Яблоко как национальный бренд
Чтобы рынок был стабильным, нужна полная производственная цепочка, говорит директор компании Apple bee Олжас СванбаевВ 2019 году предприниматель Олжас Сванбаев взял управление семейным яблочным бизнесом в свои руки. Пригодились финансовое образование и опыт работы в ретейле. Остальному пришлось учиться на ходу. Заморозки и неурожай, пандемия и карантин, резкая девальвация, шоковый рост цен на удобрения и нарушенная логистика из-за антироссийских санкций. Для трех последних лет вызовов и испытаний более чем. Впрочем, за то же короткое по меркам яблочного бизнеса время площадь садов увеличилась в 3 раза, а урожай в 10! Компания вышла на рынок России и планирует расширить географию экспорта, а также построить собственное фруктохранилище для растущих объемов урожая. В компании говорят, что выращенные в Алматинской области яблоки в перспективе найдут своих потребителей далеко за пределами Казахстана. У местных фермеров есть необходимые компетенция и видение развития отрасли. А идея президента Касым-Жомарта Токаева сделать яблоки национальным брендом «найдет плодородную почву». В этом году компания Apple bee вырастила и собрала рекордный урожай. Директор компании Apple bee Олжас Сванбаев нашел время подвести итоги сезона, рассказать историю развития своего производства и поделиться идеями развития отрасли в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
Как яблоневый сад «принес шишки»
- Выращивать яблоки мы решили еще в 2013 году. На тот момент был участок 3 га под Алматы. После консультаций со специалистами приняли решение посадить сад по современной интенсивной технологии. От классического сада интенсивный отличается бОльшим количеством деревьев на гектар, за счет высадки яблонь на карликовом подвое и применения опорно-шпалерной системы и системы капельного орошения. Это особые сорта саженцев, которые имеют компактную корневую систему и невысокую крону. В интенсивном саду количество саженцев на один гектар может достигать 5 000 единиц, в традиционном от 300 до 800 деревьев. В зрелом интенсивном саду при соблюдении всех технологических и агрономических правил урожай достигает более 50 тонн яблок с 1 гектара. Эти цифры вдохновляют, но реальность часто отличается от того, что ты слышишь или читаешь.
На участке, где мы посадили первый сад на протяжении всего лета шел град, который повреждал деревья и уничтожал плоды. Операционные издержки показали нерентабельность такого небольшого сада. Мы тогда в прямом смысле набили шишки, но и сделали соответствующие выводы, которые позволили исключить ошибки при расширении. В результате мы приняли решение искать новый участок бОльшей площади, где будут подходящая для выращивания яблок почва, качественная вода, достаточно солнца, благоприятные климатические условия и, главное, люди, которые имеют опыт работы в саду.
В итоге выбрали участок земли выше Чилика в предгорье Заилийского Алатау. Сначала купили 15 гектаров, потом расширили до 34. В 2016-2018 годах всего посадили 83 тыс. саженцев, которые купили в местном питомнике, созданном американскими специалистами. Они консультировали нас в тот период, как правильно ухаживать за деревьями и взращивать сад. Первый товарный урожай сад дал только в 2019 году, так как в течение двух лет формировалась крона деревьев. Европейцы работают по-другому – урожай собирают уже во второй год. Но американцы убедили нас, что деревья в первые три года нужно подготовить, чтобы они смогли приносить хороший урожай на длинной дистанции. Спешка в этом вопросе пойдет только во вред. В итоге в первый год собрали примерно 120 тонн или около трех тонн с гектара. Это немного, но это было только начало.
Время и деньги
Вырастить и в срок собрать урожай – это серьезный вызов, но после этих этапов наступает следующий. Важно реализовать яблоки с минимальными потерями и по хорошей цене, чтобы окупить затраты и получить прибыль, а это непростая задача с учетом отсутствия фруктохранилища, которое дает возможность продавать яблоки круглый год, но это серьезные затраты, которые оправданы, если у тебя большой объем и фруктохранилище принадлежит тебе.
У меня был опыт в ретейле – в нулевых я работал в представительстве Panasonic в Казахстане и Центральной Азии и занимался дистрибуцией и построением продаж. Но продавать бытовую технику и оборудование совсем другое, чем продавать яблоки. Это совершенно разные товары, технологии продаж и рынки сбыта, а главное – фактор скоропорта. Необходимо выстроить четкие процессы и планирование во избежание потерь.
