«Шин-Лайн» намерен закрыть фабрику в Бишкеке не ранее 2024 года
Глава совета директоров компании Дмитрий Докин рассказал о проблемах с логистикой, поставках сырья и планахЗавод «Шин-Лайн» в Бишкеке планируется закрыть в 2024 году, потому что через два года новая фабрика, которая находится в поселке Байсерке Алматинской области, заработает на полную мощность. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сообщил председатель совета директоров компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин.
«Мы уже постепенно начинаем переносить производственные линии из фабрики,
которая находится в Алматы, в ту, которая расположена в поселке Байсерке. Сейчас
фабрика в Алматинской области в основном работает в тестовом
режиме, запущено лишь несколько производственных линий. Устаревшие
производственные линии завода в Алматы мы не будем использовать на новом заводе, а вот европейское оборудование
не старше 2-3 лет будет передислоцировано», - подчеркивает он.
О ситуации с сахаром
Он также рассказал, что сейчас у компании нет проблем с закупкой сахара. «До того момента, как Россия ввела запрет на экспорт сахара, мы покупали этот продукт у них... После того, как в Казахстане появился дефицит сахара, мы стали приобретать его в Индии. Индийский сахар обошелся нам на 20,5% дороже, чем российский… С 1 сентября 2022 года Россия открыла «форточку» и убрала заградительные меры по экспорту сахара из своей страны. Мы связываем это с ожидаемым большим урожаем сахарной свеклы, также были остатки сахара с начала года. Российская сторона попросту не знала, куда девать накопившийся объем этого продукта. Сейчас же мы снова перешли на российский сахар», - отмечает Дмитрий Докин.
Помимо
сахара предприятие покупает в России стабилизатор, за счет которого
мороженое приобретает определенную консистенцию. С поставкой этого продукта в Казахстан были сложности.
«В 90-е годы этого продукта не было, и для получения определенной консистенции мороженого использовался картофельный крахмал. В такой развитой стране, как Латвия, до сих пор используется картофельный крахмал. Он как бы поскрипывает на зубах, но зато дешевле, чем стабилизатор. Мы же применяем европейский стабилизатор. Его мы покупали у производителя из Дании (позже его выкупили американские инвесторы, их офис находился в Москве). Но после обострения геополитической ситуации в феврале этого года американская организация принимает решение закрыть свой офис в Москве. В результате у нас появились проблемы с поставками стабилизатора в Казахстан. Знаете, немногие европейские компании имели офисы в Алматы, а вот сейчас они задумываются над тем, чтобы открыть их», - отметил Дмитрий Докин.
О нарушении логистики
Исторически, подчеркивает эксперт, Казахстан сырье и упаковку для мороженого приобретает в Китае.
«Когда в пандемию цена на упаковку в России росла, в Китае она оставалась неизменной. Но было очень проблематично ее получить. Вместо трех недель порой упаковку нам приходилось ждать 1-3 месяца. Как-то, когда мы ждали поставку печенья для изготовления мороженого из Поднебесной, контейнер с ним простоял в пробке полгода. Проблемы с поставкой образовались из-за пробки в районе Шанхая и Урумчи. И сейчас она есть, правда, не такая, как была в 2021 году. То есть проблемы с поставками продукции из Китая сохраняются», - рассказывает Дмитрий Докин.
Он подчеркивает, что компания также покупает упаковку для мороженого и в России. Но в этом году расширили список поставщиков. Как объяснил эксперт, для подстраховки от непредвиденных ситуаций, которые наблюдаются в мире.
«Многим российским поставщикам упаковки перестали поставлять краску, запчасти для оборудования из других стран (в том числе ЕС - Ред.) для производства упаковки. Поэтому мы столкнулись со сложностями, так как используем европейское сырье (в том числе упаковку - Ред.), которое ранее шло через Россию, а теперь в обход ее. Также мы срочно стали искать поставщиков упаковки в Турции, других странах (для альтернативы – Ред.)», - заметил Дмитрий Докин.
Сложившаяся ситуация, считает он, должна подтолкнуть казахстанских предпринимателей развивать производство упаковки в Казахстане. «Это шанс для них!» - считает эксперт.
«Многие предприниматели в Алматы инвестируют в открытие ресторанов, но почему-то не в типографии для производства упаковки. А мы могли бы покупать эту продукцию именно в Казахстане, а не в России, например. Мы даже готовы помогать казахстанским производителям в технологических вопросах: консультировать их, как смешивать краску и так далее. Возможно, никто не хочет инвестировать в этот бизнес средства, так как он считается сложным. Но такую упаковку технологически сложно, думаю, было производить в 90-е годы, но в 2000-х это стало проще. Например, даже в районном центре Новосибирска производят специальные емкости для мороженого. Подобное производство есть и в Омске. Почему ее до сих пор не производят в Казахстане, мне непонятно», - отмечает эксперт.
О рынке молока
Молоко, по словам собеседника, компания покупает в основном в Казахстане. «Но если нам не хватает этих объемов, тогда приобретаем его в Кыргызстане. Тем более у нас в Бишкеке есть фабрика, где мы изготавливаем масло, сухое обезжиренное молоко. Эту продукцию мы также используем у себя на производстве. Но наша бишкекская фабрика не может нас полностью обеспечить молоком, поэтому берем его также в Беларуси, потому что там профицит этой продукции. Ведь на их рынке представлено также молоко из Польши, Литвы, Латвии», - заметил Дмитрий Докин.
О выходе на рынок ОАЭ
В
компании снова подтвердили свои планы о выходе на рынок ОАЭ.
«Для этого нам необходимо получить сертификат халал. Но в этом случае себестоимость нашего мороженого вырастет, и не только на арабском рынке. В то же время, если экспорт в ОАЭ у нас будет занимать не более 1,5%, то встает вопрос - а нужен ли нам рынок ОАЭ. Поэтому пока мы изучаем, в каком объеме можем продавать мороженое в Эмираты, чтобы наши затраты на сертификацию «халал» окупились. ОАЭ - это интересный рынок, там жители зачастую платежеспособны. К тому же там много туристов, ведь в отпуске люди легко расстаются с деньгами», - отмечает Дмитрий Докин.
Также «Шин-Лайн» присматривается к Ирану. «Но там есть заградительная (импортная – Ред.) пошлина – 55%. В то же время сейчас Министерство сельского хозяйства РК более клиентоориентировано по сравнению с аналогичным министерством России. Минсельхоз РК отвечает на наши письма по поводу налаживания сотрудничества с другими странами. И вот мы попросили это ведомство способствовать тому, чтобы Иран убрал заградительную пошлину. И тогда, возможно, мы зайдем в Иран», - подчеркнул Дмитрий Докин.
Грузия - еще один рынок, куда намерена выйти компания. «Мы планируем начать дистрибуцию нашей продукции в эту страну со следующего сезона (в 2023 году – Ред.). В то же время рынок Азербайджана, где мы уже представлены, платежеспособней грузинского. Предположительно, в Грузии мы можем продавать до 100 тонн мороженого (в год – Ред.)», - рассказывает собеседник.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.