Что важно знать предпринимателям об открытии бизнеса в Узбекистане

О юридических нюансах рассказала эксперт компании Делойт

В последние годы все больше казахстанских предпринимателей расширяют бизнес и выходят на рынок Узбекистана. В статье мы рассмотрим важные особенности законодательства этой страны.

В первую очередь нужно определить, какая форма присутствия будет наиболее подходящей для ведения бизнеса в Узбекистане. Зарубежные компании могут вести деятельность в РУ через создание таких юридических лиц, как: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, либо через другие формы присутствия, такие как представительство или постоянное учреждение. Несмотря на то, что законодательством Республики Узбекистан не установлены какие-либо ограничения для открытия филиалов иностранными юридическими лицами, из-за отсутствия четкой регламентации в нормативных актах на практике открытие филиала иностранным юридическим лицом является невозможным. Самой распространенной формой открытия бизнеса на территории Узбекистана является ООО.

В первую очередь для регистрации общества необходимы учредительные документы устав и учредительный договор (в случае количества учредителей от двух и более) на узбекском языке. В уставе должен быть определен размер уставного капитала. Он устанавливается в национальной валюте, однако вклады денежных сумм могут производиться в иностранной валюте. Впрочем, вкладом в уставный капитал могут быть не только денежные средства, но и ценные бумаги, вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.  Здесь интересным является то, что в отличие от Казахстана, где прямо запрещено увеличение уставного капитала посредством зачета требований к участнику, в Узбекистане такого запрета нет и на практике можно зачесть в счет уставного капитала долг перед учредителем.

Срок, в который должен быть сформирован уставный капитал, не должен превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Несформирование заявленного уставного капитала общества в течение года может привести к его ликвидации, поскольку возможность доплаты по истечении данного срока не предусмотрена.

На практике в большинстве случаев для управления обществом формируют единоличный исполнительный орган, а именно назначают директора. Решение о назначении директора принимается единственным участником или общим собранием участников общества на срок, определенный в уставе. Директором может быть назначен и иностранный гражданин. В таком случае он должен будет получить подтверждение на право трудовой деятельности в течение 3 месяцев после назначения на эту должность. Согласно изменениям в законодательство в 2022 году, по решению общего собрания участников полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору другой коммерческой организации – доверительному управляющему. Также на аутсорсинг может быть передана и бухгалтерская работа.

Трудовые отношения между работодателем и работником являются основой деятельности любой компании. С каждым сотрудником заключается трудовой договор в соответствии с законодательством, а трудовые книжки работников ведутся в электронной системе министерства занятости и трудовых отношений – трудовой договор подлежит регистрации в системе непосредственно при его заключении. Санкции за несвоевременную регистрацию не предусмотрены.

Несмотря на то, что выпуск бумажных трудовых книжек прекращен с 2020 года, понятие бумажной трудовой книжки оставлено в новой редакции Трудового кодекса, вступающей в силу в апреле 2023 года. Из этого следует, что работодателям следует вести бумажные трудовые книжки, которые были выпущены до 2020 года.

При трудоустройстве иностранного гражданина возникает ряд дополнительных вопросов и правил. Чтобы работать на территории Республики Узбекистан на законном основании, иностранный гражданин должен получить подтверждение на право трудовой деятельности. Как правило, трудовое подтверждение выдается сроком на 1 год, а отдельным категориям специалистов – до 3 лет. После получения разрешения нужно заключить трудовой договор на срок, не превышающий срок разрешения на работу. Из этого вытекает, что заключение бессрочных трудовых договоров с иностранными гражданами невозможно. Для выплаты налогов в Узбекистане всем иностранным сотрудникам необходимо также получить ПИНФЛ – персональный идентификационный номер физического лица. Иностранные граждане должны пройти временную регистрацию в районном отделе миграции. Невыполнение какого-либо из перечисленных требований чревато штрафами как для компании, так и для сотрудника.