100 тонн по меркам нашего сада – небольшой урожай. Не было достаточно времени и опыта разобраться с реализацией. Скажу откровенно, тогда пошли по пути наименьшего сопротивления и продали яблоки оптовым покупателям, которые приезжают и забирают яблоки прямо из сада. При этом они диктуют свои условия и дают минимальную цену. Хорошо заработать в тот год не получилось, но мы смотрели на перспективу и начали подготовку к новому сезону.
«В пандемию открылись новые возможности...»
- В 2020 году мы столкнулись с новым вызовом – когда Казахстан, как и весь мир, накрыла пандемия. Алматы закрылся на карантин, бизнес встал. В самом начале карантина обсудили ситуацию с коллегами. Состоялся серьезный разговор и в результате приняли решение, что действовать надо быстро, и я полностью возьму управление садом на себя. В итоге мы почти не находились в карантине в Алматы. Получили разрешение выехать из города и направились на участки. К моменту объявления локдауна мы еще не законтрактовались по средствам защиты растений, удобрениям, которые импортируются из Европы, России, Украины, но благодаря оперативности партнёров нам удалось быстро решать вопросы изменения логистики и «вытащить» фуры, которые были в пути, чтобы груз не заезжал в Алматы, а сразу направлялся на сады. Иначе они могли просто застрять, не доехав до сада.
В том году я глубже погрузился в изучение яблочного бизнеса, много читал о технологиях и лучших мировых практиках, которые сразу старались внедрять вместе с командой. У большинства людей выращивание яблок больше ассоциируется с любительским садоводством – небольшой участок с домиком, цветущие яблони с развесистыми ветками, в тени которых можно устроить пикник, осенью в садах пахнет апортом, идет сбор урожая, базар и фермерские ярмарки. Это миф или сказка. Традиционный садовый участок и интенсивный сад на 50 – 100 гектаров – это как небо и земля.
- Мы не занимаемся апортом, так как нет практики выращивания его на коммерческой основе. У нас сейчас растет 12 сортов яблок, в основном американские и европейские сорта, но также есть один сорт местной селекции - Шахида. Сезон сбора урожая, примерно 20 июня, открывает ранний сорт – Quinte (Квинти). Дальше сорт за сортом созревает, таким образом, идет постоянный сбор урожая и реализация. Осенью плодоносят Gala, Red delicious, Golden delicious, Star crimson, Jeromine, Fuji. Последние сорта самые поздние, их можно долгое время хранить и хорошо продавать зимой и весной вплоть до нового урожая. В промышленных объемах яблоки хранятся до одного года в специальных фруктохранилищах, которые используют технологию регулируемой газовой среды. Для поддержания оптимальных значений температуры и влажности в камерах хранения создается режим, при котором замедляются жизненные процессы в плоде, если говорить проще, старение или порча. Таким образом, продукт сохраняет не только товарный вид, но и свои изначальные вкусовые качества. Мы пока арендуем фруктохранилище у другого крупного производителя яблок, но обязательно будем строить своё. Эта задача стоит в плане развития компании.
- Еще пример того, что выращивание яблок в промышленных объемах - это очень технологичный и трудоемкий бизнес. Как только проходит цветение и опыление, если возвратные морозы не ударят, наша задача – сбить цветок, ведь для наиболее качественного урожая нам надо убрать 900 цветков и завязей и оставить только 100. Вот они – это будущие плоды. Этот сложный процесс обеспечивает качественные плоды одинакового цвета и калибра. Можно оставить больше цветков и получить больше яблок с одного дерева. Но качество будет не тем. Кроме того, яблоня очень много сил отдает, когда плодоносит. Плоды забирают много сахара, и если яблоню перегрузить, то на следующий год она будет отдыхать и не даст урожай. Поэтому важно определенный баланс соблюдать. На наших деревьях мы следим, чтобы плоды на расстоянии около 10 см друг от друга располагались. Это как елку игршками наряжать. Нельзя на одну ветку повесить 5 шаров, а на соседнюю только одну игрушку.
- Несмотря на трудности, связанные с пандемией и карантином, в 2020 году собрали уже 500 тонн яблок или примерно 17 тонн с гектара. Когда в июне-июле карантинные меры смягчились, стало полегче, торговля, бизнес ожили, сработал так называемый отложенный спрос. В том году мы продали значительный объем урожая крупным торговым сетям. Из-за пандемии границы были закрыты, цепочки поставок не работали. Был запрос на отечественные яблоки. Мы договор подписали, зафиксировали условия и законтрактовали объем, им было выгодно, чтобы мы хранили его и поставили им зимой. В итоге в 17 городов по Казахстану продали урожай. Сейчас можно сказать, что в пандемию открылись новые возможности.
