Почему полки супермаркетов переполнены импортными продуктами
Своим мнением по этому вопросу поделилась генеральный директор ТОО «МПЗ «Бижан» Хадиша БижанМы продолжаем серию интервью с представителями казахстанского бизнеса о том, почему местная продукция мало представлена в торговых сетях, должна ли быть поддержка государства и как защитить внутренний рынок от некачественной импортной продукции. В этот раз беседуем с Хадишой Бижан, генеральным директором ТОО «МПЗ «Бижан».
- Хадиша Нұртайқызы, проблема засилья импортных продуктов на полках супермаркетов в той или иной степени актуальна для всего Казахстана. Какова, на ваш взгляд, ситуация в Алматы и Алматинской области? По вашей оценке, какую долю занимает импорт в торговых сетях?
- Импортная продукция мясопереработки, по нашим оценкам, занимает не менее половины объёмов в казахстанских торговых сетях. В Алматы и Алматинской области – около 40%. А, например, в северных областях импорт занимает в нашем сегменте до 70% места на полках супермаркетов.
- Производители жалуются: чтобы попасть на полки торговых сетей и супермаркетов, им приходится идти на крайне невыгодные условия. Так ли это и что это за условия? Какие условия вас не устраивают в работе с сетями?
- Производителей не устраивают многие факторы. Например, уровень представленности на полках супермаркета, отсутствие достаточной видимости товара для покупателя. Зачастую импортный продукт виден лучше, занимает более удобные позиции.
Не устраивает нас отношение сетей к отечественным поставщикам. Проблема в том, что все договоры прописываются в интересах сетей, при этом они стремятся максимально снизить свою ответственность за конечный результат. Это касается и сохранности продукта, и эффективности его продажи, и многих других аспектов. Трейдеры защищают свои интересы, но и производителя надо понять. Он несет большие расходы по производству товара, и ему надо его выгодно реализовать. Но это не так-то просто, учитывая, что крупные сети являются практически монополистами на розничном рынке. В Алматы, например, на их долю приходится до 70% торговых площадей. Положение безвыходное – приходится договариваться с крупными сетями, идти на их условия.
Бывают проблемы со своевременной оплатой поставленного товара ретейлером. Минувшей весной мы даже приостанавливали производство из-за этого, что резко негативно повлияло на нашу работу. Другая проблема – если торговая сеть или отдельный супермаркет закрываются – вы можете потерять весь поставленный туда товар, всю его стоимость.
Приведу только один показательный пример. Одна из торговых сетей под названием «КеңMart» внезапно закрылась незадолго до Нового года. Представляете, какие огромные обороты там были в этот период? У нас там остались значительные объёмы товара, который так и не был оплачен. И всё, правды нигде не найдёшь – компании нет, и долги никто не возвращает. Оказывается, у нас можно просто так закрыть компанию и уйти с рынка, никому при этом не заплатив! Необходимы гарантии со стороны государства, чтобы подобное было невозможно. Сейчас есть очерёдность претензий при банкротстве: в первую очередь закрывают долги по заработной плате работников, во вторую очередь – налоги государству, затем арендные и прочие платежи, и только в последнюю очередь долги поставщикам. А с «КеңMart» произошло так, что его долги никто производителям не погасил вовсе. Если подобная безнаказанность сохранится, то и другие владельцы сетей увидят, что так можно. К сожалению, сегодня поставщик никак не защищён. Нужно изменить механизмы ответственности, в том числе юридической, финансовой ответственности перед поставщиком. И это вопрос не договоров, это вопрос общей правовой, регламентной базы.
- Во многих странах, в частности в Европе, муниципалитеты следят за тем, чтобы продукция местных производителей имела приоритет на рынке. Кто и как поддерживает наших казахстанских производителей, чтобы они могли без препятствий реализовать свой товар в торговой рознице и на рынке в целом?
- На государственном уровне не поддерживает никто. Мы не видим содействия, какого-то протекционизма на рынке. Для начала нам необходима хотя бы пропаганда отечественного товара. Нужно, чтобы народ понимал, что казахстанское – это значит более качественное, натуральное. Необходимо воспитывать «товарный патриотизм» у потребителя – это именно то, чем активно занимаются в той же Европе. Нам нужен здоровый государственный протекционизм. В своё время была хорошая информационная кампания «Покупай казахстанское», «Выбирай товар «Казакстанда жасалган», в сетях были специальные маркированные полки с такими слоганами – но сегодня это уже подзабылось. Власти этим не занимаются, а торговым сетям это не нужно – они работают на собственную прибыль, в результате на полках мы видим засилье импортного продукта.
