Бизнес-омбудсмен: Я не верю в импортозамещение ради импортозамещения

Лучший результат складывается тогда, когда государство и бизнес садятся за стол переговоров, считает Рустам Журсунов
Фото: Руслан Пряников

Насколько эффективна поддержка, оказываемая сегодня отечественным производителям на уровне государства, какие меры предпринимаются для замещения импортных товаров и услуг, в том числе на фоне обострения геополитической ситуации, а также какие нюансы необходимо учесть Правительству РК для того, чтобы повысить экспортный потенциал страны? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана Рустамом Журсуновым.

- Текущая ситуация еще раз указала Казахстану на сильную зависимость от внешних рынков, тем самым в очередной раз облачив сырьевую направленность экономики. Рустам, хотелось бы знать, какие меры сегодня предпринимаются на уровне государства и бизнес-сообщества в части импортозамещения?

- Вот представьте, сейчас мы закупаем из-за рубежа разные товары, работы, услуги на общую сумму 42 млрд долларов (столько заложено в госбюджете), и все они привязаны к валюте. Соответственно, чем больше у нас импортозависимость, тем сильнее к ней будет привязана национальная валюта. Это говорит о том, что на самом деле наша инфляция в большей мере - не монетарная, а завозная. Очевидно, что те страны, где развито собственное производство, менее подвержены этим факторам.

В свою очередь Правительство Казахстана где-то полтора месяца назад презентовало программу импортозамещения. Мы провели критический анализ этого документа и сделали вывод, что качество его проработки должно быть на порядок выше. Более того, я убежден, что в разработке данной программы должны участвовать не только государственные органы и квазигоссектор, но в первую очередь частные компании. Для этого их надо чем-то мотивировать, выстраивать какой-то общенациональный диалог.

Я не верю в импортозамещение ради импортозамещения, на мой взгляд, здесь следует провести именно глубокую аналитическую работу, ведь речь идет о перенастройке всей нашей экономики, тем более среди экспертов рынка уже возникает ряд спорных моментов.

На фоне геополитической ситуации отечественный бизнес слабеет, в то время как ближайшие соседи наоборот находятся в тонусе. Если кто-то из них завтра захочет выйти на наш рынок, то казахстанские производители вряд ли смогут с ними конкурировать.

Поэтому в данном контексте мы говорим, что импортозамещение должно стать стартом. Тем временем целевая задача нашей экономики - это все-таки экспортоориентированность. По большому счету мы должны научиться управлять внутренним спросом и найти способ вписаться в глобальную цепочку добавленной стоимости. Стимулом для этого как раз может послужить импортозамещение.

Понятно, что импортозамещение - это протекционизм нашей экономики, и он не поощряется ни в рамках ЕАЭС, ни ВТО. По этой причине нам необходимо уделить внимание взращиванию внутристрановых ценностей, которые заключаются в поддержке отечественных производителей, будь то товары, услуги или человеческие ресурсы: «Покупай казахстанские товары. Нанимай казахстанские кадры». Причем это необходимо закрепить на разных уровнях: государства, бизнеса и потребителей. Как сейчас происходит, например, в Грузии или  той же Армении. Если вы там были, то заметили, на прилавках у них мало товаров западного производства.

- Есть ли у вас какие-то конкретные предложения на этот счет?

- Разумеется, все эти вопросы были уже не раз подняты мной перед правительством.

Я часто езжу по регионам и вижу, что у нас производство в принципе идет, причем качество товаров местных производителей не уступает импортируемым. Но многое тут упирается в тарифную политику. Сейчас в Казахстане на сырье зачастую действуют высокие ставки таможенных пошлин, а на ввозимую готовую продукцию низкие, и понятно, что на фоне текущей ситуации нашим производителям никак не выдержать конкуренции, например, с теми же производителями из стран Центральной Азии. Я знаю, что многие компании обращаются с этой проблемой в соответствующие государственные структуры, но их почему-то не хотят слышать.

Так вот, в первую очередь, необходимо сделать разбалансировку тарифной политики. При этом у госорганов должен быть прагматичный подход к данному вопросу. Да, у Казахстана есть международные обязательства в этой части, но тем не менее посмотрите, как россияне или белорусы трепетно защищают свои рынки.

