Бюджет пополняется благодаря ужесточению контроля на границах
Рост таможенных платежей и налогов, взысканных с товаров из Китая, стал еще одним весомым источником пополнения бюджета.Как сооб...Рост таможенных платежей и налогов, взысканных с товаров из Китая, стал еще одним весомым источником пополнения бюджета.
Как сообщил на прошлой неделе отдел по связям с общественностью и СМИ Комитета таможенного контроля МФ РК, более чем на 166% увеличены поступления таможенных платежей и налогов, взысканных в республиканский бюджет с товаров, ввезенных в 2012 году в нашу страну из КНР. Таких результатов удалось достигнуть благодаря предпринимаемым таможенными органами эффективным мерам, одной из которых является развитие института уполномоченных экономических операторов (УЭО).
Отмечено также, что увеличение взыскания таможенных платежей и оздоровление криминогенной ситуации на казахстанско-китайском и казахстанско-кыргызском направлениях удалось достигнуть с помощью реализации программы «Зеленый коридор».
На сегодняшний день в реестре УЭО состоят 54 компании – это определенная категория лиц, которым предоставляется возможность оценить на практике специальные упрощенные процедуры. Их использование дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.
Из $946,6 млн, поступивших с товаров китайского производства в минувшем году, более 30 млрд тенге взыскано с компаний, имеющих статус УЭО.
Аналогичные действия на казахстанско-кыргызском направлении также принесли положительные результаты. С момента внедрения «зеленого коридора» до конца 2012 года по УЭО поступило в доход республиканского бюджета 1,6 млрд тенге. Всего за указанный период взыскание платежей и налогов со всего кыргызского направления составило 9,6 млрд тенге. Фактически все вышеназванные денежные потоки были выведены из теневого оборота в доход республиканского бюджета.
В ближайшем будущем планируется ввести подобную систему при таможенном контроле грузов, прибывающих из Объединенных Эмиратов и Турции.
Что такое УЭО?
Данный статус определен Таможенным кодексом Таможенного союза (ТС). Основная идея – возможность использования добросовестными компаниями специальными упрощениями, которые позволяют существенно сократить время прохождения таможенных формальностей и связанные с этим расходы (в частности, простой транспорта, услуг складов временного хранения).
Однако, в отличие от аналога, существовавшего до этого в российском таможенном законодательстве, новые правила предусматривают в качестве условия получения статуса уполномоченного экономического оператора обязанность внесения обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 1 млн евро. Обеспечение на указанную сумму точно должны будут вносить торговые компании, которые по-прежнему могут применять специальные упрощения. Однако сумма обеспечения может быть снижена для производителей и экспортеров товаров до 150 тыс. евро при соблюдении ими условий, определенных в решении Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года.
И риски…
Субъекты УЭО довольно сильно зависят от таможенных служб. Эта зависимость была заложена еще в документы, учреждающие новый статус участников внешнеэкономической деятельности. Среди основных рисков – опасность исключения из реестра УЭО, для чего достаточно совершить два административных нарушения, расторжения соглашения между таможенными органами и УЭО.
Так, например, субъекту УЭО достаточно совершить два нарушения на совокупную сумму штрафов, превышающую 500 тыс. рублей (или 2,5 млн тенге), чтобы таможенные органы могли вывести УЭО из реестра.
Еще одна возможность надавить на УЭО – расторжение соглашения. Расторжение соглашения, в качестве основания для отзыва свидетельства УЭО, опять же было включено Федеральной таможенной службой России накануне его принятия. Теперь таможенникам не нужно доказывать наличие состава административного правонарушения в действиях УЭО и соблюдать процедуру производства расследования и рассмотрения дела. Достаточно расторгнуть соглашение. При этом в документах ТС не указаны случаи, когда означенное соглашение может быть расторгнуто. В результате таможенники получили право определять такие случаи на подзаконном уровне.
Работает, правда, отчасти
Пограничный контроль со стороны Казахстана усилен в связи с его членством в ТС. Если раньше импортеры могли ввезти товар из Китая, указывая другие таможенные коды, тем самым недоплачивая пошлины в бюджет, то теперь контроль усилен.
Все чаще силовые структуры Казахстана возбуждают уголовные дела в отношении контрабандистов. Так, в конце января 2013 года, как сообщил транспортный прокурор Северо-Казахстанской области (СКО) Нурболат Катуов, стоимость контрабандного товара, отправленного из Китая и задержанного в СКО летом 2012 года, после проведения судебно-товарной экспертизы выросла с $1 до $4 млн. По данным прокурора, груз был отправлен из Китая на адрес хозяйствующего субъекта, зарегистрированного в Кокшетау.
Подобных уголовных дел становится все больше.
Однако, несмотря на усиление контроля на казахстанско-китайской границе, объем контрабанды товаров, произведенных в Китае, не становится меньше.
Так, в конце мая 2011 года тогдашний председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев (сейчас депутат Мажилиса Парламента РК) заявил, что справиться с контрабандой можно только тогда, когда между таможенниками двух стран (Казахстана и Китая) будет принята единая система оценки пересекаемых границу грузов. Между тем вопрос единой системы оценки пересекаемых границу грузов между Казахстаном и Китаем пока не решен.
«Зеленый коридор»
Так, казахстанско-кыргызскую границу ежедневно пересекает свыше 40 тыс. человек и более 4 тыс. транспортных средств.
Чтобы разгрузить таможенный пост «Кордай», 6 июля 2012 года введен в эксплуатацию контрольно-пропускной пункт «Карасу» на казахстанско-кыргызской границе. Его эксплуатация значительно ускорила время прохождения таможенной границы гражданами обеих стран. На «Карасу» были введены «зеленый» и «красный» коридоры.
Также «зеленый» и «красный» коридоры уже имеются на таможенном посту «Кордай».
Через «зеленый коридор» могут проходить туристы и жители близлежащих сел.
Но и торговцы постепенно адаптируются к условиям, введенным казахстанской стороной. Учитывая, что беспошлинный провоз устанавливает определенные нормы, стоимость 1,5 тыс. евро и вес не более 50 кг, предприимчивые бизнесмены разбивают свой товар на партии. «Носильщики», нанимаемые бизнесменами, в основном жители приграничных районов, переносят сотни баулов, пересекая таможенную границу в среднем за сутки до 8 раз. Ежедневно количество лиц, переносящих товары, достигает 250-350 человек, их бизнес, несомненно, отражается на прохождении таможенной границы туристами.
Проблема в том, что «носильщики» занимают очередь в «зеленый коридор», тем самым замедляя процесс прохождения границы.
Больше денег в бюджет
Так, по данным Комитета таможенного контроля МФ РК, по итогам 2012 года таможенными органами в доход бюджета обеспечено поступление таможенных платежей и налогов в сумме 1 трлн 146,9 млрд тенге. Исполнение прогнозного задания составило 101,4%.
Коэффициент изъятия составил 8,6%. Доля поступлений таможенных платежей и налогов в налоговых поступлениях республиканского бюджета составила 38,5% (в 2011 году – 37,9%).
По результатам посттаможенного контроля дополнительно начислено 13,1 млрд тенге, из которых взыскано в бюджет 10,3 млрд тенге таможенных платежей и налогов.
В структуре таможенных платежей и налогов есть и доля средств, взысканных с товаров, произведенных в Китае. А так как их рост составил 166%, то их доля в общих поступлениях лишь увеличивается.