red_mad_robot - развиваться в Казахстане и масштабироваться в Центральной Азии
Каких успехов удалось достичь компании с момента открытия в РК и какие новые задачи предстоит решить в ближайшее время, рассказала СЕО Агиис КонкабаеваВ апреле исполняется ровно год, как международная IT-компания red_mad_robot зашла на рынок Центральной Азии и открыла свой офис в Казахстане. Соучредителями проекта с казахстанской стороны выступили выходцы из бывшей дочки Альфа-Банка. С июня прошлого года компания получила статус резидента Astana Hub и заявила о своем намерении создать в регионе крупный центр цифровой экспертизы. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz встретился с СЕO red_mad_robot сentral asia Агиис Конкабаевой и выяснил, каких успехов удалось достичь ее команде за этот период, с какими вызовами пришлось столкнуться и какие новые задачи предстоит решить уже в ближайшее время.
- Агиис, уже ровно год, как red_mad_robot работает на рынке Казахстана. Расскажите, пожалуйста, чего компании удалось добиться за этот срок, какие решения внедрить? И в целом можете поделиться какими-то конкретными кейсами?
- Да, действительно, уже практически год, как компания red_mad_robot central asia начала свою работу в Казахстане и на рынке Центральной Азии.
Наверное, я сначала расскажу предысторию, почему red_mad_robot оказался здесь, и как произошло мое знакомство с компанией. Будучи руководителем Digital-направления для малого бизнеса в «Альфа-банк Казахстан» в 2021 году, мы с командой искали партнеров по созданию цифровых решений, которые сделали бы нам нефинансовый сервис под ключ. Мы отобрали топ-10 компаний на рынке СНГ и выбрали в партнеры red_mad_robot. Но когда уже начали сотрудничать с компанией и создавать первые сервисы, буквально за полгода мы увидели колоссальную разницу в подходах, в системе работы с сотрудниками, мотивации и то, как red_mad_robot действительно работает с заказчиком. Тогда мы и подумали: было бы классно завести в Казахстан такого сильного партнера, который смог бы создавать крутые цифровые сервисы для рынка, причем не только финансового, но и в других секторах.
В конце 2021 года мы уже встретились с акционерами red_mad_robot и предложили им вывести бренд на рынок Казахстана. Получается, что в апреле мы открыли офис здесь, а в июне уже стали резидентами Астана хаб.
На рынке России этот бренд был известен давно, так как компания работала там больше 13 лет. У нас ее знали только единицы. Поэтому в прошлом году передо мной стояла большая задача - сделать так, чтобы red_mad_robot в Казахстане воспринимали не просто как аутсорс-компанию, но и как важного цифрового игрока и партнера для крупного бизнеса, который создает продукты в коллаборации с другими участниками.
Если говорить про кейсы, к сожалению, не все из них я могу раскрывать, потому что часть из них находятся под NDA (соглашение о неразглашении – Ред.). Из тех, что можно озвучить - в декабре прошлого года мы запустили онлайн-бухгалтерию для малого бизнеса Jusan Bank, которая за короткое время позволила подключить к сервису большое количество клиентов. В целом этот сервис показал, как сейчас меняется рынок в работе с МСБ. Я думаю, в ближайшее время другие крупные игроки в банковской сфере тоже будут смотреть в это направление.
Также в прошлом году мы провели два больших исследования для рынков Казахстана и Узбекистана по построению digital-банка для бизнеса.
Еще мы гордимся тем, что активно участвуем в развитии IT-сообщества Казахстана. В прошлом году мы провели много мероприятий и конференций, в том числе совершенно нового формата, которые вызвали большой интерес со стороны рынка разработчиков и тех специалистов, кто работает около IT-сферы или только хочет зайти в нее. В этом году мы продолжим развивать данное направление.
Более того, в начале текущего года мы запустили свой собственный буткемп. Уникальность его заключается в том, что он совершенно бесплатный для junior-специалистов. В программу входит 2 месяца полного погружения в реальный проект, в реальные кейсы и 40+ часов работы с менторами и лидами из наших компаний.
Помимо этого недавно red_mad_robot central asia стала обладателем награды как «Самая быстрорастущая ИТ-компания в Центральной Азии» в рамках премии Central Asian Tech Awards 2023.
- Насколько в целом рынок Центральной Азии нуждался и нуждается в такого рода продуктах, как ваш?
- Наверное, вы сами, как потребитель, видите, какую скорость сейчас набирает развитие цифровых технологий, огромное количество предприятий не только крупного бизнеса, но уже и среднего бизнеса трансформируется в digital.
Поэтому рынок нуждается в сильных компаниях и digital-партнерах. К сожалению, в Казахстане можно по пальцам руки пересчитать компетентные и сильные команды.
Безусловно, выход на рынок большого количества сильных игроков способствует повышению конкуренции и качеству сервиса, продаваемых услуг как для физических, так и для юридических лиц.