Стоит отметить, что в Республике Узбекистан предусмотрен безвизовый режим на неограниченный срок для граждан Казахстана, России, Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Азербайджана и Молдовы. Для граждан ряда европейских стран, Турции, Кореи и других установлен безвизовый режим сроком до 30 дней. После истечения 30-дневного срока иностранный гражданин должен выехать и имеет право заехать вновь.  Несмотря на то, что данным режимом прямо не предусмотрено ограничение на осуществление трудовой деятельности, все же это не рекомендуется, поскольку для работы предусмотрен отдельный режим на основании подтверждения на право трудовой деятельности.  Гражданам, в отношении которых не действует безвизовый режим на неограниченный срок, необходимо сначала получить визу – на практике на данной стадии большинство работодателей получают деловую въездную визу (В-2). Деловая виза выдается сроком до 1 года временно находящимся в стране представителям деловых кругов. В дальнейшем, после получения подтверждения, возможно получение рабочей визы (E) на срок действия подтверждения.

При открытии общества с иностранным элементом необходимо учитывать ряд правил валютного регулирования. Так, запрещается производить расчеты в иностранной валюте за товары и услуги на территории Узбекистана, за исключением расчетов международными платежными картами в соответствии с международной практикой. Запрещается также привязывать цены на реализуемые на территории страны товары и услуги к иностранным валютам и условным единицам. Привязка разрешена в исключительных случаях, в инвестиционных договорах и договорах государственно-частного партнерства с Правительством Узбекистана. 

Для зарегистрированных в Узбекистане юридических лиц установлены ограничения, связанные c получением и привлечением иностранных займов. О займах, полученных от иностранных лиц, необходимо уведомить Центральный банк, а предоставление займов иностранным юридическим лицам возможно только при наличии соответствующего постановления президента, кабинета министров или международного договора.

Валютные средства можно приобретать в банках Узбекистана только при наличии основания для использования – в заявлении на покупку иностранной валюты в обязательном порядке указывается цель покупки иностранной валюты и предоставляются документы, подтверждающие операции с иностранной валютой. Если купленная валюта не используется в течение 7 рабочих дней, ее необходимо продать обратно банку. При покупке иностранной валюты для репатриации прибыли, дивидендов и других доходов иностранных инвесторов обслуживающие банки имеют право запросить дополнительные документы, подтверждающие подлинность этих операций.

Государственные органы проводят мониторинг обоснованности произведения международных валютных операций. Информация о транзакциях, имеющих определенные законодательством признаки, передается коммерческими банками государственным органам на рассмотрение.

Особое внимание в законодательстве уделено регулированию внешнеторговых договоров – экспортных, импортных или бартерных, заключенных между нерезидентом и резидентом Узбекистана. Внешнеторговый контракт выражается в иностранной валюте.  Такие договоры, равно как инвойсы и акты импорта/экспорта услуг по ним, должны быть зарегистрированы в электронной системе внешнеторговых операций. Законодательством также установлены строгие требования к содержанию договоров, при отсутствии требующихся разделов могут возникнуть проблемы с проведением и получением трансграничного платежа.

Для совершения сделок, осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки на территории Узбекистана может использоваться электронный документооборот. Для осуществления электронного документооборота необходимо получение электронной цифровой подписи (ЭЦП). ЭЦП в Узбекистане применяется для подачи налоговой отчетности, использования электронного портала государственных услуг, подписания электронных документов и договоров. ЭЦП выдается аккредитованными в законодательном порядке центрами сроком на два года. Согласно нововведениям в законодательство, с 2023 года иностранным физическим и юридическим лицам предоставлена возможность получить ЭЦП в консульских учреждениях Узбекистана за рубежом. 

Если учесть все актуальные требования законодательства, выход на рынок Узбекистана может стать серьезным шагом для развития и расширения бизнеса.

Айгерим Ержан, старший менеджер департамента налогов и права компании «Делойт»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