Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Бизнес
  3. red_mad_robot - развиваться в Казахстане и масштабироваться в Центральной Азии

red_mad_robot - развиваться в Казахстане и масштабироваться в Центральной Азии

Каких успехов удалось достичь компании с момента открытия в РК и какие новые задачи предстоит решить в ближайшее время, рассказала СЕО Агиис Конкабаева

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

В апреле исполняется ровно год, как международная IT-компания red_mad_robot зашла на рынок Центральной Азии и открыла свой офис в Казахстане. Соучредителями проекта с казахстанской стороны выступили выходцы из бывшей дочки Альфа-Банка. С июня прошлого года компания получила статус резидента Astana Hub и заявила о своем намерении создать в регионе крупный центр цифровой экспертизы. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz встретился с СЕO red_mad_robot сentral asia Агиис Конкабаевой и выяснил, каких успехов удалось достичь ее команде за этот период, с какими вызовами пришлось столкнуться и какие новые задачи предстоит решить уже в ближайшее время.

- Агиис, уже ровно год, как red_mad_robot работает на рынке Казахстана. Расскажите, пожалуйста, чего компании удалось добиться за этот срок, какие решения внедрить? И в целом можете поделиться какими-то конкретными кейсами?

- Да, действительно, уже практически год, как компания red_mad_robot central asia начала свою работу в Казахстане и на рынке Центральной Азии.

Наверное, я сначала расскажу предысторию, почему red_mad_robot  оказался здесь, и как произошло мое знакомство с компанией. Будучи руководителем Digital-направления для малого бизнеса в «Альфа-банк Казахстан» в 2021 году, мы с командой искали партнеров по созданию цифровых решений, которые сделали бы нам нефинансовый сервис под ключ. Мы отобрали топ-10 компаний на рынке СНГ и выбрали в партнеры red_mad_robot. Но когда уже начали сотрудничать с компанией и создавать первые сервисы, буквально за полгода мы увидели колоссальную разницу в подходах, в системе работы с сотрудниками, мотивации и то, как red_mad_robot действительно работает с заказчиком. Тогда мы и подумали: было бы классно завести в Казахстан такого сильного партнера, который смог бы создавать крутые цифровые сервисы для рынка, причем не только финансового, но и в других секторах.

В конце 2021 года мы уже встретились с акционерами red_mad_robot и предложили им вывести бренд на рынок Казахстана. Получается, что в апреле мы открыли офис здесь, а в июне уже стали резидентами Астана хаб.

На рынке России этот бренд был известен давно, так как компания работала там больше 13 лет. У нас ее знали только единицы. Поэтому в прошлом году передо мной стояла большая задача - сделать так, чтобы red_mad_robot в Казахстане воспринимали не просто как аутсорс-компанию, но  и как важного цифрового игрока и партнера для крупного бизнеса, который создает продукты в коллаборации с другими участниками.

Если говорить про кейсы, к сожалению, не все из них я могу раскрывать, потому что часть из них находятся под NDA (соглашение о неразглашении – Ред.). Из тех, что можно озвучить - в декабре прошлого года мы запустили онлайн-бухгалтерию для малого бизнеса Jusan Bank, которая за короткое время позволила подключить к сервису большое количество клиентов. В целом этот сервис показал, как сейчас меняется рынок в работе с МСБ. Я думаю, в ближайшее время другие крупные игроки в банковской сфере тоже будут смотреть в это направление.

Также в прошлом году мы провели два больших исследования для рынков Казахстана и Узбекистана по построению digital-банка для бизнеса.

Еще мы гордимся тем, что активно участвуем в развитии IT-сообщества Казахстана. В прошлом году мы провели много мероприятий и конференций, в том числе совершенно нового формата, которые вызвали большой интерес со стороны рынка разработчиков и тех специалистов, кто работает около IT-сферы или только хочет зайти в нее. В этом году мы продолжим развивать данное направление.

Более того, в начале текущего года мы запустили свой собственный буткемп. Уникальность его заключается в том, что он совершенно бесплатный для junior-специалистов. В программу входит 2 месяца полного погружения в реальный проект, в реальные кейсы и 40+ часов работы с менторами и лидами из наших компаний. 

Помимо этого недавно red_mad_robot central asia стала обладателем награды как «Самая быстрорастущая ИТ-компания в Центральной Азии» в рамках премии Central Asian Tech Awards 2023.

- Насколько в целом рынок Центральной Азии нуждался и нуждается в такого рода продуктах, как ваш?

- Наверное, вы сами, как потребитель, видите, какую скорость сейчас набирает развитие цифровых технологий, огромное количество предприятий не только крупного бизнеса, но уже и среднего бизнеса трансформируется в digital.

Поэтому рынок нуждается в сильных компаниях и digital-партнерах. К сожалению, в Казахстане можно по пальцам руки пересчитать компетентные и сильные команды.

