Эксперт: Институт социального предпринимательства нужно масштабировать
Какую поддержку получают СП в КазахстанеС 1 января 2022 года в Казахстане вступил в силу Закон «О социальном предпринимательстве». По новым правилам, соцпредприниматели смогут получить поддержку от государства - налоговые льготы и оплату аренды помещений для бизнеса. Однако помощь соцпредпринимателям оказывают и негосударственные компании.
Социальное предпринимательство - это деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, направленная на решение социальных проблем граждан и общества. В Казахстане в реестре субъектов социального предпринимательства на сегодня числятся порядка 500 предпринимателей.
Для компаний, работающих в социальной сфере, установлены четыре основных критерия, определяющих понятие «социальный предприниматель». Первая категория. Предприниматели, которые решают вопросы занятости социально уязвимых категорий населения. При этом не менее 51% сотрудников такого предприятия также должны относиться к этой категории. Вторая категория. Предприниматели, относящиеся к социально уязвимым слоям населения. Третья категория. Предприниматели, предоставляющие услуги либо производящие товары для социально уязвимых слоев населения. Четвертая категория. Предприниматели, занимающиеся решением вопросов экологии, образования, культуры и искусства.
Масштабы социального предпринимательства
На данный момент в Казахстане социальное предпринимательство представлено в каждом регионе, но этого недостаточно, считает директор Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в Казахстане Ринад Темирбеков. Он полагает, что для полноценного развития института социального предпринимательства необходимо масштабирование. По мнению эксперта, аналоги современных СП появились еще в советские времена.
«Например, слепо-глухо-немые люди делали консервные крышки или выключатели из пластмассы. Такие предприятия создаются, как правило, социально уязвимыми группами населения. Таких предприятий много в сфере образования и здравоохранения Казахстана. Но чисто производственных предприятий с социальной направленностью очень мало», - говорит специалист.
Ринад Темирбеков считает, что миссия социального предприятия – решение конкретной общественной проблемы. В качестве примера он привел опыт предпринимателя из Бангладеш - профессора Университета Читтагонга Мухаммада Юнуса, которого сегодня в стране называют «банкиром для бедных». «В 1976 году Мухаммад Юнус запустил микрокредитование для беднейших слоев населения Бангладеш. Он создал компанию Grameen Bank (в переводе «деревенский банк») – коммерчески успешный проект, который был нацелен на решение проблемы безработицы в стране, и в результате достиг своей цели», - отметил он.
В Казахстане похожую поддержку социальному предпринимательству оказывает финансовая компания Solva. Совместно с фондом ITeachMe компания проводит тренинги по финансовой грамотности для лиц с особыми потребностями при поддержке Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). «Ключевой вопрос для всех нас – как обеспечить свою финансовую безопасность. Особенно важно в это непростое время поддержать менее защищенных граждан. На фоне этого проект по финграмотности для людей с особыми потребностями стал еще более важным и нужным», – подчеркивает Анна Максимова, генеральный директор Solva.
Каково это – быть социальным предпринимателем?
В отличие от социального, обычный предприниматель может менять направление своей деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка. В социальном предпринимательстве такая гибкость не предусмотрена из-за особенностей целевой аудитории. Тем не менее благодаря упорству и вере в свое дело соцпредпринимателям удается добиваться отличных результатов. Один из примеров успешной социальной компании - СП «Шанырак» в Уральске. Его основатель Геннадий Франк - выпускник детского дома, по образованию – юрист. В 2010 году Геннадий создал первый производственный цех на территории детского дома в форме ИП. Затем в 2013 году - общественное объединение (ОО) «Западно-Казахстанский Союз выпускников детских домов и школ-интернатов «Нур», а в 2014 году - социальное предприятие (СП) «Шанырак». Его деятельность направлена на поддержку выпускников детских домов. Таким образом, предприятие решает проблемы занятости и вовлекает молодежь в предпринимательскую деятельность.
Еще один удачный проект, связанный со строительством доступной спортивной инфраструктуры в городских дворах Алматы, реализовала Анна Шелепова. Она пришла в социальное предпринимательство со своей командой в 2014 году. Инвестором проекта выступил шведский фонд Reach for Change в рамках программы «Инкубатор». Анна говорит, что тогда в Казахстане еще не было соответствующего закона, и социальное предпринимательство не поддерживалось на государственном уровне. «Нас вообще не понимали, задавали вопрос: кто вы – благотворительность или бизнес? Мы предлагали компаниям финансировать строительство площадок, зарплаты тренеров, детскую экипировку и турниры», - рассказывает Анна Шелепова.
Благодаря этому социальному проекту у многих детей из неблагополучных семей появилась возможность заниматься спортом. Главной социальной целью проекта было изменение качества жизни казахстанских детей. География проекта распространилась на несколько регионов страны, начали формироваться локальные сообщества, появились партнеры.
«СП - особый вид бизнеса, который решает острую социальную проблему. В нем измеримым показателем являются не только прибыль и выручка, но, в первую очередь, социальный вклад», - поясняет предприниматель.
Проблемы соцпредпринимательства
Директор программ по социальному предпринимательству Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) Айгуль Тагатова рассказывает, что социальный бизнес не приносит сверхприбылей, а потому часто оценивается как высокорисковый. Именно поэтому СП практически недоступны действующие программы кредитования МСБ.
«Наши условия финансирования довольно комфортные. За три года мы поддержали более 20 проектов, которые выдвинули на конкурс «Жаркыра». Авторы этих проектов активные граждане области, предприниматели и некоммерческие организации. Ниши, представленные конкурсантами, своего рода зеркало социальных проблем Казахстана», - говорит эксперт ФЕЦА.
Директор ФЕЦА Ринад Темирбеков добавляет, что государство разработало достаточно широкий круг инструментов для поддержки СП, но механизма его применения до сих пор нет.
«В каждой области формируются реестры СП, но система сбора и обработки информации пока не отлажена. Источники субсидирования и других видов материальной помощи также окончательно не определены. За рубежом действуют специальные фонды и центры развития СП, осуществляется консалтинговая поддержка. В этом плане дальше других продвинулись Германия и Великобритания», - говорит Ринад Темирбеков.
Казахстан пока находится на начальном этапе развития соцпредпринимательства. Для сравнения: даже в России это направление активно развивается на протяжении последних 15 лет. В Казахстан только приходит понимание сути социального предпринимательства, как бизнес-направления, способного решить социальные проблемы общества.
«Хотелось бы активной вовлеченности государства в создание благоприятного делового климата в сфере социального предпринимательства. Тогда можно говорить о дальнейшем росте и развитии этого нишевого сегмента», - резюмировал Ринад Темирбеков.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.