачи (ПВЗ), постаматов или конечных покупателей. Ежегодно количество ПВЗ и постаматов увеличивается в несколько раз — и до насыщения рынка еще далеко. Сеть будет активно расти в ближайшие несколько лет.
Параллельно увеличивается количество распределительных центров и складов, откуда товар нужно забирать. По оценкам NF Group, стоимость аренды складской недвижимости в Казахстане в 2022 году выросла в 1,5 раза — это косвенно свидетельствует о серьезном дефиците площадей на рынке. Потребность в качественных складских площадях международного класса в ближайшие пять лет эксперты оценили в 2 млн кв. м — это при том, что весь объем предложения на рынке не превышает 1,3 млн кв. м. Маркетплейсы открывают собственные распределительные центры, но необходимость ускорить доставку повысит спрос на небольшие складские помещения в разных регионах и даже районах крупных городов. Несмотря на трудности, рынок складской недвижимости тоже будет расти.
Игроки e-commerce уже создают ощутимый спрос на курьеров, автотранспорт и склады — и это только начало. Сейчас маркетплейсы, работающие в Казахстане, в основном пользуются услугами курьерских служб. В мировой практике крупнейшие интернет-ретейлеры открывают собственные логистические подразделения. Однако при любой модели организации доставки участникам рынка нужно обеспечить гибкость и прозрачность движения заказов. Для этого необходима современная технологичная ИТ-платформа. И здесь можно использовать опыт логистических операторов при работе на длинных маршрутах — они более активно осваивают имеющиеся на рынке цифровые сервисы.
Возможности ИТ-платформ
Логистическая ИТ-платформа представляет собой экосистему цифровых сервисов, позволяющих автоматизировать различные операции в режиме одного окна. Она помогает:
● распределять и маршрутизировать заказы с учетом различных критериев (габариты и количество груза, адрес доставки, требования к срокам и т.д.);
● мониторить и контролировать доставку;
● организовать взаимодействие между диспетчером, водителем (курьером) и клиентом;
● подготовить отчеты и бизнес-аналитику.
Когда управление бизнес-процессами, связанными с доставкой, происходит в режиме одного окна, все участники перевозки связаны между собой — каждый из них имеет доступ к необходимой для выполнения своих обязанностей информации и оперативно вносить изменения в статус доставки. К примеру, водителю доступны все данные о заказе. С помощью мобильного приложения он имеет возможность общаться с диспетчером и покупателем, а также отмечать выполненные задачи. При этом грузополучателю автоматически отправляются оповещения о сроках доставки. Аналитика по результатам каждого рейса доступна онлайн.
При этом современные цифровые платформы постоянно совершенствуются. Например, в них встраивают алгоритмы машинного обучения, которые позволяют проверять исполнителей на благонадежность или определять справедливую рыночную стоимость перевозки.
Когда полный цикл доставки грузов — от получения заказа до проведения расчетов и отправки отчета о выполнении — организован на единой платформе, процессы становятся прозрачнее, а количество рутинных операций и влияние человеческого фактора сокращаются.
Цифровизация «последней мили»
Логистические платформы можно адаптировать под запросы электронной коммерции и задач внутренней доставки. Так как они работают по облачной модели, не нужно расширять ИТ-инфраструктуру и штат ИТ-специалистов, покупать дорогие специализированные решения и заниматься их внедрением и интеграцией с корпоративными системами. Обеспечить высокую скорость доставки без внедрения цифровых инструментов вряд ли удастся.
Облачные решения для совместной работы, охватывающие всю цепочку поставок, станут одним из драйверов мирового рынка цифровой логистики, который будет расти на 8% ежегодно до 2025 года, говорится в исследовании Mordor Intelligence. Схожие тенденции характерны и для Казахстана: с развитием e-commerce рынок будет переходить к моделям цифровой логистики, и альтернативы этому пути нет.
Автор: Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.