Второй момент касается контролируемых госзакупок. Доля государственного и квазигоссектора занимает более 60% экономики Казахстана. Соответственно емкость рынка закупок государственных органов, квазигоссетора/нацкомпаний, а также недропользователей составляет более 13 трлн тенге. Я считаю, что здесь нужно внести предельную ясность, почему, например, предпочтения отдаются импортной продукции, наряду с тем, что отечественные заводы производят ничем не уступающие ей по качеству аналоги?

Следует отойти от принципа выбора победителя по наименьшей стоимости, ведь это ловушка экономической эффективности как для заказчика, так и для подрядчика. Когда закуп происходит по низкой цене, через демпинг залетает импорт. Все страны мира отошли от такого подхода еще в ХХ веке. На текущий момент везде работают скоринговые системы, которые аккумулируют информацию о поставщиках, опыт их работы, репутации.

Потом снова следует вернуться к вопросу РОПа. В настоящее время его роль свели только к утильсбору на автотехнику. На самом деле нужно понимать, что РОП это, пожалуй, единственный инструмент государства по поддержке отечественных товаропроизводителей, по сути он подразумевает скрытую импортную пошлину. Пока более эффективного механизма поддержки отечественного товаропроизводителя государство не выработало.

То же самое касается предварительного квалификационного отбора. Это не просто коэффициент налоговой нагрузки, как у нас считают в Минфине, а заградительная мера для импортеров, это, если хотите, рейтинги поставщиков.

Еще один открытый вопрос - это финансирование НИОКР недропользователями в размере 1% от затрат на добычу.  Не понимаю, за что? На мой взгляд, это иждивенчество. Уверен, что эти затраты не должны быть оторваны от горного производства, в том числе они должны быть направлены на НИОКР импортозамещения.

Так вот, если все, о чем я выше озвучил увязать в рамках программы импортозамещения, то это как раз станет дельной поддержкой отечественных производителей.

Также постоянно нужно вести статистику в отношении товаров и услуг, что и сколько мы сами можем заместить и как быстро. Если мы говорим про среднесрочную перспективу, то должны задействовать весь потенциал наших институтов.

- Вы упомянули, что неоднократно поднимали эти вопросы перед правительством, получается, что подвижек не было?

- Нет, подвижки есть, но лучшее - это же всегда враг хорошего.

У нас как принято: госорган пишет, предприниматели оппонируют. Хотя все понимают, что лучший результат складывается только тогда, когда государство и бизнес садятся за стол переговоров и вместе обсуждают все проблемы. Именно так был разрабатан Кодекс о недрах, и по моему мнению, он удался.

- А как вы считаете, в каких отраслях прежде всего нам нужно усиливать экспортный потенциал?

- Везде, где возможно. На самом деле нас никто не ждет, надо просто идти и налаживать связи, с каждой страной отрабатывать отдельно номенклатуру товаров и услуг.

Но прежде всего нам самим нужно сделать «домашнее задание» на предмет того, что мы можем производить сегодня, а что завтра, то есть нам важно определиться с управляемым спросом. И уже потом конкретно под какие-то проекты привлекать инвестиции и строить на них заводы. В свою очередь заводы же не запускаются ради двух контрактов.

В целом я вижу потенциал в экспорте химии, АПК, продуктов металлообработки.

- По вашему представлению, инвестиции должны идти со стороны местных предпринимателей или иностранных компаний?

- У нас большой потенциал внутренних инвестиций, мы его до сих пор не реализовали в полной мере.

Что касается внешних инвестиций, то иностранным инвесторам должны быть здесь понятны все правила игры, по крайней мере на среднесрочную перспективу. Инвестиции идут туда, где инвесторы себя чувствуют комфортно и защищенно. Поэтому наша политика должна быть последовательной. А сейчас мы не знаем, какие налоговые ставки нас ждут завтра. Вот пример: недавно приняли решение повысить в 2 раза акциз на изделия из подогреваемого табака с 1 января 2023 года. Почему в июне, почему уже со следующего года, где расчеты? Непонятно, как в этой нестабильной ситуации должны чувствовать себя инвесторы. И таких фактов очень много помимо фискальной политики, взять ту же тарифную политику, бюджетную политику, денежно-кредитную политику.

Только тогда, когда перед нами будут обозначены четкие ориентиры на 3-5 лет вперед, мы сможем понимать, во что сегодня вкладываем свои деньги и какой бизнес-климат получим через три-пять лет.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