- В чем заключается специфика рынка Центральной Азии, в том числе Казахстана, от других рынков, где представлена компания red_mad_robot?
- Сейчас red_mad_robot - это международная группа. У нас есть офисы не только в России и Казахстане, но уже и в Турции.
Если говорить про Казахстан и в целом про рынок Центральной Азии, то на сегодняшний день у нашей страны есть уникальная возможность стать неким IT-хабом. Мы уже по итогам прошлого года видим, какой интерес со стороны мирового IT-сообщества возникает к Казахстану, какое сосредоточение стартапов, акселераторов, венчурных фондов здесь происходит. Вы, наверное, наблюдаете за рейтингами и сами знаете, что мы входим в топ-30 стран по электронному правительству, в топ-50 стран по цифровой готовности, поэтому Казахстан точно готов к быстрому развитию digital. Здесь важно отметить, что в регионе Центральной Азии другие страны, конечно, догоняют в этом направлении, но у Казахстана все-таки больше возможностей, много технопарков, хорошая поддержка со стороны государства в сфере развития IT, в том числе программа Цифровой Казахстан, которая способствует развитию таких компаний, как red_mad_robot central asia.
- Все-таки хотелось бы знать, какую смысловую нагрузку несет название компании red_mad_robot?
- Изначально в 2008 году red_mad_robot была создана как разработчик мобильных игр. Отсюда это яркое броское название «красный безумный робот». За короткое время компания перешла от игр к разработке мобильных приложений и за последние годы выросла в полноценного цифрового партнера, который занимается бизнес-консалтингом, UX-, UI-исследованиями, дизайном, цифровой разработкой и т.п.
И если сейчас говорить, с какой бешеной скоростью мы работаем, то название как раз соответствует духу компании.
- Сколько человек задействовано в red_mad_robot central asia?
- На сегодняшний день у нас работает уже больше 70 разработчиков. Важно отметить, что мы не только привлекали человеческие ресурсы из стран СНГ, но и сосредоточились на развитии локальной ИТ-экспертизы и внедрении ее на рынок. Сейчас наша большая задача – повышать уровень компетенции местных кадров. Думаю, к концу этого года мы увеличим численность сотрудников до 100-150 человек.
- А как вы считаете, уровень местного IT- специалиста сильно отличается от уровня такого же специалиста по мировым меркам?
- Да, отличие есть, мы чувствуем эту разницу, когда собеседуем людей и нанимаем их на работу. Конечно, есть сильные специалисты на нашем рынке, но, к сожалению, часть из них предпочитают работать в международных компаниях, то есть на экспорт. Поэтому, как я уже говорила, задача нашего IT-сообщества - повышать качество специалистов, взращивать junior, middle-специалистов, которые готовы будут перерасти в senior и lead- специалистов, а потом и в менеджеров.
Я думаю, что появление таких сильных игроков, как red_mad_robot central asia, повлияет на качество и рост IT- специалистов в Казахстане.
- Если сравнивать рынки, где представлен red_mad_robot central asia, то какова разница в размере заработной платы у IT-разработчиков?
- На самом деле, когда мы запускали компанию в прошлом году, то думали, что уровень заработной платы будет у нас ниже, чем в России, но оказалось наоборот. Из-за того, что спрос действительно большой на такого уровня специалистов, а их количество ограничено, мы платим разработчикам не меньше, чем на мировом рынке.
- А в среднем о каком уровне зарплаты идет речь?
- Есть официальная статистика, согласно которой 550 тыс. тенге - это среднемесячная зарплата IT-разработчика. Но если посмотреть HeadHunter, то там уровень зарплат по IT-вакансиям составляет от 400 тыс. тенге и до 2 млн 300 тыс. тенге. Есть, конечно, и зарплаты больше 4 млн тенге.
За прошлый год наибольший рост по заработным платам показала DevOps - больше чем в два раза по сравнению с 2021 годом.
- На какие направления вы сейчас делаете упор, какие сферы видите для себя наиболее перспективными?
- Можно сказать, что опыт red_mad_robot, как цифрового партнера, и лично мой опыт в финтехе более 16 лет и опыт казахстанского акционера помогли сделать сильную коллаборацию между digital-компанией и бизнесом, когда цифровое решение переросло в бизнес-разработку с масштабированием на рынок и добавлением бизнес-ценности в digital-продуктах.
Сейчас, учитывая этот опыт, наши кейсы в основном лежат в финансовой сфере. Но в прошлом году у нас были кейсы также в е-коме.
Я думаю, что к концу текущего года и в следующем году у нас появятся и другие направления, где мы сможем предоставить такое же качество, в том числе в телекоме, страховании, в е-коме, потому что группа компаний имеет опыт в разных сферах.
- Насколько все-таки ваши услуги дорогие в целом по рынку?