Казахстану необходима политика здорового государственного протекционизма, не противоречащая принципам и нормам ЕАЭС и ВТО. Пока, к сожалению, со стороны государства такой поддержки мы не видим. Все те скидки и акции, которые бывают в торговых сетях, идут за счёт производителя. Мы в результате часто ничего не зарабатываем, отдавая продукт по его себестоимости или даже дешевле. При этом ещё и нужно платить торговой сети за рекламу акции, за продвижение в их буклетах, за специальные акционные стикеры на полках.
- С участием НПП «Атамекен» в Казахстане прошёл ряд круглых столов, посвящённых проблемам производства продуктов питания, где производители в том числе говорили о том, что местная продукция качественнее импортной, при этом торговые сети закупают импортную продукцию не самого лучшего качества. Что вы думаете по поводу такой ситуации?
- Качество колбасного или другого мясного продукта зависит от того, сколько мяса туда добавляется. Потребителю стоит учитывать, что практически вся колбасная продукция, которая продаётся в розницу ниже 2500 – 3000 тенге за килограмм, уже не имеет, либо почти не имеет полноценной мясной основы. Там используется сырье, в котором в лучшем случае будут шкурки курицы, либо куриный каркас, который измельчили и сдобрили специями. А ведь на нашем рынке встречается импортный товар по цене 600-700 тенге за килограмм, и мне как технологу мясного производства трудно даже представить, что производитель туда положил. По своему опыту могу вам точно сказать, что это – не мясо. При этом можно уже говорить о том, что иногда иностранные поставщики кормят нас не колбасой, а подделкой.
Отечественные производители, использующие добросовестные технологии производства, сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны такого демпингующего импорта. Необходимо, чтобы государственные органы контролировали качество импортной продукции, ее соответствие ингредиентам на этикетке. Сегодня такой контроль присутствует лишь на самом начальном этапе захода данного продукта на наш рынок.
Для сравнения могу привести пример, как мы экспортировали свою продукцию в одну из торговых сетей Москвы. Вначале российские власти запретили нам поставки за якобы неправильную маркировку, второй раз – за то, что обнаружили в продукте ДНК курицы, которого там вроде бы не должно было быть. И всё, после этого закрыли наши поставки окончательно.
Наш же рынок настежь открыт для любого импортного товара. Проверяется органами СЭС товар раз в три года на этапе первого ввоза. Естественно, для проверки поставщики привозят в качестве образцов продукцию самого высокого качества. А когда проверка прошла – «гонят» поток товара с неизвестными ингредиентами. И вот на этом фоне сравните – я уже рассказывал, как обходятся российские надзорные органы с нашими магазинами. Представьте: семь наших небольших магазинов в Москве в течение восьми месяцев проверялись три раза. Причём полностью, весь ассортимент, с экспертизой, с изъятием образцов. Почему у нас с импортным товаром на полках не поступают аналогично?
Было бы легче работать и конкурировать на внутреннем рынке, если бы государство могло отсеять недобросовестных поставщиков, если бы ушли те, кто завозит сюда откровенно некачественную продукцию. Но этого пока нет.
- Таким образом, получается, что конкуренция с импортным товаром – несправедливая?
- Абсолютно несправедливая. В результате отечественный товар не выдерживает конкуренции. Завозя низкосортный продукт, зарубежные поставщики сбивают цены. А торговые сети всегда охотнее закупают именно то, что дешевле. Во-первых, дешёвый товар лучше покупают. А во-вторых, на таком товаре они зарабатывают больше не только через высокие обороты, но и через наценки: чем ниже закупочная цена, тем более высокие торговые надбавки можно выставить.
Что касается господдержки, приведу вам один наглядный пример. Мы слышали, что Правительство Беларуси субсидирует мясопроизводителей-экспортёров, то есть – осуществляет прямую поддержку их конкурентоспособности. Это мы потом ощущаем и на нашем рынке: белорусский продукт в более высокой ценовой категории значительно дешевле нашего при сопоставимом качестве. В результате нам сложно конкурировать даже на внутреннем рынке, не говоря уже об экспортных рынках. На наш взгляд, подобная практика должна быть запрещена в ЕАЭС. Например, в Евросоюзе подобный односторонний протекционизм исключён как явление, так как все понимают, что при ином варианте производители той страны, где ведут такую политику, получат преимущество и вытеснят других с рынка. И это несправедливо. Необходима аналогичная единая политика на уровне ЕАЭС.
