НПП: объединение сертификатов СТ-KZ и индустриального – невозможно
Прежде чем обсуждать вопрос их объединения, необходимо внимательно посмотреть на их различия, отметили в НацпалатеВ Национальной палате
предпринимателей считают, что несколько ключевых отличий между
сертификатом о происхождении товара формы «СТ-KZ» и индустриальным
сертфикатом делают их объединение невозможным, сообщает пресс-служба палаты.
Основную роль в выдаче индустриального сертификата выполняет отраслевая ассоциация, которая выдает заключение и не может обеспечить расчет доли внутристрановой ценности в товаре. «СТ-KZ» выдается на основании акта экспертизы, выданного экспертной организацией, которая не может обеспечить точный расчет производственной мощности. Нацпалата проверяет, чтобы оба сертификата были выданы в соответствии с нормативными документами.
Объединение ИС и «СТ-KZ» в «Атамекене» считают невозможным по следующим причинам:
1) «СТ-KZ» выдается на товар казахстанского происхождения в соответствии с критериями, установленными приказом министерства торговли и интеграции от 13 июля 2021 года. То есть товар может быть полностью казахстанского происхождения, например, полезные ископаемые или продукция растительного происхождения. Или товар казахстанского происхождения с учетом критерия достаточной переработки товара, если в производстве применялись иностранные материалы. Индустриальный сертификат выдается производителю товаров в соответствии с правилами, утвержденными решением президиума НПП, и подтверждает, что он может производить конкретный товар», – отметили эксперты Национальной палаты.
Вместе с тем «СТ-KZ», выданный на партию товара, по которому требуются все счета-фактуры на материалы, используемые в производстве, минимизирует предоставление недостоверных данных о происхождении товара, в отличие от «СТ-KZ», выданного на серийное производство, который был внедрен для снижения финансовой и временной нагрузки на бизнес и выдается на основании долгосрочных договоров на поставку материалов.
При этом индустриальный сертификат не исключает возможность поставки импортного товара под видом казахстанского, так как он подтверждает, что предприятие имеет возможность производить определенный товар, так же как и «СТ-KZ», на серийное производство. Требование по предоставлению «СТ-KZ» при поставке товара в рамках регулируемых закупок служит защитной мерой для поддержки производителей товара, так как импортеры и перекупщики не всегда могут предоставить сертификат о происхождении товара при его поставке.
2) По данным НПП, в настоящее время не все отраслевые ассоциации могут обеспечить выдачу индустриального сертификата. Например, в сфере пищевой промышленности нет ассоциаций, заинтересованных в выдаче индустриального сертификата. В Нацпалате считают нецелесообразным вводить требование по предоставлению индустриального сертификата в рамках регулируемых закупок на полезные ископаемые, животных, продукцию растительного происхождения, так как отсутствует промышленное производство.
«Часть субъектов предпринимательства, получивших индустриальный сертификат, считают целесообразным исключить представление «СТ-KZ» при поставке товара, так как расценивают его как дополнительную финансовую нагрузку. Однако в этом случае остается риск поставки импортного товара без сертификата о его происхождении», – прокомментировали в НПП.
3) Отраслевые ассоциации, осуществляющие выдачу индустриального сертификата, сомневаются, что получателей «СТ-KZ» можно считать производителями, так как у них не всегда имеется необходимый персонал и оборудование, установленные отраслевыми критериями для выдачи индустриального сертификата. Например, индивидуальный предприниматель, получивший «СТ-KZ», у которого в наличии есть две швейные машины, не сможет получить индустриальный сертификат, хотя может производить отечественную продукцию из шерсти животного, выращенного в Казахстане, так как, согласно отраслевым критериям, у него должно быть не менее 10 единиц швейного оборудования.
В настоящее время в рамках государственных закупок по товарам, где предусмотрено обязательное требование по наличию индустриального сертификата (товары мебельной и легкой промышленности, а также часть товаров машиностроения), действует следующая схема: «на входе» для участия в закупках необходимо предоставить индустриальный сертификат, а «на выходе» при поставке товара заказчику - «СТ-KZ».
С 21 июня 2022 года требование по предоставлению «СТ-KZ» распространяется только на договоры о государственных закупках, стоимость которых превышает тысячекратный месячный расчетный показатель, то есть на закупки стоимостью более 3 млн тенге.
Применение индустриального сертификата как основного документа, на основании которого предпринимателя допустят к регулируемым закупкам, усиливает роль отраслевых ассоциаций, которые будут принимать решение по выдаче индустриального сертификата.
«Отраслевые критерии ассоциаций для проведения анализа состояния производства товаров, по которым для участия в регулируемых закупках допуск осуществляется на основании индустриального сертификата, должны содержать требования, стимулирующие субъектов предпринимательства к индустриальному производству товаров. То есть переход на промышленное производство. А также содержать однозначные и конкретные требования к производственному оборудованию и кадровому персоналу, на которые субъекты предпринимательства могут ориентироваться для получения индустриального сертификата», – заявляют в НПП.
Учитывая, что индустриальный сертификат является документом, на основании которого производится допуск к государственным закупкам по отдельным видам товаров и планируется расширение его применения, в Нацпалате считают целесообразным расширять номенклатуру товаров по применению индустриального сертификата в регулируемых закупках. Данный процесс, подчеркивают в НПП, необходимо проводить постепенно и точечно с учетом появления и увеличения в Казахстане конкурентных видов производств. Допуск ко всем регулируемым закупкам по всем группам товаров только при наличии индустриального сертификата в Национальной палате «Атамекен» считают в настоящее время преждевременным.