Что хотят изменить в сфере ГЧП
Опубликован консультативный документМинистерство национальной экономики на портале «Открытые НПА» опубликовало консультативный документ регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственно-частного партнерства». Документ будет находиться в публичном обсуждении до 22 августа 2022 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Существующая система нормативного регулирования отношений в сфере ГЧП, состоящая из двух базовых, частично дублирующих друг друга законов «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях», а также множественных законодательных актов,.. и, соответственно, десятков подзаконных актов, громоздка в правоприменительной практике. Это порождает ошибки и возможность неоднозначного, некорректного толкования норм права. Для снижения рисков применения законодательства полагаем целесообразным пересмотреть данную систему, унифицировать законы и уменьшить количество нормативных правовых актов в сфере ГЧП», - поясняют в ведомстве.
В министерстве указывают, что:
- необходима и проработка вопросов предоставления
нефинансовых инструментов стимулирования частного партнера для обеспечения
коммерциализации проектов ГЧП. Здесь важно установить правильный паритет
обязательств государства и бизнеса;
- необходимо избежать накопления обязательств, связанных с
ГЧП, отдавать приоритет проектам, которые могут окупиться за счет рынка либо за
счет тарифов на оказание услуги;
- необходимо совершенствовать нормы законодательства для расширения применения арбитража как привлекательного для инвесторов способа разрешения споров в проектах ГЧП;
- необходимо дать возможность инвестору самостоятельно выбирать, в какой суд
обращаться - государственный или арбитраж, МФЦА. Это позволит
повысить инвестиционную привлекательность проектов ГЧП.
«В результате будет создана законодательная база для широкого применения механизмов ГЧП, снизится бюджетная нагрузка», - считают в министерстве.
В Миннацэкономики также предложили изменить виды договоров ГЧП для четкого разграничения с договорами государственных закупок и иными сделками с госимуществом. Для обеспечения максимального вовлечения общественности в работу по подготовке, планированию и реализации проектов ГЧП, обеспечения прозрачности процессов предлагается ввести цифровизацию.
В ведомстве обозначили проблемы, для решения которых
требуется законодательное регулирование:
- некорректное применение нормативных правовых актов из-за
сложной структуры НПА в сфере ГЧП;
- проблемы идентификации отдельных видов договоров ГЧП в виде доверительного
управления, аренды;
- на практике имеет место сложность определения способа реализации
государственного инвестиционного проекта посредством ГЧП или иным образом;
- обход процедур и ограничительных мер государственных закупок, а также сделок
с государственным имуществом;
- некачественная подготовка документов проекта ГЧП на стадии планирования;
- несвоевременная актуализация информации по проектам ГЧП и недостаточная
осведомленность инвесторов о ГЧП в стране;
- некачественное планирование и формирование конкурсной документации.
Предлагаемые пути решения проблем:
1. Объединение законов «О государственно-частном партнерстве»
(внесение изменений и дополнений) и
«О концессиях» (признать утратившим силу).
2. Введение новой классификации договоров ГЧП и разделение
на концессионные, инфраструктурные и сервисные. Исключение иных видов
договоров, близких к смешению с другими видами договоров с государственным
имуществом.
3. Изменение подходов применения двухэтапных и одноэтапных
конкурсов. Предлагается перевести все проекты ГЧП, предусматривающие
строительство (создание) объекта ГЧП (концессия), на двухэтапные процедуры
выбора частного партнера.
4. Пересмотр порядка формирования, реализации и изменения
договора ГЧП.
5. Цифровизация бизнес-процессов ГЧП.
Принятие поправок поможет улучшить качество планирования бюджетной нагрузки, снизить риск увеличения финансовых обязательств из-за дефолта проектов и коррупционные риски; поможет развитию конкуренции, а также повысить доверие потенциальных кредиторов.
В документе представлены ожидаемые результаты, которые будут достигнуты за 5 лет после принятия закона. Например, предполагается, что количество расторгнутых договоров ГЧП снизится на 10% в год.
В ведомстве напомнили, что президент на расширенном заседании правительства летом 2020 года высказался по обязательствам государства при реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Он отметил, что более 90% стоимости проектов ГЧП составляют обязательства государства, и около 30% выплат предстоит в ближайшие годы. На встрече с представителями бизнеса 21 января 2022 года Касым-Жомарт Токаев отметил, что важным направлением для привлечения в страну инвестиций должна стать перезагрузка государственно-частного партнерства. «Сегодня этот механизм, по существу, стал инструментом обхода процедур государственных закупок. На бюджет перекладываются все предпринимательские риски. Необоснованно предоставляются сверхльготы и сверхмаржинальность. Обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансированно распределяться между инициаторами и государством», - сказал президент. 1 февраля 2022 года, выступая по вопросам противодействия коррупции, он поручил усилить антикоррупционный контроль в сфере государственно-частного партнерства, а правительство должно рассмотреть вопрос кардинального обновления закона «О государственно-частном партнерстве».
С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке.