Как необходимо реализовывать программу «Сделано в Казахстане»
Свое мнение о ситуации на рынке продовольствия и поддержке отечественных производителей высказали предпринимателиПравительство Казахстана объявило о запуске общенациональной программы «Сделано в Казахстане». Она будет реализована совместно с НПП «Атамекен». Цель – всесторонняя поддержка современного и качественного отечественного продукта на местном рынке. Особенно важна такая поддержка для производителей продуктов питания, которым очень тяжело попасть на полки крупных торговых сетей.
Внедрение Единой информационной платформы по продвижению казахстанской продукции «Сделано в Казахстане» нацелено на бесперебойное взаимодействие между казахстанскими производителями и торговыми объектами – так, чтобы казахстанский продукт получал наибольшие площади на прилавках и лучшие условия, чего сейчас, к сожалению, нет. Предполагается также повсеместное открытие специализированных магазинов «Сделано в Казахстане» с учётом международного опыта. Эти и другие меры, которые предлагается включить в программу, призваны упорядочить ситуацию на рынке и казахстанскую продукцию прекратят вытеснять из супермаркетов.
В пояснении к проекту программы отмечается «некачественная проработка» президентского поручения обеспечить безусловную поддержку отечественному продукту на рынке.
«Не выработаны механизмы поддержки фермеров для интеграции в крупные торговые сети, в том числе по наращиванию их компетенции и юридической защите их интересов. Отсутствуют меры по пропаганде покупки отечественных товаров как качественных и натуральных продуктов. Необходимо предусмотреть законодательные нормы, предусматривающие обязанность торговых сетей располагать отечественные товары на видных местах торговых полок, а также регулирование торговых надбавок и сокращение количества посредников. Особое внимание следует уделить мерам по увеличению казахстанских товаров в торговых сетях в приграничных регионах», – говорится в сопроводительном тексте к проекту программы.
Однако отечественные производители уже высказывают несогласие с тем, как чиновники видят проблему. К примеру, они категорически не согласны с тем, что нужно регулировать наценки. Вопрос, по их мнению, в том, что не должно быть дополнительных наценок со стороны торговых сетей в отношении цены на товар, таких как ретробонусы, бонусы, которые в договорах называются «услугами».
Комментируя новость о разработке программы «Сделано в Казахстане», отечественные производители подчёркивают, что приветствуют идею такой программы, но намерены активно отстаивать свои интересы при ее разработке. Но говорят, что мнения производителей разработчики программы готовы учитывать лишь формально. Например, для подготовки своих предложений в программу производителям дали всего два предпраздничных дня накануне нового года!
«Казахстан мы строим новый, но, похоже, старыми методами, - отмечает исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников. - За два дня собрать вдумчивые предложения от десятков различных производителей невозможно. Поэтому мы обращаемся к разработчикам программы в правительстве с призывом не делать документ второпях, дать время на его качественную проработку и в полной мере учесть наши интересы! Иначе программа не будет работать. Мы вместе с представителями других союзов производителей продуктов питания хотим участвовать во всех рабочих группах по подготовке текста программы «Сделано в Казахстане», так же как и в группах, которые будут работать над соответствующими поправками в законодательные акты. Мы надеемся, что программа позволит поставить наконец-то на первое место интересы отечественного производителя, а не посреднических компаний, – резюмирует Владимир Кожевников.
На продуктовом рынке страны пора навести порядок, однако к этому вопросу необходимо подойти обдуманно. Нужно учесть мнение и интересы тех, для кого она создается, фермеров, переработчиков, чтобы эта программа работала. Проблема, о которой давно говорят казахстанские производители продовольствия: для торговых сетей главное – низкая закупочная цена, а не качество продукта. Большим супермаркетам неважно, казахстанский товар или нет, для них главное – закупить его по максимально низкой цене. Казахстанские производители говорят, что нацелены на производство качественного товара, соответствующего всем стандартам, и возлагают надежду на то, что государство поможет им поставить в приоритет именно отечественные товары. И они не готовы отдавать свою продукцию в сети по бросовым ценам.
