Телеком-экосистемы в Казахстане и мире: главные тренды
Tech Hub МФЦА опубликовал исследование CorpUp TelecomTech Hub МФЦА подготовил первый аналитический обзор развития экосистем в казахстанском телекоме – СorpUp Telecom. Корпоративными партнерами исследования выступили Beeline Казахстан и Huawei Technologies Kazakhstan, экспертными партнерами — IDC и KPMG Caucasus and Central Asia.
В исследовании собраны главные тренды, кардинально меняющие телеком-индустрию, новые экосистемные продукты мобильных операторов Казахстана, технологии и сферы применения мобильных сетей 5-го поколения, а также успешные кейсы сотрудничества операторов и стартапов.
«Телеком сегодня – это одна из самых динамичных и интересных индустрий с точки зрения происходящих в ней изменений. Выход операторов в beyond the core, то есть за пределы своих традиционных услуг, является главным трендом в телекоме последние десять лет. Наша цель – познакомить читателя с этим трендом и рассказать об особенностях данного процесса в Казахстане и мире», – сказал руководитель направления корпоративных инноваций Tech Hub МФЦА Макен Ибрагимов.
В основу исследования легли интервью с экспертами рынка, онлайн-опрос 112 представителей казахстанских телеком-компаний, а также анализ развития десятков казахстанских и зарубежных операторов связи.
Замедление темпов прироста новых абонентов; усиление конкуренции со стороны OTT (Over the Top) провайдеров, таких как стриминговые сервисы и мессенджеры; изменение потребительских привычек и вызванный этим рост капитальных затрат операторов - все это меняет традиционные бизнес-модели телеком-компаний и заставляет искать новые точки роста.
Начиная с 2010-х годов в ответ на описанные вызовы операторы по всему миру начали развивать продуктовую модель, самостоятельно запуская цифровые сервисы и диверсифицируя свой бизнес. В зависимости от степени удаленности от основного бизнеса можно выделить две главные стратегии диверсификации телеком-операторов: суперсервис и экосистема.
Суперсервис предполагает концентрацию экспертизы и усилий на традиционном или core бизнесе, когда оператор предлагает best-in-class решения в телекоме и развивает вокруг них комплементарные услуги. Экосистема же означает выход на новые продуктовые ниши или non-core, не обязательно связанные с традиционными услугами.
«Выход телеком-операторов в новые и ранее
неизведанные для себя области является безусловным трендом, который наша
компания наблюдает по всему миру. Можем отметить, что казахстанские операторы
далеко продвинулись в развитии собственных экосистем. Huawei, будучи одним из
мировых технологических лидеров, предлагает телеком-компаниям целый ряд
инструментов и технологий, которые значительно облегчат процесс создания новых
смыслов и точек роста», - сказала руководитель департамента по направлению цифровой энергетики и развитию дата-центров Huawei Technologies Kazakhstan Фарида Толуебаева.
Вся тройка мобильных операторов Казахстана активно развивает собственные цифровые экосистемы в рамках усиливающейся конкуренции за абонента, становясь полноценными технологическими компаниями.
Beeline Казахстан – наглядный пример этого тренда. Компанию уже сложно назвать просто телеком-оператором. Сегодня цифровая экосистема Beeline Казахстан включает десятки non-core продуктов для розничных и корпоративных клиентов: мобильные финансы, развлекательные сервисы, аналитику больших данных, облачные технологии и интернет вещей.
«Мы инвестируем в будущее Казахстана,
выращивая и развивая экспертизу в стране. Несколько лет назад мы приняли
решение отказаться от сторонней разработки, перестать платить иностранным
вендорам и вырастить казахстанскую звездную IT-команду. С тех пор наш штат IT-специалистов превысил 650 человек, они разработали и запустили десятки цифровых
продуктов, общая аудитория которых превышает 6,5 млн человек», - считает главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений
Настрадин.
Согласно опросу, проведенному Tech Hub МФЦА среди представителей казахстанского телеком-рынка, самыми перспективными экосистемными направлениями являются продукты в области кибербезопасности, Big Data и интернета вещей.
Респонденты также отметили направления, в которых видят наибольший потенциал синергии со стартапами: Big Data, интернет вещей и финтех. В исследовании описаны десятки кейсов и сценариев сотрудничества операторов и стартапов по всему миру: AT&T, Telefonica, Deutsche Telekom и другие.
17 февраля на территории МФЦА была проведена официальная презентация исследования. В мероприятии приняли участие корпоративные партнеры исследования - Beeline Казахстан и Huawei Technologies Kazakhstan, экспертные партнеры - IDC и KPMG Caucasus and Central Asian, а также Kcell и Tele2/Altel.
Мероприятие включило в себя презентацию основных выводов исследования, а также две панельные сессии: «Экосистемы казахстанских мобильных операторов» и «Потенциал и юзкейсы 5G в Казахстане».
Ознакомиться с полной версией исследования, а также посмотреть запись официальной презентации можно по ссылке: https://corpup-telecom.aifc.kz
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.