$21 млрд пенсионных накоплений помогут Евросоюзу?
Евросоюз «попросил» средства для развития бизнеса у Казахстана. Это, по мнению некоторых аналитиков рынка, могло стать одной из...Евросоюз «попросил» средства для развития бизнеса у Казахстана. Это, по мнению некоторых аналитиков рынка, могло стать одной из возможных причин создания Единого пенсионного фонда.
«Вполне возможно, – считает Айдар Алибаев, председатель совета Ассоциации пенсионных фондов. – Так как дела в ЕС сейчас сложны и есть возможность взять деньги у какой-либо страны извне, то почему бы этим не воспользоваться».
Однако не все эксперты согласны с таким мнением. «Эта версия выглядит очень маловероятной, – подчеркнул Эрик Найман, партнер образовательных программ FIBO Group. – У ЕС есть гораздо более дешевый и близкий источник средств – Европейский центральный банк». Как пояснил эксперт, в бизнес он деньги, конечно же, не дает, но может дать евро коммерческим банкам, а те целевым образом прокредитуют выбранные предприятия. «Но и такая схема крайне маловероятна из-за рисков коррупции – мало кто из чиновников сможет дать отмашку какому именно из предприятий дать деньги. Так что ЕС тут наверняка «не при делах», – заключил он.
С этим мнением согласен и российский политолог Кирилл Танаев, директор Института современных медиа. «$21 млрд пенсионных накоплений казахстанцев, безусловно, весьма и весьма приличная сумма. Но спасет ли она европейский бизнес?» – сомневается эксперт. Греческие долги оцениваются в 300 млрд евро, госдолг Испании уже год назад превышал 530 млрд евро, долги испанских регионов – 140 млрд, а испанским банкам для компенсации потерь от вложений в недвижимость только в этом году нужно почти 60 млрд евро. «Понятно, что в условиях рецессии любая копейка ко двору, но чтобы городить огород с перестройкой пенсионной системы Казахстана... Слишком конспирологично. Мир устроен проще», – подчеркнул эксперт.
Имиджевые вливания
По другой версии, вероятной причиной создания ЕПФ стало ЭКСПО-2017. Накопления казахстанцев в этом случае пойдут на строительство объектов выставки.
Комментируя данное мнение, Айнагуль Адамбекова, д.э.н., декан факультета «Международные образовательные программы» КазЭУ им. Т. Рыскулова, подчеркнула, что «данная версия вполне возможна, хотя не думаю, что для этих целей реформировали всю пенсионную систему».
В свою очередь г-н Танаев задается вопросом: «А что, если в ходе подготовки к ЭКСПО будут построены какие-то объекты, которые обеспечат возвратность инвестиций в понятные сроки и регулируют доходность? Если так, то вложения в ценные бумаги этих объектов могут иметь какой-то смысл», – заключил он.
Говоря о других возможных причинах создания ЕПФ, Эрик Найман подчеркнул, что «вполне возможно, за деньги ЕПФ будут выкупаться акции компаний, которые идут на «Народное IPO». Таким образом, по мнению эксперта, долгосрочные деньги пойдут на развитие стратегически важных предприятий, а ЕПФ получит доходность выше, чем по гособлигациям. «Схема будет работать, если будет установлен общественный контроль над этими предприятиями», – уточнил он.
По мнению г-на Танаева, наличие различных версий показывает, что государство собирается проводить достаточно сложную операцию по объединению пенсионных фондов в ситуации очевидного недоверия граждан к его действиям (отсюда и слухи, и экзотические версии происходящего). Это реальная проблема.
Докопаться до сути
Пенсионную систему Казахстана в последние несколько лет серьезно лихорадило. Доходность вложений падала, резервы сокращались. «2 млн 750 тыс. самозанятых казахстанцев (30% работающего населения!), которые находятся вообще вне пенсионной системы, являются социальной миной замедленного действия», – подчеркнул г-н Танаев. Добавьте к этому общие тревожные ожидания в связи с экономической ситуацией в США и Европе. По словам эксперта, все это – достаточное основание государству для серьезных решений.
«Однако точно так же правда и то, что нынешние проблемы казахстанской пенсионной системы – прямое следствие ошибок правительства и Нацбанка. То есть ошибок государственной политики. Эти проблемы носят системный характер и простым объединением пенсионных резервов не смогут быть решены», – считает Кирилл Танаев.
