Как регулировать деятельность торговых рынков
НПП «Атамекен» совместно с бизнесом в настоящее время вырабатывает альтернативные регуляторные инструментыНасколько эффективно применяют меры по усилению ответственности владельцев рынков и соблюдению честной конкуренции, а также обеспечивают защиту интересов продавцов от неправомерных действий администрации торговых площадей? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с управляющим директором департамента торговли НПП «Атамекен» Асетом Айтбаевым.
Напомним, глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства 14 июля поручил навести порядок в торговой системе. Он заявил, что «факты спекуляции, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита – далеко не полный перечень нарушений», между тем все это закладывается в стоимость товаров и оплачивается гражданами страны.
Как известно, государственную политику в сфере торговой деятельности реализует министерство торговли и интеграции, а также профильные госорганы (в число которых входят Министерство финансов, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Агентство по защите и развитию конкуренции, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства, Министерство информации и общественного развития). По словам Асета Айтбаева, они наделены соответствующим набором правовых средств, способами воздействия на торговые рынки.
Например, в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о регулировании торговой деятельности по организации деятельности торговых рынков (статья 204-2), превышение размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары (статья 204-4), нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов (статья 425), обозначил он. Вышеперечисленные составы административных правонарушений не являются исчерпывающими.
«При этом в фокусе внимания государственных органов, на наш взгляд, находится несоответствие торговых площадей требованиям строительства, правилам пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим нормам», - отметил Асет Айтбаев.
Он сообщил, что для обеспечения прозрачности деятельности торговых рынков планируют ввести лицензирование торговых рынков в совокупности с механизмом контроля и запуска информационной системы.
«Однако НПП «Атамекен» совместно с бизнес-сообществом выражена консолидированная позиция о нецелесообразности указанного подхода, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии обратной связи с бизнесом при проработке правового регулирования торговых рынков», - подчеркнул руководитель департамента торговли национальной палаты.
Ранее этот вопрос поднимался министерством торговли и интеграции перед рынками, предприниматели единогласно заявили, что против нововведения. Основным доводом послужило то, что лицензия не решит и никак не повлияет на улучшение деятельности самих торгующих. Кроме того, многие рынки не смогут соответствовать требованиям, что затруднит для них получение лицензии, считает Асет Айтбаев.
«МТИ в своей риторике использует такие выражения, как «на всех рынках бардак», «нужно жестко регулировать», «администрации рынков недобросовестные» и т.п., - рассказывает он, - Мы, как НПП, согласны, что нужно реформировать госрегулирование рынков, необходимы новые подходы. Но для начала следует исходить из того, что бизнес добросовестный и персонально отрабатывать с теми, кто нарушает какие-либо требования законодательства».
По мнению предпринимателей, лицензия - это «коррупционный» рычаг госоргана. Вместе с тем глава государства постоянно говорит о дерегулировании бизнеса, обращает внимание управляющий директор департамента торговли палаты.
«Да, контроль необходим, но не лицензия. Мы сейчас совместно с бизнесом вырабатываем альтернативные регуляторные инструменты. Будем обсуждать их с министерством торговли», - пояснил он.
На сегодняшний день главным предложением Национальной палаты является необходимость проработки правового регулирования предпринимательской деятельности при соблюдении концепции «Слышащего государства», резюмировал Асет Айтбаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.