Банки повысили комиссии для магазинов техники
Руководители сети Evrika рассказали, с чем это связано, и о других трендах на рынкеМагазинам
техники стало сложнее реализовывать свою продукцию из-за ужесточения условий
банков. Об этом сказала директор по маркетингу Evrika Наталья Кудрявцева на встрече с журналистами в Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Натальи Кудрявцевой, после увеличения базовой ставки Нацбанка до 14% подорожало фондирование для банков второго уровня.
«Это привело к удорожанию стоимости кредитов и рассрочек, которые торговые сети предоставляли конечным потребителям. С учетом низкой маржинальности электробытовых товаров это удорожание не по карману розничным сетям. Как следствие - срок рассрочек стал короче, а уровень выдачи сократился в связи с ужесточением скоринга со стороны банков, а также ужесточившимися регуляторными требованиями. Как следствие, с 1 марта 2022 года мы видим существенное сокращение объема продаж в розничных магазинах через кредитные организации», - сказала директор по маркетингу Evrika Наталья Кудрявцева.
В компании отмечают, что размер комиссии за кредиты и рассрочки, предоставляемые кредитными организациями, увеличился не менее чем на 3% по отношению к товарообороту.
«Кредитные организации ухудшили условия по срокам кредитования. С 1 марта они сократили сроки рассрочки, а также долю рассрочек, кредитные организации вернули в обиход дорогостоящие кредитные продукты, за которые вынужден платить конечный потребитель. В результате ежемесячный платеж для заемщиков вырос, им стало сложнее расплачиваться по займу», - подчеркнул финансовый директор Evrika Азиз Теймуров.
Он отмечает, что в Казахстане более 70% продаж техники происходит через кредиты, рассрочку. По его словам, в России этот показатель в несколько раз ниже – не превышает 30%.
«Где-то год назад данный показатель в отдельных регионах достигал 80%, но это произошло не из-за того, что доля покупок техники за наличные стала больше, а из-за сокращения базы кредитов. В то же время по сравнению с другими странами в Казахстане доля заимствований домохозяйств очень низкая по отношению к ВВП страны. Но все равно наше государство продолжает видеть угрозу в высокой доле потребительского кредитования», - отметил Азиз Теймуров.
О ценах на технику
В компании подчеркивают, что техника ежегодно дорожает, и на это влияет ряд факторов: увеличение курса доллара, дефицит комплектующих, подорожание стоимости логистики.
«В этом году ситуация с чипами нормализовалась, но из-за нестабильной геополитической обстановки и ряда введенных санкций в отношении наших торговых партнеров мы наблюдаем нарушения в цепочке поставок. Это также приводит к удорожанию стоимости товара», - отмечает Азиз Теймуров.
Он подчеркивает, что девальвация 2015-2016 годов подтолкнула поставщиков техники изменить свою ценовую политику.
«Пока высоких рисков по курсу нет. У нас (в стране – Ред.) доля закупа техники в валюте очень низкая – не превышает 10%. Казахстанский рынок потребительской электроники очень развит, и многие бренды и поставщики стали брать на себя валютные риски. Ведь им нужны прозрачное ценообразование и контроль за рынком. Теперь они нам продают по ценам в тенге, и мы не несем прямые валютные риски. Конечно, через какое-то время поставщики техники поднимают нам цены в тенге, что в свою очередь влияет на необходимость сиюминутной докапитализации бизнеса для поддержания такого же уровня товарных запасов, и именно по этой причине в случае изменения курса доллара торговые сети вынуждены пересматривать цены, так как понимают, что закуп через 2-3 месяца будут делать по более дорогим ценам в тенге», - отметили в компании.
По его словам, международные компании, бренды могут хеджировать валютные риски за счет своих банков-партнеров. «У нас, к сожалению, рынок хеджирования не развит», - подчеркивает Азиз Теймуров.
О сложностях в логистике
«В 2021 году наблюдался дефицит контейнеров на рынке Китая, и стоимость перевозки выросла с 3500 долларов до 16 тыс. долларов. То есть за год стоимость перевозки выросла почти в 4,5 раза», - отмечает Азиз Теймуров.
Проблемы с логистикой связаны также с ситуацией в России. По словам эксперта, 35% импортируемой в Казахстан электроники производилось или консолидировалось в России.
«Например, ряд категорий товаров производились либо консолидировались в России и импортировались к нам в страну оттуда. Учитывая, что западные страны начали вводить технологические и логистические санкции в отношении России, российские заводы перестали получать компоненты для производства определенных видов техники. Соответственно, некоторые заводы техники приостановили свое производство. В результате казахстанские магазины техники начали ощущать дефицит некоторых ее видов», - отметил Азиз Теймуров.
Также эксперты подчеркивают, что как только на российских складах закончится товар, поставщики будут вынуждены перенести свои производственные мощности в другие страны.
«Часть
из них может выйти на рынок Узбекистана, возможно, это снизит себестоимость
логистики. Некоторые производители, например, могут передислоцировать свое
производство во Вьетнам, Китай или Турцию. Тогда сроки доставки этой продукции
увеличатся. Если ранее из России телевизоры в Казахстан доставлялись в течение 5-10
дней, в случае с другими странами этот срок будет составлять не менее 30 дней», - отметили в компании.
О маржинальности
В сети сообщили, что на рынке Казахстана маржа магазинов бытовой электронной техники составляет около 3%. «Удорожание логистики, а также возросшие расходы по комиссиям кредитных организаций оказывают существенное давление на маржинальность бизнеса», - говорит Азиз Теймуров.
Об изменении потребительских привычек
Многие сети электроники стали задумываться над тем, чтобы сделать ставку на бренды более дешевого сегмента. «Также предполагаю, что они будут развивать собственные торговые марки. Например, найдут поставщика в Китае и сменят название бренда на какое-то свое», - подчеркнули в сети.
По прогнозам финансового директора компании, в 2022 году рынок бытовой техники просядет по сравнению с 2021 годом. «На конец 2021 года объем рынка составлял 1,3 трлн тенге. В связи с подорожанием товаров, логистики и снижением уровня одобрения мы уже видим падение розничного рынка электробытовых товаров. По некоторым категориям товаров он уже проседает на 20%», - отметили в сети.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.