Как изменятся условия по проектам ГЧП

Если объект остается в частной собственности, государство не будет компенсировать инвестзатраты

Сверхприбыль проектов ГЧП будет снижена. Если объект остается в частной собственности, государство не будет компенсировать инвестзатраты. Вводится софинансирование не более 30% от инвестиций для проектов более 1,5 млн МРП.

Депутаты сената обсудили законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений главы государства». Министр национальной экономики Алибек Куантыров рассказал о поправках, которые касаются проектов государственно-частного партнерства, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Для снижения сверхмаржинальности и обеспечения сбалансированного распределения рисков по проектам ГЧП между государством и частным сектором предлагается:
– исключить выплату компенсации инвестиционных затрат по проектам, в которых объект остается в частной собственности, а также если объект ГЧП передается частному партнеру в доверительное управление и он сможет извлекать коммерческий доход;
– ввести ограничения по софинасированию – только для проектов более 1,5 млн МРП при этом софинасирование не более 30% от инвестиций;
– установить барьер для участия субъектов квазигосударственного сектора в качестве частных партнеров.

«Для реализации поручения по обеспечению прозрачности и конкурсности, для усиления борьбы с коррупцией предусматривается внедрение принципа открытости и прозрачности процесса планирования и реализации проектов ГЧП, цифровизации процедур, а также введение конкурсных процедур реализации частной инициативы. Прямые переговоры с потенциальным частным партнером предлагается оставить только по решению правительства для уникальных проектов, которые предполагают трансферт технологий», - уточнил он.

Для исключения монополизации при реализации проектов ГЧП предусматривается их обязательное согласование с антимонопольным органом.

«Для исключения обхода процедур государственных закупок предлагается ввести отличительный критерий проектов ГЧП – обязательное объединение в проекте двух стадий: создание и эксплуатация объекта частным партнером», - отметил министр национальной экономики.

Напомним, президент на расширенном заседании правительства летом 2020 года отметил, что более 90% стоимости проектов ГЧП составляют обязательства государства, и около 30% выплат предстоит в ближайшие годы. На встрече с представителями бизнеса 21 января 2022 года Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость перезагрузки механизма государственно-частного партнерства для привлечения в страну инвестиций.

«Сегодня этот механизм, по существу, стал инструментом обхода процедур государственных закупок. На бюджет перекладываются все предпринимательские риски. Необоснованно предоставляются сверхльготы и сверхмаржинальность. Обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансированно распределяться между инициаторами и государством», - сказал президент.

Обязательства государства по проектам ГЧП составляют около 2 трлн тенге.

«Внедрение государственно-частного партнерства изначально было задумано как инструмент для снижения нагрузки на бюджет, развития предпринимательства с соблюдением принципа сбалансированности по взаимовыгодному распределению обязательств между государственными и частными партнерами, привлечения инвестиций в экономику государства. Однако существующая модель ГЧП всегда вызывала критику, поскольку на самом деле реальной разгрузки бюджета не происходило, и подтверждение этому - сложившийся на сегодня объем государственных обязательств по проектам ГЧП в сумме порядка 2 трлн тенге», - сообщил в содокладе депутат сената Нурлан Бекенов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