Безусловно, выход на рынок большого количества сильных игроков способствует повышению конкуренции и качеству сервиса, продаваемых услуг как для физических, так и для юридических лиц.

- В чем заключается специфика рынка Центральной Азии, в том числе Казахстана, от других рынков, где представлена компания red_mad_robot?

- Сейчас red_mad_robot - это международная группа. У нас есть офисы не только в России и Казахстане, но уже и в Турции.

Если говорить про Казахстан и в целом про рынок Центральной Азии, то на сегодняшний день у нашей страны есть уникальная возможность стать неким IT-хабом. Мы уже по итогам прошлого года видим, какой интерес со стороны мирового IT-сообщества возникает к Казахстану, какое сосредоточение стартапов, акселераторов, венчурных фондов здесь происходит. Вы, наверное, наблюдаете за рейтингами и сами знаете, что мы входим в топ-30 стран по электронному правительству, в топ-50 стран по цифровой готовности, поэтому Казахстан точно готов к быстрому развитию digital. Здесь важно отметить, что в регионе Центральной Азии другие страны, конечно, догоняют в этом направлении, но у Казахстана все-таки больше возможностей, много технопарков, хорошая поддержка со стороны государства в сфере развития IT, в том числе программа Цифровой Казахстан, которая способствует развитию таких компаний, как red_mad_robot central asia.  

- Все-таки хотелось бы знать, какую смысловую нагрузку несет название компании red_mad_robot?

- Изначально в 2008 году red_mad_robot была создана как разработчик мобильных игр. Отсюда это яркое броское название «красный безумный робот». За короткое время компания перешла от игр к разработке мобильных приложений и за последние годы выросла в полноценного цифрового партнера, который занимается бизнес-консалтингом, UX-, UI-исследованиями, дизайном, цифровой разработкой и т.п.

И если сейчас говорить, с какой бешеной скоростью мы работаем, то название как раз соответствует духу компании.

- Сколько человек задействовано в red_mad_robot central asia?

- На сегодняшний день у нас работает уже больше 70 разработчиков. Важно отметить, что мы не только привлекали человеческие ресурсы из стран СНГ, но и сосредоточились на развитии локальной ИТ-экспертизы и внедрении ее на рынок. Сейчас наша большая задача – повышать уровень компетенции местных кадров. Думаю, к концу этого года мы увеличим численность сотрудников до 100-150 человек.

- А как вы считаете, уровень местного IT- специалиста сильно отличается от уровня такого же специалиста по мировым меркам?

- Да, отличие есть, мы чувствуем эту разницу, когда собеседуем людей и нанимаем их на работу. Конечно, есть сильные специалисты на нашем рынке, но, к сожалению, часть из них предпочитают работать в международных компаниях, то есть на экспорт. Поэтому, как я уже говорила, задача нашего IT-сообщества - повышать качество специалистов, взращивать junior, middle-специалистов, которые готовы будут перерасти в senior и lead- специалистов, а потом и в менеджеров.

Я думаю, что появление таких сильных игроков, как red_mad_robot central asia, повлияет на качество и рост IT- специалистов в Казахстане.

- Если сравнивать рынки, где представлен red_mad_robot central asia, то какова разница в размере заработной платы у IT-разработчиков?

- На самом деле, когда мы запускали компанию в прошлом году, то думали, что уровень заработной платы будет у нас ниже, чем в России, но оказалось наоборот. Из-за того, что спрос действительно большой на такого уровня специалистов, а их количество ограничено, мы платим разработчикам не меньше, чем на мировом рынке.

- А в среднем о каком уровне зарплаты идет речь?

- Есть официальная статистика, согласно которой 550  тыс. тенге - это среднемесячная зарплата IT-разработчика. Но если посмотреть HeadHunter, то там уровень зарплат по IT-вакансиям составляет от 400 тыс. тенге и до 2 млн 300 тыс. тенге. Есть, конечно, и зарплаты больше 4 млн тенге.

За прошлый год наибольший рост по заработным платам показала DevOps - больше чем в два раза по сравнению с 2021 годом.

- На какие направления вы сейчас делаете упор, какие сферы видите для себя наиболее перспективными?

- Можно сказать, что опыт red_mad_robot, как цифрового партнера, и лично мой опыт в финтехе более 16 лет и опыт казахстанского акционера помогли сделать сильную коллаборацию между digital-компанией и бизнесом, когда цифровое решение переросло в бизнес-разработку с масштабированием на рынок и добавлением бизнес-ценности в digital-продуктах.

Сейчас, учитывая этот опыт, наши кейсы в основном лежат в финансовой сфере. Но в прошлом году у нас были кейсы также в е-коме. 

Я думаю, что к концу текущего года и в следующем году у нас появятся и другие направления, где мы сможем предоставить такое же качество, в том числе в телекоме, страховании, в е-коме, потому что группа компаний имеет опыт в разных сферах.

- Насколько все-таки ваши услуги дорогие в целом по рынку?