Кроме этого, российский политолог считает, что пока в отношении идеи создания ЕПФ больше вопросов, чем ответов. Куда будут вкладываться резервы? Как будет осуществляться перевод счетов в единый фонд, не будет ли их администрирование в едином фонде более дорогим? Как быть с теми НПФ, которые нормально работают и обеспечивают приличную доходность по вкладам? Что будет с работниками частных ПФ (это между прочим 12 тыс. человек)? Как будет решена проблема самозанятых? «Пока вопросов больше, чем ответов, трудно дать корректную оценку обсуждаемых решений», – заключил г-н Танаев.
Айнагуль Адамбекова в свою очередь видит определенное рациональное зерно в создании ЕПФ, поскольку в условиях ограниченности объектов для инвестирования пенсионных накоплений граждан аккумуляция ресурсов в одном фонде позволит при правильном управлении и контроле обеспечить лучшую эффективность инвестирования. Несомненно, концентрация рисков при этом возрастает.
«Однако ситуация, которая наблюдается сегодня на пенсионном рынке, не дает возможности оценить перспективность накапливаемых гражданами на своих счетах средств, а содержание столь большого штата сотрудников и основных фондов, конечно же, является затратным для населения. В этой связи считаю данное объяснение вполне приемлемым для создания ЕПФ», – утверждает г-жа Адамбекова.
При этом эксперты делают некоторые «поправки». «Если деньги будут инвестироваться «с умом», то создание ЕПФ оправдано – любой экономике нужен долгосрочный инвестиционный ресурс, а главным таким ресурсом являются пенсионные фонды», – подчеркнул г-н Найман. По мнению эксперта, так как у Национального банка есть опыт управления валютными резервами, то логично предположить, что и с ЕПФ он сможет справляться эффективно, хотя без получения новых компетенций и Нацбанку не обойтись.
В унисон этому мнению высказалась и г-жа Адамбекова: «Эффективность ЕПФ зависит от правильного топ-менеджмента, чтобы не получилось еще большей коррумпированности, стейк-холдирования активов государства, обогащения «пятипальцевого» круга владельцев казахстанского капитала. Здесь грамотный, опытный финансист, владеющий учетом, инвестиционным анализом и прогнозированием и аудитом», – заявил эксперт.
Несмотря на то, что большинство экспертов поддерживает созданию ЕПФ, есть и противоположные мнения.
Айдар Алибаев считает, что Казахстан еще не готов проводить реформу в пенсионной системе. Крупный объединенный государственный пенсионный фонд, который будет создаваться на базе ГНПФ, будет работать на той же площадке, на которой работают сегодня все частные пенсионные фонды, а именно – на Казахстанской фондовой бирже. «Но разве после объединения фондов там появятся новые высокодоходные инструменты? Эффективных инструментов как не было сегодня, так и не будет завтра. Поэтому доходность по инструментам ему взять негде», – задается вопросом г-н Алибаев.
В то же время эксперт считает, что государственные чиновники не смогут работать лучше, чем частные пенсионные фонды. Частный менеджер отвечает перед акционерами репутацией и карьерой. «Государственные менеджеры, как показывает практика, не отвечают ни за что, в худшем случае – теряют место», – полагает он.
Также г-н Алибаев подчеркивает, что Казахстан позиционирует себя как государство с рыночной экономикой, одной из основ которой является частный бизнес, его права и его неприкосновенность, которые во всем мире свято соблюдаются. «В случае проведения реформы будут нарушены права вкладчиков накопительных пенсионных фондов», – заявил эксперт.
Напомним, что на этой неделе Ассоциация пенсионных фондов совместно с Независимой ассоциацией предпринимателей и РОО «Ұлы дала» написали открытое письмо президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву «Создание единого пенсионного фонда – системная ошибка Казахстана». Авторы документа спрашивают: «Почему важнейший вопрос, касающийся каждого казахстанца, не был вынесен на рассмотрение парламента?».
«Уже сейчас видно, что сомнительные и непрофессиональные реформы приведут к неконтролируемым и неблагоприятным последствиям, которые заденут каждого казахстанца. Налицо нарушение конституционных прав казахстанцев, их права на неприкосновенность частной собственности, права на выбор каждого гражданина, где осуществлять накопления своей пенсии! В результате этих действий пенсионное обеспечение жителей страны ухудшится, что чревато серьезным социальным напряжением», – говорится в открытом письме.