Динара Искакова: Наш мир меняется – и автомобили тоже
Глава Orbis Auto о предпочтениях покупателей, истории компании и планах на будущееАвтомобильный дилер Orbis Auto – достаточно молодая и прогрессивная группа компаний. За 10 лет своей работы в Казахстане она сумела развить широкий портфель брендов. Orbis продает и обслуживает в нашей стране 11 сильных мировых автомобильных марок, а также построила широкую дилерскую сеть – это 27 дилерских центров в 11 городах. Группа является крупнейшим импортером автомобилей в РК и входит в топ-3 автодилеров страны.
Orbis Auto – семикратный победитель международной престижной премии ICHIBAN – строит современные дилерские центры по последним стандартам мировых автобрендов, придерживаясь высочайшего качества обслуживания. На вопросы издания в связи с десятилетием компании ответила генеральный директор Orbis Auto Динара Искакова.
- Динара, автомобильный рынок Казахстана всегда был высококонкурентным, даже десять лет назад, когда Orbis Auto начинала свою деятельность. Что нового и интересного вы смогли тогда предложить автопроизводителям, которые подписали с вами дилерские контракты, и потребителям, которые начали активно посещать ваши автосалоны?
- Производителям мы предложили инвестировать в дилерские центры. А также лучшие локации для дилерских центров в крупнейших городах страны. Главное – мы показали готовность к обучению, к освоению лучшего передового мирового опыта.
Первый бренд, с которым мы входили в автобизнес, – Toyota. Мы получили контракт на дилерство этой марки в Костанае в сентябре 2012 года. Быстро и качественно обучили персонал обслуживанию автомобилей и стремились обеспечить самый высококлассный сервис нашим клиентам. Даже рутинную, казалось бы, процедуру выдачи автомобиля клиенту сделали уникальной, это напоминало какой-то маленький праздник.
Наше стремление совершенствоваться по всем направлениям позволило дилерскому центру «Тойота Костанай» уже на второй год своего существования получить престижную премию ICHIBAN – это означало, что мы стали одним из 45 победителей среди 2500 дилеров из 33 стран мира.
Основываясь на этом опыте, мы развивались далее, демонстрируя нашу способность работать, четко выполнять вcе планы и превосходить ожидания. Представители концерна Toyota, видя это, понимали, что мы – хороший, серьезный партнер. В результате мы постепенно начали получать другие дилерские контракты.
- Сложно завоевать доверие столь престижного бренда?
- При выборе потенциального партнера все современные автопроизводители прежде всего анализируют его действующий бизнес, оценивают, как вы работаете, каков уровень продаж, какие отзывы, какой у вас опыт на этом рынке. Когда мы начали сотрудничество с Volkswagen, они тщательно изучали наш опыт, смотрели, как мы работаем с брендами, что о нас говорят, каковы отзывы партнеров. Опыт, который ты уже имеешь в действующих дилерских центрах, для автопроизводителей имеет определяющее значение.
- И с Exeed было так же?
- Exeed пошел именно к нам, потому что китайская корпорация видела наши результаты. Например, мы взяли Toyota и успешно развиваем этот бренд вот уже 10 лет, мы взяли Volkswagen и придали этому бренду новый виток развития в Казахстане: построили два новых дилерских центра в Алматы и Астане, реконструировали по новым стандартам дилерские центры в Атырау и Уральске.
- А в успешном продвижении автомобильных брендов ключевое значение имеет именно подход к потребителю?
- Безусловно. Мы изначально ставили перед собой задачу, чтобы каждый клиент обязательно к нам возвращался. Чтобы ему нравилось, и он был нашим лояльным клиентом и мог порекомендовать наши услуги своему окружению. Я до сих пор имею постоянных клиентов, которых лично консультирую при выборе автомобиля уже на протяжении 18 лет. Люди ведь не покупают автомобили каждый день. Это очень ответственное приобретение, и это всегда осознанный выбор, к которому подходят взвешенно и обдуманно. И, конечно же, большую роль играет процесс владения автомобилем, его сервисное обслуживание. Здесь важны не только качественный ремонт и техническое обслуживание, но и рутинные детали: процесс записи на сервис (насколько это удобно и быстро), процесс ожидания автомобиля в дилерском центре, возможность посетить дилерский центр с ребенком, перекусить здесь и так далее.
Очень важно не забывать о клиенте после продажи автомобиля. Если у потребителя возникают какие-то вопросы по гарантии, нужно с уважением отнестись к его заявлениям и требованиям, экономить его время и решать проблемы максимально эффективно и комфортно для него. По возможности – в самые сжатые сроки.
- Несколько слов о принципах работы, о миссии вашей компании. Чего вы как участник рынка хотели бы достичь?
- Принципы компании просты: честность, гибкость, умение адаптироваться к ситуации на рынке. В первую очередь мы исходим из того, что это должно быть добросовестное, честное партнерство. Партнерство не только по отношению к производителю, с которым мы работаем, но и к клиенту.
Мы хотим расширить портфель наших брендов и сегодня ведем переговоры с несколькими западными брендами о возможности сотрудничества в Казахстане. Также рассматриваем возможности расширения реализуемой в наших центрах модельной линейки тех брендов, которые уже представляем.
Мы активно развиваемся на протяжении вот уже 10 лет и не хотим сбавлять темп. Хотим за следующие 10 лет вырасти как минимум в два раза.
- Компания работает на рынке уже 10 лет, и эти годы были, пожалуй, самыми насыщенными в истории казахстанского автомобильного рынка. Он стремительно менялся, эволюционировал, рос. Какие самые яркие и значимые события на рынке за минувшее десятилетие вы бы выделили?
- Вывод на рынок каждого бренда, строительство и открытие каждого дилерского центра является значимым событием для нас. За этот период мы открыли 27 дилерских центров в 11 городах Казахстана. Вывели на рынок такие бренды, как Hino, Cadillac, Exeed, Geely. Строительство и запуск каждого из 27 автоцентров – веха в нашей жизни, как и получение новых дилерских контрактов с автопроизводителями. Трудно сегодня сказать, какие из этих событий были значимей. Все они одинаково важны и ценны для нас. Без всех этих этапов нашего развития не было бы того, чем сейчас является Orbis Auto.
- Сейчас в портфеле вашей компании 11 автобрендов. По какому принципу вы формируете этот портфель, есть ли здесь определённая стратегия? Вы предварительно выделяете бренды, которые вам интересны, либо готовы работать со всеми, кто производит машины достойного качества?
- Мы анализируем рынок. В первую очередь оцениваем, как себя бренд чувствует на мировом рынке. Затем изучаем, как он воспринимается в Казахстане. Какой конкретный нишевой продукт, с учётом специфики нашего рынка и предпочтений наших потребителей, он производит в первую очередь. Важно также знать, какие профессиональные отзывы об этом продукте существуют в отрасли. Кроме того, значима стратегия бренда. Одни производители работают быстро: зашли, посмотрели, мало продаж – ушли. Другие не спешат, работают «в долгую», планируют на долгосрочную перспективу.
Мы также анализируем, какой модельный ряд существует. Насколько часто производитель его обновляет, и вообще – соответствует ли продукция текущим глобальным тенденциям? Какие запросы и интересы потребителя имеют для данного производителя значение?
И самое главное – какая у данной автомобильной корпорации гарантийная политика. Как данный производитель, продав клиенту автомобиль, далее в процессе эксплуатации вёл себя со своими потребителями. Это очень важно. Мы обращаем внимание не только на такие факторы, как условия заводских гарантий, но и на поставки запчастей и аксессуаров, их цены, сроки доставки. Мы анализируем статистику обращений по гарантии, изучаем, как бренд решает те или иные вопросы в рамках гарантийного обслуживания.
- Вернемся к вашему десятилетию: это ведь немалый срок. Расскажите, как менялись предпочтения потребителей за это время? Что покупатель нового авто хотел 10 лет назад и что хочет сейчас?
- 10 лет назад потребитель был более консервативным в выборе автомобиля. Сейчас казахстанцам интересны модели с технологическими опциями. Также растёт предпочтение автомобилей SUV-класса. Наблюдается тенденция к снижению объёмов двигателей, потребители не жаждут больших объёмов. Кроме того, потребители изменили предпочтения по цвету авто. Доля черно-белых авто снижается, а доля ярких цветных - растет.
Еще раньше потребитель «уважал» только определенную марку, что называется – прикипал к ней душой (кто-то предпочитал годами ездить только на Toyota, кто-то – только на Nissan и т. д.), а сейчас с одного автобренда на другой люди пересаживаются легче.
- А чем это можно объяснить?
- Поколение подросло более молодое, более гибкое. И мир в целом сейчас – тоже более гибкий, изменчивый. Сегодня большинство потребителей – это поколение 35-летних и моложе, они смотрят именно на оснащение по электронике.
- Вы упомянули о смене предпочтений в цвете машин, а кто задает тренд ярких авто? Производители?
- Нет. Производители ориентируются на потребителя. Раньше в основном было только черное, белое и «серебро». А сейчас есть другие, достаточно яркие цвета, и они актуальны. Синие машины любят, зеленые машины любят. В наше время люди хотят отличаться. Раньше был принцип «купи и затеряйся в толпе». Теперь – «купи и выделись».
- Ваши прогнозы по развитию авторынка Казахстана на следующие 10 лет? Будет ли в республике массовый рынок китайских автомобилей? Пересядем ли на электромобили?
- Очевидно, что в следующие 10 лет авторынок Казахстана будет расти. Потенциал роста продаж есть, потому что после кризиса 2015 года автомобильный рынок еще не вернулся к тому объему, который мог бы быть. Мы видим, что спрос высок, заказы идут с опережением, то есть мы продаем автомобили в условиях некоторого дефицита. И если не случится катаклизмов с глобальной девальвацией и тому подобным, то рынок новых автомобилей в Казахстане продолжит стабильный рост.
Что касается китайских машин, то сейчас китайские производители очень активны не только на нашем рынке, но и глобально. Появление китайских автомобилей на наших дорогах – это не региональные, а общемировые тенденции. Также сказывается, что Казахстан граничит с Китаем, то есть логистика доступна в срок. Производство и получение автомобиля на стадии дилера может составлять один месяц. В текущей геополитической ситуации логистика играет важную роль в цепочке поставок. Китайцы имеют большое будущее на нашем автомобильном рынке. И тенденция роста продаж «китайцев» будет активно развиваться.
Что же касается электромобилей – за ними будущее. Люди очень активно сейчас в эту сторону смотрят. Тем более – молодое поколение, которое бережно относится к окружающей среде. Инфраструктура для зарядки электромобиля пока ещё не развита в Казахстане, но она уже есть. И каждый производитель, который официально продаёт электромобили в РК (например, Audi и Porsche), вносит свой вклад в развитие этой инфраструктуры. И чем больше будет развита инфраструктура электрозарядных станций, тем больше в стране будет электромобилей.
- А сегодня вы уже продаете электрокары?
- Мы как импортер брендов Audi и Porsche продаем элетрокары. В перспективе планируем продавать электрокары от Volkswagen и Cadillac.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.