- Это один из самых часто задаваемых вопросов. Здесь я могу привести определенную статистику, основываясь на своем опыте работы с инхаус-командами, а у меня было 15 инхаус-команд в Альфа банке. Скажем так, все привыкли сравнивать ФОТ разработчика со стоимостью аутсорсов. Но это не совсем правильно, потому что, если сравнить все затраты на инхаус-команду и на одного разработчика в определенной компании (это затраты на серверы, на АХР, на аллокации инфраструктурных подразделений, на обучение и развитие сотрудников), то получится довольно внушительная разница. Затраты на одну инхаус-команду в среднем превышают на 17-20% затраты на аутсорс или на цифрового партнера.
В свою очередь, если говорить в целом про среднюю стоимость аутсорса, мы, конечно, не самые дешевые, и не скрываем этого, потому что сосредоточены главным образом на качестве. Кроме того, высокий уровень наших разработчиков дает нам возможность делать продукты быстрее, и в этом плане мы себя сравниваем с нашими конкурентами - крупными игроками. Поэтому можно сказать, что в целом мы соответствуем рынку.
- Мне известно, ваша компания не работает с компаниями тайм-киллерами, типа казино, букмекерских контор, производителями табачной и алкогольной продукции, с чем это связано?
- В целом это связано с ценностями и духом компании. Для нас важно приносить пользу конечному потребителю цифровыми решениями, поэтому, во-первых, мы «за» здоровый образ жизни, во-вторых, «за» то, чтобы наши продукты давали пользу и несли благо обществу.
Когда люди приходят к нам на работу, видят эти ценности, понимают, что мы действительно не работаем с компаниями тайм-киллерами, то для многих это как воодушевление. И эта ценность принимается, в первую очередь, большим количеством разработчиков.
- В одном из интервью вы сказали, что хотите не просто построить в Казахстане большой центр разработки, а стать одним из центров digital-экспертизы. Как близки вы сейчас к этой цели?
- В Казахстане у нас есть уникальный шанс стать центром экспертизы в определенных областях, потому что во всей группе red_mad_robot еще не было flutter-разработки, кроме того, у red_mad_robot central asia значительная экспертиза в финтехе. Сейчас мы ведем два кейса, где используем flutter. После реализации этих кейсов мы станем неким центром экспертизы для всей группы здесь в Казахстане, и наши flutter-разработчики смогут участвовать в международных проектах, в Турции, на рынке Европы и т.д.
Если говорить про digital-экспертизу, то важно еще раз подметить, что наша коллаборация бизнеса и цифровой разработки способствует тому, что мы становимся для группы неким хабом бизнес-стратегов, у нас есть уже ряд кейсов, где мы участвуем с точки зрения построения бизнес-стратегии.
- Над какими интересными проектами работаете в настоящее время? Расскажите о своих планах.
- Я, к сожалению, не могу раскрыть ряд проектов, потому что, как я говорила, большинство из них находится под NDA. Скажу, что точно у нас выйдет во втором полугодии: второй и третий релизы по онлайн-бухгалтерии, которые позволят клиентам Jusan Bank пользоваться еще большим функционалом.
Про остальные кейсы по мере их появления и выхода на рынок, когда уже наши партнеры и заказчики разрешат ими делиться, мы будем рассказывать. Там есть сервисы как для физических, так и для юридических лиц.
В целом унас сформирована трехлетняя стратегия, которую мы приняли вместе с акционерами. В этом году мы намерены реализовать несколько крупных проектов. Я думаю, что это будут очень конкурентные продукты на рынке Казахстана, вообще в целом для финансового сектора.
Большая задача - дальше развивать IT- сообщество и способствовать этому через разного рода этапы. Мы будем продолжать проводить встречи digital-медиа клуба - это новый формат общения с журналистами и бизнесом. В прошлом году, в том числе от журналистов, к нам поступил запрос, что сфера IT очень интересна, но многие не совсем погружены в нее, в том числе возникает много вопросов по новым формулировкам. И мы решили на своей площадке объединять журналистов и бизнесменов, участников digital-ообщества, чтобы рассказывать простыми словами, какие тренды в IT сейчас происходят на рынке Казахстана и Центральной Азии.
Если говорить с точки зрения взращивания кадров и помощи рынку, то мы будем привлекать digital-таланты на буткемпы в рамках наших инициатив. Я думаю, что в этом году пройдет 2-3 буткемпа, возможно, совместно с партнерами. Также наши сотрудники примут участие в конференциях и менторских программах для студентов Казахстана.
Если говорить про масштабирование, то этот год будет годом динамичного развития, а в следующем году мы уже займемся масштабированием наших проектов на рынок Центральной Азии. Сейчас у нас только один кейс в Узбекистане и один - в Кыргызстане, я думаю, к концу этого года или в начале следующего в портфеле у нас появится больше проектов на рынке Центральной Азии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.