Вот еще пример. Многие поставщики мясной продукции из других стран ЕАЭС продают свой товар по упрощённой схеме как индивидуальные предприниматели – ИП. Думаю, все популярные сейчас белорусские магазины работают именно как ИП и платят налог с оборота 3%, и всё. Мы всю продукцию поставляем в розницу как ТОО и официально платим и НДС, и КПН. Даже здесь мы поставлены в неравные финансовые условия с иностранными поставщиками. У нас только НДС 12%, значит уже минимум 9% в пользу иностранного производителя.
Многие отечественные производства работают не в полную силу именно из-за того, что не могут нормально продавать свой продукт. Нет поддержки не только на внутреннем рынке – очень тяжело, буквально годами, решаются вопросы экспорта. Возьмём, опять-таки, наш пример. В 2020 году мы построили на территории Алатауского района новый мясоперерабатывающий завод в расчёте на то, что будем экспортировать нашу продукцию в Китай. Был подписан меморандум, наше правительство работало в этом направлении с китайскими коллегами. Производительность завода составила 20 тонн: 15 тонн готовой продукции плюс 5 тонн полуфабрикатов. В данное время предприятие загружено всего на 30-35%, потому что очень долго идёт процесс согласования: с Минсельхозом нет документов, вопросы ветеринарии не согласованы…
- Проблема доступа местных продуктов питания к потребителям существует не первый год, но она никак не решается. В госорганах ссылаются на то, что у нас свободный рынок, и торговые сети такие же его участники. Но если речь идёт о том, что отечественная отрасль производства продуктов питания работает максимум на половину, и ее доля на местном рынке постоянно сокращается, не пора ли уже решать вопрос защиты своих производств на законодательном уровне? И как именно?
- Влиять можно только проверками, добиваясь необходимого качества ввозимого продукта. Думаю, что государство может реализовать политику здорового протекционизма, защищая нашего отечественного производителя, в частности, на уровне торговых сетей. Чтобы конкуренция была справедливой, необходимо законодательно ввести норму (и строго контролировать её выполнение) о том, чтобы каждый иностранный и местный производитель указывал на этикетке полный компонентный состав своего продукта – из чего он изготовлен. Нужно, чтобы покупатель, приобретая продукцию, мог всегда прочитать, что там внутри есть: куриная шкура, кости и другие продукты механической обвалки, соя, различные химические загустители и красители – полностью! Формально такое требование у нас есть на уровне инструкций и внутренних регламентов, но никто не контролирует его исполнение. Недобросовестные производители и поставщики этим повсеместно пользуются.
В санитарных нормах, в стандартах ЕАЭС и в ГОСТах чётко прописано минимальное и максимальное содержание каждого конкретного ингредиента. Например, минимально допустимая доля мяса в колбасном продукте, максимальная доля сои и так далее. Соответствие этим нормам необходимо проверять постоянно методом контрольных закупок, и эта работа всецело зависит от уполномоченных госорганов – в частности санэпидназдора, от контрольных структур Минсельхоза. В результате же их фактического бездействия на рынке появилось много продукции, где на этикетке указано одно, а по факту – совсем другое. Как итог, добросовестный производитель проигрывает конкуренцию недобросовестному в таких условиях. Страдает качество рынка в целом. Он заполонён откровенно халтурной, низкосортной продукцией. Проблема не только в том, насколько вкусно или невкусно то или иное «творение» отдельных производителей. Проблема заключается во вреде такой низкокачественной продукции для здоровья. И этим государству необходимо заняться самым серьёзным образом, ведь повышенные расходы Минздрава придется ему оплачивать.
Законодателю, на мой взгляд, стоило бы подумать над введением механизмов ответственности как самих торговых сетей, так и поставщиков за реализацию продукта, не соответствующего заявленному составу. Предусмотреть штрафные механизмы, которые были бы чувствительны даже для крупных поставщиков из других стран. Поработать над мерами, стимулирующими торговые сети поддерживать отечественное, а не открывать широкую зелёную улицу иностранному ширпотребу.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.