– Мы очень надеемся, что принятие программы «Сделано в Казахстане» стимулирует развитие отечественного производства, создаст для казахстанской пищевой отрасли лучшие условия и защитит её от недобросовестной конкуренции, - говорит заместитель исполнительного директора Ассоциации мясоперерабатывающих предприятий Казахстана Юлия Нам.
В течение последнего года переработчики мяса, молока и другие крупные объединения в казахстанском пищепроме провели целый ряд круглых столов и конференций о ситуации на рынке. Юлия Нам, в частности, отмечает, что казахстанские мясоперерабатывающие предприятия загружены менее чем на половину мощности, и с каждым годом развиваться и выдерживать конкуренцию с иностранными производителями становится все сложнее. А ведь еще лет 10-15 назад производства работали на полную мощность. Теперь же российские и другие производители работают на полную мощность, беспрепятственно импортируя товары в Казахстан, тогда как наши соседи различными способами защищают свой рынок, что «хорошо» прочувствовали на себе наши производители при экспорте своей продукции. Серьезную нагрузку также создает нерегулируемая государством проблема взимания торговыми сетями ретробонусов и прочих навязанных услуг. Все это в совокупности тормозит развитие отечественного производства, что по цепочке влечёт за собой проблемы не для ограниченного круга представителей бизнеса, проблемы социального характера.
Это ненормальная ситуация, отмечают отраслевики, ведь предприятия страны должны быть в приоритете для государства.
Как говорит президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева, нельзя рассматривать реализацию отечественной продукции как продажу только через торговые сети. В этом должны участвовать торговые рынки, частные интернет-магазины и магазины «у дома», которые можно объединить в единую логистическую систему с производителями, переработчиками и транспортниками, которые смогут составить конкуренцию любым торговым сетям. Благодаря программе «Сделано в Казахстане» должно стать выгодным производство и реализация в республике именно отечественного продукта. Кроме того, задача программы – поддержать местный малый и средний бизнес. Местные рынки, мелкие магазины «у дома» нацелены на реализацию именно отечественных продуктов, выпускаемых малыми партиями, отдельными фермерами. Но они вытесняются с рынка торговыми сетями, которые в последние годы заняли исключительно доминирующее положение на продовольственном рынке страны.
По их словам, из-за того, что торговые сети отказываются покупать отечественный товар, отдавая предпочтение дешёвому импорту, казахстанским предприятиям приходится сокращать объёмы выпуска. А сокращение производства ведёт к потере рабочих мест и налоговых отчислений, отмечает председатель Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников. Предприятия вынуждены сокращать персонал, увольнять работников, падают выплаты в госбюджет. В целом производство отечественных продуктов питания повсеместно деградирует именно из-за отсутствия системной стратегии протекционизма и здорового потребительского патриотизма. Кроме того, страдает продовольственная безопасность страны. Ведь если значительную часть продовольствия (а по многим товарным позициям – большинство) составляет импорт, то это несёт прямую угрозу, особенно в текущей сложной геополитической обстановке, когда в силу непредсказуемых внешних факторов поставки могут быть прерваны в любой момент, а неадекватные скачки цен станут обычным явлением.
Очевидно, что такую стратегическую сферу как продовольствие нельзя отдавать на откуп нерегулируемому рынку, где всё определяется коммерческими интересами частных собственников торговых сетей. Полное отсутствие контроля, игнорирование баланса интересов торговли, производителя и потребителя недопустимы. Поэтому во всем мире вопросы отечественного производства продовольствия строго регулируются.
«Можно привести много примеров таких программ, скажем, широко известный швейцарский проект «Swiss made». В рамках данных программ на всех уровнях рынка, в том числе и в сфере торговли на уровне муниципалитетов, обеспечивается приоритет отечественного товара. И это здоровый протекционизм, нацеленный на поддержку государством собственной экономики и гармонизацию взаимоотношений участников рынка, – отмечает президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.