«Когда хорошо производителю, потребитель будет доволен...»
- После завершения сезона в 2020 году мы сделали пересчет финансовой модели бизнеса и поняли, что 34 гектара будет недостаточно для строительства собственного фруктохранилища. Нужен дополнительный объем урожая, чтобы обеспечить полный цикл производства. По нашим оценкам, средняя площадь сада на уровне 50-100 гектаров с собственным фруктохранилищем – это взвешенная модель бизнеса, которая обеспечивает стабильное производство яблок и прибыль. Своих средств на строительство сада такого объема не хватало, обратились в Аграрную кредитную корпорацию и получили дополнительное финансирование. Мы докупили еще 66 гектаров. Сейчас ведем с корпорацией переговоры о финансировании строительства фруктохранилища. Это закономерная необходимость, потомучто в этом году мы получили больше 1 000 тонн урожая, но определенный объем потеряли на реализации. Все фермеры хороший урожай получили, яблок в сезон было много. Спрос не изменился, а предложение значительно выросло. Местный рынок такой объем не переварил, реализаторы не могли продать много и быстро, пошел откровенный демпинг цен. Это хорошо для покупателя, но плохо для производителя. При этом цена, которую нам давали, была ниже себестоимости, ведь издержки выросли по всем статьям. В этом году цена была невысокая, но в следующем она, скорее всего, вырастет, потому что многие фермеры понесли потери. Такие годы выкашивают многие небольшие хозяйства. Соответственно недоинвестирование будет, недопроизводство. Чтобы рынок был более-менее стабильным, нужна полная производственная цепочка. Необходимо выращивать хорошие саженцы, яблоки, которые можно долго хранить, нужны современные хранилища в достаточном количестве, и тогда не будет резких колебаний цены. Это в интересах и покупателей, и производителей.
- Сейчас происходит серьезная трансформация рынка. В 2020 году из-за пандемии была нарушена цепочка поставок по всему миру, соответственно были хорошая цена и рост. В 2021 году спрос на яблоки снизился из-за хорошего урожая в России. В этом году из-за санкций импорт яблок из Польши и Молдовы в Россию резко упал. В этом году большой урожай в Казахстане уронил цены здесь, но не в России. Нас в этом году хорошо выручили контракты с российскими торговыми сетями, которые мы подписали весной уже после введения санкций. Договорились напрямую поставлять свои яблоки в Сибирь и в Уральский регион. На российский рынок мы уже вышли с новым брендом – Almatau, чтобы подчеркнуть нашу уникальность как производителей настоящих алматинских яблок. Новые рынки открываем для себя. Выгода взаимная. Российская сеть получает относительно недорогое из-за курса тенге-рубль и качественное яблоко. При этом логистика довольно простая. Правда о процедуре так не скажешь. Много документов, разрешений, сертификатов необходимо получить для экспорта яблок. Вроде границы нет между странами-членами Таможенного союза и ЕАЭС, но она есть.
- Я часто задумываюсь, вот у меня есть штат бухгалтеров, я сам экономист по образованию, мы знаем, как построить эффективную финансовую модель бизнеса, планируем развитие на средне и долгосрочную перспективу, большими объемами управляем, привлекаем финансирование, в том числе от государственных институтов, выходим на рынки соседних стран. А как простой фермер, у которого небольшой сад и ограниченные ресурсы, работает? Как ему развивать производство? Ведь ему самому приходится заниматься всем – от работы в поле до реализации. Зачастую мелкие фермеры не могут получить финансирование с учетом текущих требований финансовых организаций или элементарно им не хватает знаний, чтобы разобраться в мерах господдержки, подать онлайн-заявку на субсидирование, застраховать урожай от заморозков.
По моему мнению, однажды мы придем к тому, что будут кооперативы, когда мелкие фермеры объединятся, чтобы производить большой объем яблок, а крупные компании возьмут на себя вопросы финансирования, хранения, переработки и экспорта казахстанских яблок и соков на новые рынки – Ближний восток, в Юго-Восточную Азию. Такая практика успешно работает в той же Италии, которая является одним из крупных в мире производителей яблок.
Президент Касым-Жомарт Токаев, когда посещал в октябре Алматинскую область, предложил сделать яблоки национальным брендом Казахстана. Эта идея, конечно, вдохновит производителей. Думаю, кроме уникальной земли и климата, качественных яблок для ее реализации есть самое главное – это люди, фермеры с опытом и крупные компании с высокой компетенцией и видением, как развивать отрасль.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.