- Это один из самых часто задаваемых вопросов. Здесь я могу привести определенную статистику, основываясь на своем опыте работы с инхаус-командами, а у меня было 15 инхаус-команд в Альфа банке. Скажем так, все привыкли сравнивать ФОТ разработчика со стоимостью аутсорсов. Но это не совсем правильно, потому что, если сравнить все затраты на инхаус-команду и на одного разработчика в определенной компании (это затраты на серверы, на АХР, на аллокации инфраструктурных подразделений, на обучение и развитие сотрудников), то получится довольно внушительная разница. Затраты на одну инхаус-команду в среднем превышают на 17-20% затраты на аутсорс или на цифрового партнера.

В свою очередь, если говорить в целом про среднюю стоимость аутсорса, мы, конечно, не самые дешевые, и не скрываем этого, потому что сосредоточены главным образом на качестве. Кроме того, высокий уровень наших разработчиков дает нам возможность делать продукты быстрее, и в этом плане мы себя сравниваем с нашими конкурентами - крупными игроками. Поэтому можно сказать, что в целом мы соответствуем рынку.

- Мне известно, ваша компания не работает с компаниями тайм-киллерами, типа казино, букмекерских контор, производителями табачной и алкогольной продукции, с чем это связано?

- В целом это связано с ценностями и духом компании. Для нас важно приносить пользу конечному потребителю цифровыми решениями, поэтому, во-первых, мы «за» здоровый образ жизни, во-вторых, «за» то, чтобы наши продукты давали пользу и несли благо обществу.

Когда люди приходят к нам на работу, видят эти ценности, понимают, что мы действительно не работаем с компаниями тайм-киллерами, то для многих это как воодушевление. И эта ценность принимается, в первую очередь, большим количеством разработчиков.

- В одном из интервью вы сказали, что хотите не просто построить в Казахстане большой центр разработки, а стать одним из центров digital-экспертизы. Как близки вы сейчас к этой цели?

- В Казахстане у нас есть уникальный шанс стать центром экспертизы в определенных областях, потому что во всей группе red_mad_robot еще не было flutter-разработки, кроме того, у red_mad_robot central asia значительная экспертиза в финтехе. Сейчас мы ведем два кейса, где используем flutter. После реализации этих кейсов мы станем неким центром экспертизы для всей группы здесь в Казахстане, и наши  flutter-разработчики смогут участвовать в международных проектах, в Турции, на рынке Европы и т.д.

Если говорить про digital-экспертизу, то важно еще раз подметить, что наша коллаборация бизнеса и цифровой разработки способствует тому, что мы становимся для группы неким хабом бизнес-стратегов, у нас есть уже ряд кейсов, где мы участвуем с точки зрения построения бизнес-стратегии. 

- Над какими интересными проектами работаете в настоящее время? Расскажите о своих планах.

- Я, к сожалению, не могу раскрыть ряд проектов, потому что, как я говорила, большинство из них находится под NDA. Скажу, что точно у нас выйдет во втором полугодии: второй и третий релизы по онлайн-бухгалтерии, которые позволят клиентам Jusan Bank пользоваться еще большим функционалом.

Про остальные кейсы по мере их появления и выхода на рынок, когда уже наши партнеры и заказчики разрешат ими делиться, мы будем рассказывать. Там есть сервисы как для физических, так и для юридических лиц.

В целом унас сформирована трехлетняя стратегия, которую мы приняли вместе с акционерами. В этом году мы намерены реализовать несколько крупных проектов. Я думаю, что это будут очень конкурентные продукты на рынке Казахстана, вообще в целом для финансового сектора.

Большая задача - дальше развивать IT- сообщество и способствовать этому через разного рода этапы. Мы будем продолжать проводить встречи digital-медиа клуба - это новый формат общения с журналистами и бизнесом. В прошлом году, в том числе от журналистов, к нам поступил запрос, что сфера IT очень интересна, но многие не совсем погружены в нее, в том числе возникает много вопросов по новым формулировкам. И мы решили на своей площадке объединять журналистов и бизнесменов, участников digital-ообщества, чтобы рассказывать простыми словами, какие тренды в IT сейчас происходят на рынке Казахстана и Центральной Азии.

Если говорить с точки зрения взращивания кадров и помощи рынку, то мы будем привлекать digital-таланты на буткемпы в рамках наших инициатив. Я думаю, что в этом году пройдет 2-3 буткемпа, возможно, совместно с партнерами. Также наши сотрудники примут участие в конференциях и менторских программах для студентов Казахстана.

Если говорить про масштабирование, то этот год будет годом динамичного развития, а в следующем году мы уже займемся масштабированием наших проектов на рынок Центральной Азии. Сейчас у нас только один кейс в Узбекистане и один - в Кыргызстане, я думаю, к концу этого года или в начале следующего в портфеле у нас появится больше проектов на рынке Центральной Азии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке